№ 88-4326/20
Номер дела в суде первой инстанции № 2-1679/19
28RS0017-01-2019-004955-74
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
7 июля 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Хижинского А.А.
судей Кудриной Я.Г., Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора космодрома «Восточный», действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» о возложении обязанности организовать и провести мероприятия по завершению строительства комплекса эксплуатации районов падения
по кассационным жалобам Госкорпорации «Роскосмос», ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» на решение Свободненского городского суда Амурской области от 15 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., выслушав объяснения прокурора Плетневой С.Н., представителя ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» - Панчешина Р.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор космодрома «Восточный» в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском, с учетом уточненных требований просил обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу определить конкретные виды и объемы невыполненных работ по объекту «Комплекс эксплуатации районов падения», определить исполнителя (подрядчика) работ по объекту «Комплекс эксплуатации районов падения» и заключить договор подряда.
В обоснование требований прокурор указал, что Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 2007 года № принято решение о создании на территории Свободненского района Амурской области космодрома «Восточный», а также определены основные этапы и сроки его создания. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № создано ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», на которое возложено исполнение функций застройщика, связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный». Функции генерального подрядчика возложены на ФГУП «Спецстройтехнологии» при Спецстрое России», которое переименовано в ФГУП «ГВСУ по специальным объектам». Между ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» заключено 8 государственных контрактов на строительство объектов космодрома «Восточный». Строительство комплекса эксплуатации районов падения происходило в рамках государственного контракта № от 19 декабря 2014 года. Цена государственного контракта составляет 2 506 508,8 тыс. руб., объект профинансирован на сумму 2 272 185,4 тыс. руб., принято работ по форме КС-3 на сумму 1 180 708,3 тыс. руб., неотработанный аванс составляет 1 091 477 тыс. руб., срок сдачи объекта 30 ноября 2015 года, строительная готовность объекта незавершенного строительства составляет 48%. 6 мая 2019 года решением Арбитражного суда г.Москвы удовлетворен иск ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» к ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» о расторжении государственного контракта по строительству комплекса эксплуатации районов падения, работы не ведутся. 12 апреля 2019 года ГК «Роскосмос» утвержден очередной новый комплексный план-график №, в рамках которого, в том числе, на ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» возложены обязанности по организации выполнения мероприятий по завершению строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный» и, в том числе, комплекса эксплуатации районов падения. Должных мер со стороны ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» по активизации надлежащего процесса строительства объекта строительства комплекса эксплуатации районов падения и завершению работ длительное время не принимается, наличие плана-графика с учетом срыва сроков исполнения по предыдущим не свидетельствует о безусловном исполнении мероприятий, меры, принимаемые ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», к нужному результату (к завершению строительства обозначенного объекта) не привели, поэтому эти меры признаны исчерпывающими быть не могут. Обозначенные нарушения со стороны ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» влекут за собой нарушение государственных интересов Российской Федерации в области космической деятельности, выразившееся в затягивании сроков строительства объектов космодрома «Восточный», являющегося стратегическим объектом, призванным обеспечить беспрепятственный доступ Российской Федерации к освоению космического пространства.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФГУП «ЦЭНКИ», 119 отдел ГАСН МО РФ, государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», ФГУП ГВСУ по специальным объектам.
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 15 октября 2019 года исковые требования прокурора космодрома «Восточный» удовлетворены: на ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» возложена обязанность в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу определить конкретные виды и объемы невыполненных работ по объекту «Комплекс эксплуатации районов падения», во взаимодействии с Госкорпорацией «Роскосмос» определить исполнителя (подрядчика) работ по объекту «Комплекс эксплуатации районов падения» и заключить договор подряда. С ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 января 2020 года решение Свободненского городского суда Амурской области от 15 октября 2019 года изменено, абз. 2, 3 резолютивной части изложены в следующей редакции: «обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в срок до 31 декабря 2020 года определить конкретные виды и объемы невыполненных работ по объекту «Комплекс эксплуатации районов падения»; обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в срок до 31 декабря 2020 года определить исполнителя (подрядчика) работ по объекту «Комплекс эксплуатации районов падения» в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Госкорпорации «Роскосмос» ставится вопрос об отмене судебных постановлений, поскольку в связи с прекращением срока действия федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», в рамках которой был заключен государственный контракт на строительство спорного объекта, прекращено финансирование мероприятий, предусмотренных указанной программой. В отсутствие доведенных лимитов бюджетного финансирования для проведения ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» мероприятий по завершению строительства спорного объекта, требования прокурора не могут быть исполнены. Действия истца противоречат принципу невмешательства органов прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность организаций и выходят за пределы компетенции органов прокуратуры. Настоящие требования разрешаются в порядке арбитражного судопроизводства. Судебные акты являются неисполнимыми.
В кассационной жалобе ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» ставится вопрос об отмене судебных постановлений, поскольку иск прокурора, обжалуемые судебные акты не содержат ссылок на нормы, которые нарушает ответчик. Отсутствует причинно-следственная связь между действиями дирекции и наступившими последствиями. Дирекция не вправе определять формат, сроки, источники реализации подпрограммы. Решение суда будет ограничивать полномочия государственных органов и нарушать принцип разделения властей.
Прокуратурой Амурской области поданы возражения на кассационные жалобы со ссылкой на необоснованность изложенных в них доводов.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям. Прокурор просил оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. На основании ч.5 ст.379.5 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В силу ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела не допущено.
Как установлено судом, ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» создано в целях оперативного управления реализацией подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» и подпрограммы «Развитие космодрома «Восточный» на период 2017-2025 годов» федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», осуществления контроля за ходом выполнения подпрограмм, эффективностью расходования выделенных на реализацию программ средств, исполнения функций застройщика (заказчика), связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный», а также иных функций, предусмотренных механизмом реализации подпрограмм.
К основным видам деятельности дирекции относится, в том числе, организация размещения государственного заказа на право заключения государственных контрактов, заключение государственных контрактов, в том числе, по результатам торгов на проведение работ или оказание услуг, контроль за выполнением подрядными организациями строительно-монтажных работ, в том числе, за соблюдением сроков и качеством выполненных строительных работ в рамках заключенных государственных контрактов и договоров в сфере строительства объектов космодрома «Восточный», подготовка и согласование в установленном порядке технических заданий на разработку предпроектной и проектной документации.
Распоряжениями директора Спецстроя России от 28 марта 2013 года №, от 25 апреля 2013 года № функции генерального подрядчика возложены на ФГУП «Спецстройтехнологии» при Спецстрое России», которое в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России от 11 мая 2017 года № переименовано в ФГУП «ГВСУ по специальным объектам».
Между ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» заключено 8 государственных контрактов на строительство объектов космодрома «Восточный», в том числе № от 19 декабря 2014 года, в рамках которого происходило строительство комплекса эксплуатации районов падения.
Цена государственного контракта составляет 2 506 508,8 тыс. руб., объект профинансирован на сумму 2 272 185,4 тыс. руб., принято работ по форме КС-3 на сумму 1 180 708,3 тыс. руб., неотработанный аванс составляет 1 091 477 тыс. руб., срок сдачи объекта 30 ноября 2015 года, строительная готовность объекта незавершенного строительства составляет 48%.
Решением Арбитражного суда г.Москва от 6 мая 2019 года удовлетворен иск ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» к ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» о расторжении государственного контракта по строительству комплекса эксплуатации районов падения.
В настоящее время работы на объекте не ведутся, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Рассматривая настоящее дело, судебные инстанции руководствовались Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Законом РФ от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности", ст.ст.52, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя требования прокурора космодрома «Восточный», суд первой инстанции исходил из того, что бездействие ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» влечет за собой нарушение государственных интересов Российской Федерации в области космической деятельности, выразившееся в затягивании сроков строительства объектов космодрома «Восточный», являющегося стратегическим объектом, призванным обеспечить беспрепятственный доступ Российской Федерации к освоению космического пространства.
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции в части наличия у прокурора права на обращение в суд с настоящим иском, а также в части возложения обязанности на ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» определить виды и объемы выполненных работ по спорному объекту и исполнителя (подрядчика) указанных работ.
Вместе с тем судебная коллегия посчитала необоснованным возложение обязанности на Госкорпорацию «Роскосмос» совместно с ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» определить исполнителя (подрядчика) работ по спорному объекту, поскольку Госкорпорация участвовала в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет иска, а также не согласилась с установлением трехмесячного срока для исполнения решения суда с учетом объема присужденных к исполнению обязанностей, изменив решение суда в указанной части.
Кассационный суд с выводами судебных инстанций соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Довод кассационной жалобы ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» о том, что иск прокурора, обжалуемые судебные акты не содержат ссылок на нормы, которые нарушает ответчик, противоречит содержанию судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы как Госкорпорации «Роскосмос», так и ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», были предметом тщательной проверки суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не усматривается.
Статьи 379.6, 379.7 ГПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Мотивы кассационных жалоб фактически выражают субъективное мнение заявителей в отношении обстоятельств дела и действующего законодательства в области регулирования спорных правоотношений и о каких-либо нарушениях, допущенных судом при рассмотрении и разрешении дела, не свидетельствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Свободненского городского суда Амурской области от 15 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 января 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы Госкорпорации «Роскосмос», ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи