Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

18 сентября 2023 года <адрес>

Шурышкарский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Балакина С.В., при секретаре ФИО13, с участием представителя истца ФИО9, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений администрации <адрес> о признании права на получение земельного участка и признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3, ФИО2 действуя от себя лично и в интересах своих несовершеннолетних детей: ФИО4, ФИО5, ФИО6, через своего представителя по доверенности ФИО9, обратились в суд с иском к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений администрации <адрес> (далее Департамент) о признании права на получение земельного участка и признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка. В обосновании требований указано, что истцами было подано заявление о постановке многодетной семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка. Решением администрации <адрес> истцам в постановке на учет их многодетной семьи было отказано по основаниям указанным в п.1, ч. 9 ст. 7-2 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ -ЗАО, обосновав отказ тем, что согласно предоставленным документам ФИО2 находится в зарегистрированном браке с ФИО3, супруг является отцом двоих детей, факта официального удочерения с его стороны в отношении третьего ребенка не установлено. Таким образом, статус гражданина, имеющего трех и более детей (многодетного отца) не подтвержден. Истец не согласна с принятым решением, поскольку согласно удостоверения многодетной семьи указано: ФИО2 и ФИО3 являются многодетной семьей, также ссылается на то, что в ч. 2 ст. 7 Закона -ЗАО ЯНАО не предусмотрено подтверждение статуса многодетного отца. В связи с указанными обстоятельствами истцы обратились в суд с настоящим иском, просили признать за ними право на получение бесплатно земельного участка как многодетной семьи, а также обязать ответчика поставить на учет семью ФИО14 в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.

Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений <адрес>, привлеченный к участию в деле в качестве ответчика, извещенный надлежащим образом о дате и времени слушания дела. Своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайствуя о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, выразив свою позицию по делу.

В письменных возражениях начальник Департамента архитектуры и земельных отношений <адрес> ФИО8, просил суд отказать в удовлетворении иска, указав, что в случае, если на детей, совместно проживающих с гражданами, имеющими трех и более детей, не оформлено удочерение (усыновление), то такие граждане не будут соответствовать условиям Закона -ЗАО ЯНАО.

Представитель истца ФИО9, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в порядке гражданского судопроизводства, ввиду того, что они просят суд признать право семьи ФИО2 состоять на учете лиц, имеющих право на получение земельного участка в собственность бесплатно. Семья ФИО2 является многодетной, имеет удостоверение многодетной семьи, в силу законодательства она имеет право на получения земельного участка в собственность бесплатно. Отсутствия удочерения со стороны ФИО3 в отношении одного ребенка, не может являться препятствием для постановки на учет семьи, так как ФИО2 имеет троих несовершеннолетних детей, они состоят в браке, ведут совместное хозяйство, воспитывают детей также совместно, в связи с чем ФИО3 является также членом семьи ФИО3, как супруг.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся земельное законодательство и вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности.

В силу ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.    

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской (далее – ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ (в действующей редакции) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

В силу п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, осуществляется, в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Закон ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в <адрес>" (далее - Закон ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ЗАО), устанавливает полномочия исполнительных органов государственной власти автономного округа; формы участия исполнительных органов государственной власти автономного округа в земельных отношениях; предельные размеры земельных участков; правила предоставления земельных участков в собственность, в пользование граждан или юридических лиц; правила установления и использования отдельных категорий и видов земель (ч. 2 ст. 1).

В соответствии со п. 1 ст. 7 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ЗАО предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно осуществляется в случаях: 1) предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по месту постоянного проживания гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка, и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, и не реализовавшим право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, указанное в части 2 статьи 7-1 настоящего Закона; 2) расположения на земельном участке жилого дома, находящегося в собственности граждан, имеющих трех и более детей и являющихся гражданами Российской Федерации; 3) предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства или садоводства, или огородничества по месту постоянного проживания гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка, и не реализовавшим право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, указанное в части 2 статьи 7-1 настоящего Закона.

В первоочередном порядке земельные участки для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, или садоводства предоставляются в собственность бесплатно, в том числе гражданам в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 ст. 7 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ЗАО.

В силу ч. 3 ст. 7 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ЗАО право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи возникает у граждан, имеющих трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 18 лет, детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 23 лет, осваивающих образовательные программы основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, и не вступивших в брак.

При решении вопроса о постановке на учет граждан в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, или о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданам в случае, указанном в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные граждане были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление (удочерение).

В соответствии с ч. 2 ст. 7-2 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ЗАО постановка на учет граждан осуществляется по месту постоянного проживания в порядке очередности, исходя из времени и даты подачи заявителем или его представителем заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, цели предоставления земельного участка, указанной в заявлении, с учетом права граждан на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков в соответствии с федеральным законодательством, частью 6 статьи 7 настоящего Закона.

Судом установлено, что ФИО3 и ФИО10 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака ФИО10 присвоена фамилии ФИО2 (л.д.).

Как следует из свидетельств о рождении детей ФИО3 и ФИО2 являются родителями несовершеннолетних – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в свидетельстве о рождении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в графе отец- прочерк, ее матерью является ФИО15 (ныне ФИО14) М.С. (л.д.).

ФИО2 является матерью троих несовершеннолетних детей, в связи с чем, ее семья признана многодетной, что подтверждается так же удостоверением многодетной семьи, выданное Департаментом социальной защиты населения администрации муниципального образования <адрес> (л.д. ).

В связи с признанием семьи ФИО2, многодетной, она обратилась в Управление имущества администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении ее семьи земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства (л.д. ).

Постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -а «Об отказе в постановке граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно» семье ФИО2 и ФИО3 отказано в постановке на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно (л.д. ).

Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлена в известность о том, что ее семье отказано в постановке их семьи на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в виду того, что ФИО4 несовершеннолетняя дочь ФИО2, не является членом семьи ФИО3, то есть не подтвержден статус многодетного отца, что исключает право семьи на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии Законом ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ -ЗАО.

Судом достоверно установлено, что ФИО3 является отцом двоих совместных детей с ФИО2, в графе «отец» у ФИО4 никто не значится. Семья ведет совместное хозяйство, они проживает по одному адресу, и ответчиком данное не оспаривалось.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с рождением у ФИО2 третьего ребенка, у нее возникло право на социальную поддержку, предусмотренную Законом ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ -ЗАО, в виде предоставление ей земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.

Из буквального толкования вышеуказанных норм права, а именно п. 1-3 части 1 статьи 7 Закона -ЗАО, следует, что право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность возникает у граждан, имеющих троих и более детей, в том числе и усыновленных (удочеренных) в возрасте до 18 лет, а также в возрасте до 23 лет, осваивающих образовательные программы основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования и т.д..

Порядок предоставления такого земельного участка в собственность бесплатно регламентирован указанной нормой права и предусматривает подачу гражданами заявления и прилагаемых к нему документов, а также постановку их органами местного самоуправления на соответствующий учет.

Таким образом, приведенными нормами регионального законодательства предусмотрено право многодетного гражданина на принятие на учет в целях предоставления земельного участка для ведения садоводства по месту постоянного проживания, при определенных условиях, указанных в законе.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что истец ФИО2 является матерью троих несовершеннолетних детей. Факт этого подтвержден наличием соответствующего удостоверения. Не оспаривается, что истец ФИО2 и ФИО3 постоянно проживают на территории <адрес> более пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка, и они ранее не реализовал данное право.

Анализируя изложенное, оценив собранные по делу доказательства суд считает, что семья ФИО11 имеет право на постановку на учет в качестве лиц, имеющих право на получение земельного участка в собственность и решение ответчика об отказе в постановке семьи ФИО3 на данный учет нарушает законные права истца и ее детей, поскольку факт отсутствия у супруга ФИО3 в отношении старшей дочери ФИО4 отцовства, не исключает постановку семьи истца, в которую входит и ее супруг.

Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд принимает представленные заявителем доказательств, изложенных в заявлении, и считает их достаточными для удовлетворения заявления, поскольку условия для постановки на учет, у данной семьи имеются.

На основании выше изложенного, принимая во внимание, что ответчиком не приняты меры, направленные на реализацию гарантированного ФИО2 действующим законодательством права на получения земельного участка бесплатно как многодетной семье, для восстановления нарушенных прав истца, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика восстановить право семьи ФИО2 на получение земельного участка в собственность в соответствии с Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании отдельных земельных отношений в <адрес>», поставив семью административного истца на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка бесплатно в собственность.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО12, А.А., являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Истцами заявлено также о взыскании понесенных судебных расходов, а именно расходов на оплату услуг представителя.

Учитывая, что истцом не указана сумма расходов, и суд самостоятельно не может указать сумму данных расходов, суд считает необходимым данный вопрос оставить без рассмотрения. Указанное решение в данной части заявленных требований, не лишает истцов обратиться в суд с отдельным заявлением о взыскании расходов на оплату услуг представителя, с указанием суммы понесенных расходов по настоящему гражданскому делу.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 - удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ семье ФИО2 в постановке на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.

Признать за ФИО2 и членами ее семьи право состоять на учете лиц, имеющих право на получение земельного участка в собственность в соответствии с Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в <адрес>», поставив ФИО2 и членов ее семьи на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка бесплатно в собственность, с даты подачи ею нового заявления.

В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес> через Шурышкарский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения мотивированного решения суда.

Председательствующий (подпись)              С.В. Балакина

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна:

Судья:              С.В. Балакина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-216/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Акамов Александр Александрович
Акамова Марьяна Сергеевна
Ответчики
Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО Шурышкарский район
Другие
Вагапов Р.Р.
Суд
Шурышкарский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Балакина Светлана Васильевна
Дело на сайте суда
shuryshkarsky.ynao.sudrf.ru
09.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2023Передача материалов судье
11.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее