Решение по делу № 33-4287/2020 от 17.09.2020

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Эльзессер В.В.                                                дело № 2-361/2020

                                                                                                 33-4287/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Калининград                            14 октября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего         Михальчик С.А.

судей                     Филатовой Н.В., Королевой Н.С.

при секретаре                Кичигиной О.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Колесникова Юрия Сергеевича к Министерству здравоохранения Калининградской области, ГБУЗ КО «Правдинская центральная районная больница», Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Колесникова Юрия Сергеевича на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 27 января 2020 г.

Заслушав доклад судьи Филатовой Н.В., объяснения Колесникова Ю.С. и его представителя Баринова В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства здравоохранения Калининградской области Титова В.Н., полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Колесников Ю.С. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Калининградской области, ГБУЗ КО «Правдинская центральная районная больница», Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, указав, что в 2017 году, имея высшее медицинское образование, не достигнув возраста 50 лет, прибыл на работу в поселок Железнодорожный Правдинского района по условиям программы «Земский доктор». 30 августа 2017 г. между ним и ГБУЗ КО «Правдинская центральная районная больница» заключен трудовой договор, в соответствии с которым он принят на работу на должность врача-хирурга хирургического отделения стационара. После этого он обратился с заявлением и всеми необходимыми документами в Министерство здравоохранения Калининградской области для заключения договора о единовременной компенсационной выплате. Однако его заявление в установленные действующим законодательством сроки не рассмотрено, договор не заключен, единовременная компенсационная выплата не предоставлена, что явилось основанием для обращения в суд. 19.07.2019 г. между ним, Министерством здравоохранения Калининградской области и ГБУЗ КО «Правдинская центральная районная больница» был заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, в котором указано, что его действие распространяется на трудовые отношения, начиная с 01.12.2017 года. 29.08.2019 на его счет перечислена компенсационная выплата в размере 1 000 000 рублей.

Считает, что на основании ст. 236 ТК РФ ему подлежит выплате неустойка за период с 31.12.2017 г. по 29.08.2019 г. в размере 303 800 руб., исходя из 1/150 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

Несвоевременной выплатой спорной суммы ему причинён моральный вред, поскольку, имея на иждивении двоих несовершеннолетних детей, он переехал из города Рубцовска Алтайского края целенаправленно в качестве претендента на участие в программе «Земский доктор» и рассчитывал на гарантированную федеральным законодательством выплату. В результате длительного ожидания выплаты перенес нравственные страдания. Размер причинённого морального вреда оценивает в 50 000 рублей.

Уточнив исковые требования, просил взыскать с Министерства здравоохранения Калининградской области, ГБУЗ КО «Правдинская центральная районная больница» неустойку в размере 303 800 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела от требований к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Калининградской области Колесников Ю.С. отказался, производство по делу в данной части судом прекращено.

Решением Центрального районного суда г.Калининграда от 27.01.2020 г. исковые требования Колесникова Ю.С. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Колесников Ю.С. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объёме. Оспаривает вывод суда о том, что спорные правоотношения не основаны на нормах трудового законодательства, настаивая на том, что право на получение компенсационной выплаты приобретено им в связи с заключением трудового договора с ГБУЗ КО «Правдинская центральная районная больница» и исполнением трудовых обязанностей в сельской местности. Ссылается на то, что 19.07.2019 г. между ним, Министерством здравоохранения Калининградской области и ГБУЗ КО «Правдинская центральная районная больница» был заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, который является трёхсторонним и накладывает ответственность за несоблюдение его прав, гарантированных трудовых законодательством. При этом действие договора распространено на трудовые отношения, начиная с 01.12.2017 г.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 30.08.2017 г. Колесников Ю.С. заключил трудовой договор ГБУЗ КО «Правдинская центральная районная больница» и был принят на работу по должности врача-хирурга хирургического отделения стационара.

23.09.2017 г. Колесников Ю.С. обратился в Министерство здравоохранения Калининградской области с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

29.10.2018 г. Министерство здравоохранения Калининградской области отказало Колесникову Ю.С. в выплате по мотиву израсходования бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Калининградской области от 19.12.2016 г. № 25 «Об областном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 годов» на указанные цели.

Полагая такой отказ незаконным, Колесников Ю.С. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Калининградской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей и перечислить указанную сумму в течение 30 дней с момента заключения договора, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.

Вступившим в законную силу определением Центрального районного суда г. Калининграда от 19.06.2019 г. между сторонами утверждено мировое соглашение по условиям которого Колесников Ю.С. отказывается от своих исковых требований к Министерству здравоохранения Калининградской области, а Министерство здравоохранения Калининградской области в течение месяца с даты утверждения настоящего мирового соглашения судом заключает договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, распространив его действие, начиная с 01.12.2017 г., с учетом поданных истцом документов и сроков их рассмотрения, и в срок до трех месяцев с даты утверждения мирового соглашения судом перечисляет со своего счета 1 000 000 рублей единовременной компенсационной выплаты на расчетный счет истца. Расходы по уплате государственной пошлины несет истец, они не подлежат взысканию с ответчика.

Во исполнение условий заключённого мирового соглашения     19.07.2019 г. между ГБУЗ КО «Правдинская центральная районная больница», Министерством здравоохранения Калининградской области и      Колесниковым Ю.С. заключен договор № 2 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, согласно которому Министерство здравоохранения Калининградской области в течение 60 дней со дня заключения настоящего договора обязано перечислить Колесникову Ю.С. выплату в размере 1 000 000 рублей. Данная сумма поступила на счет истца 29.08.2019 г.

Настаивая, что действиями ГБУЗ КО «Правдинская центральная районная больница» и Министерством здравоохранения Калининградской области нарушены его трудовые права, Колесников Ю.С. обратился в суд с настоящим иском, требуя взыскания неустойки, предусмотренной ст. 236 ТК РФ, а также компенсации морального вреда.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что спорные правоотношения нормами трудового законодательства не регулируются, поскольку единовременная компенсационная выплата относится к мерам государственной поддержки и производится в рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи.

Оснований не согласиться с указанной позицией суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Согласно ч. 1 ст. 72 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 утверждена государственная Программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», одним из направлений которой является подпрограмма «Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении», предусматривающая, в том числе государственную поддержку отдельных категорий медицинских работников.

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50, части 12.1 - 12.5 статьи 51 ФЗ РФ от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 12.1 ст. 51 ФЗ РФ от 14.12.2015 N 326-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных ч. 12.1 ст. 51 ФЗ РФ от 29.11.2010 N 326-ФЗ, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.

В частности, ч. 12.2 ст. 51 ФЗ РФ от 29.11.2010 N 326-ФЗ предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать помимо ряда необходимых условий обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником, указанным в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения, предусматривающего:

-    обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (п. п. "а" п. 3 ч. 12.2 ст. 51 ФЗ РФ от 29.11.2010 N 326-ФЗ);

-    порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. п. "б" п. 3 ч. 12.2 ст. 51 ФЗ РФ от 29.11.2010 N 326-ФЗ);

-    возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в пункте "а" данного пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 81, п. 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду (п. п. "в" п. 3 ч. 12.2 ст. 51 ФЗ РФ от 29.11.2010 N 326-ФЗ);

-    ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" этого же пункта (п. п. "г" п. 3 ч. 12.2 ст. 51 ФЗ РФ от 29.11.2010 N 326-ФЗ).

В целях реализации положений ч.ч. 12.1, 12.2 ст. 51 ФЗ РФ от 29.11.2010 N 326-ФЗ Правительством Калининградской области принято постановление № 153 от 29 марта 2016 г. «Об организации предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Калининградской области, и признании утратившими силу отдельных пунктов постановления Правительства Калининградской области от 6 июля 2015 года № 378».

В соответствии с данным постановлением Министерство здравоохранения Калининградской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области по организации предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Калининградской области или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Калининградской области из другого населенного пункта.

Кроме того, указанным постановлением утвержден порядок заключения с медицинским работником в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 или 2017 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Калининградской области или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Калининградской области из другого населенного пункта, договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

В соответствии с п.2 Порядка договор заключается в письменной форме между Министерством здравоохранения Калининградской области, государственным учреждением здравоохранения Калининградской области и медицинским работником после заключения им трудового договора с учреждением.

Для заключения договора медицинский работник представляет в Министерство необходимые документы (п. 4 Порядка).

Согласно п. 6 Порядка в целях рассмотрения документов в Министерстве создается комиссия, состав и положение о которой утверждаются приказом министра здравоохранения Калининградской области.

Решение о заключении (об отказе в заключении) договора принимается министром здравоохранения Калининградской области на основании протокола заседания комиссии в течение 5 календарных дней со дня заседания комиссии. Принятое решение оформляется приказом министра здравоохранения Калининградской области (п.8 Порядка).

Из содержания приведенных правовых норм следует, что именно Министерство здравоохранения Калининградской области является уполномоченным органом по предоставлению единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в возрасте до 50 лет, имеющему высшее образование, прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт Калининградской области и заключившему трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Калининградской области.

ГБУЗ КО «Правдинская центральная районная больница» в таких правоотношениях выступает лишь стороной договора, но не наделено полномочиями по предоставлению работнику спорной выплаты, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по требованиям истца, связанным с задержкой указанной выплаты.

При этом правоотношения, возникшие между Колесниковым Ю.С. и Министерством здравоохранения Калининградской области в связи с предоставлением единовременной компенсационной выплаты, трудовыми не являются, регулируются приведенными выше положениями гражданского законодательства, соответственно нормы трудового права к таким правоотношениям не применимы.

Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном понимании закона и субъективной правовой оценке установленных фактических обстоятельств.

Соглашаясь в целом с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия при этом усматривает основания для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении иска Колесникова Ю.С. к Министерству здравоохранения Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда в связи с допущенным судом нарушением норм процессуального права.

Так, согласно абзацу 3 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.

Из приведенной процессуальной нормы следует недопустимость повторного рассмотрения и разрешения тождественного спора, то есть спора, в котором совпадают стороны, предмет и основание.

В системе норм действующего законодательства требования абз. 3 ст. 220 ГПК РФ направлены на обеспечение обязательного характера вступившего в законную силу решения суда и на недопустимость его пересмотра только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.

Однако такие положения процессуального закона судом не учтены.

Как указано выше, ранее Колесников Ю.С. обращался в суд с иском к Министерству здравоохранения Калининградской области, в том числе о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей в связи с нарушением его права на получение единовременной компенсационной выплаты.

Вступившим в законную силу определением Центрального районного суда г. Калининграда от 19.06.2019 г. между сторонами утверждено мировое соглашение.

Учитывая, что имеется вступившее в законную силу определение суда об утверждении мирового соглашения по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, оспариваемое решение суда в части отказа в иске Колесникова Ю.С. к Министерству здравоохранения Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда подлежит отмене с прекращением производства по делу в данной части.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 27 января 2020 г. отменить в части отказа в иске Колесникова Юрия Сергеевича к Министерству здравоохранения Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда и производство по делу в данной части прекратить.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

33-4287/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Колесников Юрий Сергеевич
Ответчики
ГБУЗ КО «Правдинская центральная районная больница»
Федеральный фонд обязательного медицинскою страховании
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области
Министерство здравоохранения Калининградской области
Другие
Радзявичюс Вадим Станиславович
Серов Сергей Евгеньевич
Титов Владимир Николаевич
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Филатова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.kln.sudrf.ru
17.09.2020Передача дела судье
14.10.2020Судебное заседание
19.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2020Передано в экспедицию
14.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее