УИД: 34RS0032-01-2022-000304-35
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Волгоград 13 октября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Горкушенко Т.А.,
судей Ривняк Е.В., Торшиной С.А.,
при секретаре Кучеренко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-286/2022 по иску прокурора Октябрьского района, Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, МКДОУ «Шелестовский детский сад», о возложении обязанности исполнения требований антитеррористической защищенности объектов образования
по апелляционной жалобе администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области
на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 26 июля 2022 года, которымна администрацию Октябрьского муниципального района Волгоградской области, а также отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района возложена обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования объекта (здания детского сада) МКДОУ «Шелестовский детский сад», расположенного по адресу: Октябрьский муниципальный район, с. Шебалино, ул. Сердюкова, д.42, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. На МКДОУ «Шелестовский детский сад» возложена обязанность в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации объект (здание детского сада), расположенный по адресу: Октябрьский муниципальный район, с. Шебалино, ул. Сердюкова, д.42.
Заслушав доклад судьи Ривняк Е.В., выслушав пояснения прокурора Бережнова А.И., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
прокурор Октябрьского муниципального района, Волгоградской области обратился в Октябрьский районный суд с исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования МКДОУ «Шелестовский детский сад» Октябрьского муниципального района Волгоградской области, в результате которой установлено, что объект (здание детского сада) МКДОУ «Шелестовский детский сад», расположенный по адресу: Октябрьский муниципальный район, с. Шебалино, ул. Сердюкова, д.42, не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, что нарушает обязательства Российской Федерации, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае, по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
На основании изложенного просил суд обязать администрацию Октябрьского муниципального района Волгоградской области, а также отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района в течение 6 месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу, выделить денежные средства для оборудования объекта (здания детского сада) МКДОУ «Шелестовский детский сад», расположенного по адресу: Октябрьский муниципальный район, с. Шебалино, ул. Сердюкова, д.42, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Обязать МКДОУ «Шелестовский детский сад» в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации объект (здание детского сада), расположенный по адресу: Октябрьский муниципальный район, с. Шебалино, ул. Сердюкова, д.42.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с указанным решением суда, администрация Октябрьского муниципального района Волгоградской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Октябрьского районного суда Волгоградской области просит решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, изучив материалы дела, выслушав прокурора, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. Одной из основных задач противодействия терроризму является - обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма Концепцией отнесено: организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Закон № 35-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере образования утверждены Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 г. № 1006.
Указанные Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
На основании п. 6 Требований, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.
Комиссия в ходе своей работы, определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
В силу п. 15 Требований, результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии.
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
На основании п. 43 Требований, на каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории).
Из п. 24 Требований следует, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется следующие мероприятия: а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
В силу п. 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования МКДОУ «Шелестовский детский сад» Октябрьского муниципального района Волгоградской области.
В ходе проверки установлено, что объект (здание детского сада) МКДОУ «Шелестовский детский сад», расположенный по адресу: Октябрьский муниципальный район, с. Шебалино, ул. Сердюкова, д.42, не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Прокуратурой района в адрес МКДОУ «Шелестовский детский сад» направлено представление об оборудовании объекта системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно ответу от 07 июня 2022 года №27, объект (здание детского сада) МКДОУ «Шелестовский детский сад», расположенный по адресу: Октябрьский муниципальный район, с. Шебалино, ул. Сердюкова, д.42, не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно акту обследования МКДОУ «Шелестовский детский сад» от 29 октября 2019 года, по результатам обследования объекту образования установлена 4 категория опасности; исходя из категории необходимо, в том числе, установить систему оповещения и управления эвакуацией; срок для осуществления указанных мероприятий установлен до 01 января 2022 года.
Согласно паспорту безопасности МКДОУ «Шелестовский детский сад», утвержденного 05 февраля 2020 года, вышеуказанному объекту присвоена 4 категория опасности. Из общего числа необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, согласно п. 1 необходимо оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией.
Как установлено судом и не оспаривалось ответчиками, до настоящего времени выявленные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, не устранены, здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных прокурором требований.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из фактических обстоятельств дела и характера тех действий, к совершению которых ответчики были обязаны, суд обоснованно определил в решении суда срок для осуществления соответствующей обязанности для администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области и отдела по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области - не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, осуществить финансирование мероприятий антитеррористической защищенности МКДОУ «Шелестовский детский сад»; на МКДОУ «Шелестовский детский сад» - в срок не позднее шести месяцев со дня осуществления финансирования провести мероприятия антитеррористической защищенности для выполнения соответствующей обязанности.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку разрешая указанные заявленные требования, суд верно определил юридически значимые обстоятельства дела, правильно применил закон, дал надлежащую правовую оценку всем собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, постановив решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора ввиду того, что финансирование расходов, не предусмотренных бюджетом Октябрьского муниципального района, не могут быть приняты во внимание судебной коллегии.
В силу п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Согласно п. 3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Пунктом 1.4 Положения об отделе по образованию администрации Октябрьского муниципального района, утвержденного решением Октябрьской районной Думы от 29 марта 2018 года №41-5/253 определено, что отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района является структурным подразделением администрации Октябрьского муниципального района.
Согласно п.1.7 Положения финансирование расходов на содержание отдела по образованию осуществляется за счет средств бюджета Октябрьского муниципального района.
Согласно п. 3.1.5. Положения отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района осуществляет в установленном порядке за счет средств бюджета муниципального района финансирование деятельности подведомственных образовательных организаций, а также капитального и текущего ремонта закрепленного за ними имущества.
Согласно п.1.7 Устава МКОУ «Аксайская средняя школа», утвержденного 10 ноября 2015 года, учредителем указанного образовательного учреждения является отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Таким образом, с учетом вышеприведенных положений отсутствие финансирования, не может являться основанием для неисполнения органом местного самоуправления требований законодательства об антитеррористической защищенности.
При этом вопросы выделения бюджетного финансирования на соответствующие цели относятся к процедуре исполнения решения суда и не могут свидетельствовать о его незаконности и неисполнимости.
Таким образом, судебная коллегия не находит поводов для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку ее доводы не опровергают выводов суда, не содержат указания на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.
При разрешении заявленных требований и вынесении обжалуемого судебного постановления, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 26 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: