Дело № 2а-117/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 апреля 2020 года п. Новоорск
Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Квиринг О.Б.,
при секретаре Егоровой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Токареву Н.А. о прекращении действия права управления транспортными средствами,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Оренбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Токареву Н.А. о прекращении действия права управления транспортными средствами, указывая, что ФИО2 имеет водительское удостоверение и обладает правом управления транспортными средствами.
В соответствии с заключением судебно-психиатрической комиссии экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной в рамках расследования уголовного дела в отношении Токарева Н.А. по <данные изъяты> УК РФ, установлено, что последний страдает <данные изъяты>
В связи с этим управление Токаревым Н.А. автотранспортными средствами создает реальную угрозу возникновения ДТП, причинения вреда жизни, здоровью граждан либо причинения имущественного ущерба, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также интересы общества и государства. Просит прекратить действие права управления транспортными средствами и изъять у Токарева Н.А. водительское удостоверение.
В судебное заседание административный истец и административный ответчик не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
Ответчик Токарев Н.А. в настоящее время отбывает наказание в <данные изъяты>.
Согласно представленной расписки от ДД.ММ.ГГГГ Токареву Н.А. были вручены копии искового заявления и приложенных документов, судебная повестка на ДД.ММ.ГГГГ на 14.00 час., а также разъяснены его процессуальные права и обязанности.
Из письменного отзыва Токарева Н.А. направленного в суд следует, что он не согласен с исковыми требованиями, так как в момент дорожно-транспортного происшествия он был трезв.
Представитель заинтересованного лица – УМВД России по Оренбургской области в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии. В письменном отзыве поддержал исковое заявление, поданное прокурором, в полном объеме.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В соответствии со статьями 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный Закон "О безопасности дорожного движения).
В силу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.
Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 24 названного Федерального закона определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно ст. 23 Федерального Закона "О безопасности дорожного движения", медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 23.1 Закона о безопасности дорожного движения медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604.
Согласно Международной классификации болезней МКБ-10, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ имеют коды F10 - F19, к которым в частности относится заболевание: «Синдром зависимости. Хронический алкоголизм (F10.2)».
В соответствии с перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1604, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболеваний F10 - F16), являются медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством.
Наличие таких расстройств препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии с пунктом 2 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
В силу пункта 7 названного выше Порядка диспансерного наблюдения, осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца.
Согласно Приказу Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями", за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливается срок диспансерного учета для больных хроническим алкоголизмом - 3 года.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Таким образом, при разрешении вопроса о наличии оснований для прекращения права управления транспортными средствами у лица, имеющего водительское удостоверение и страдающего алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, правовое значение имеет наличие у гражданина состояния стойкой ремиссии.
Как следует из материалов дела, Токарев Н.А. имеет водительское удостоверение серии №, выданное ДД.ММ.ГГГГ категории «В».
Согласно справке <данные изъяты>
Из справки ГАУЗ <данные изъяты>» следует, что Токарев Н.А. на учете <данные изъяты> не состоит.
Приговором Новоорского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Токарев Н.А. осужден по <данные изъяты>
В соответствии с заключением судебно-психиатрической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №, проведенной в рамках расследования уголовного дела, установлено, что Токарев Н.А. <данные изъяты>
В ходе судебного разбирательства ответчик каких-либо доказательств, опровергающих медицинские сведения <данные изъяты>, не представил.
Согласно статье 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Токарев не освобожден об обязанности доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих возражений, при этом ответчик вправе распоряжаться процессуальными правами по своему усмотрению.
Суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения экспертизы, поскольку экспертиза проведена комиссией компетентных экспертов в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Оснований не доверять заключению экспертов у суда не имеется. Заключение экспертизы содержат подробное описание проведенного исследования со ссылкой на учтенные при его производстве медицинские документы, в них также содержатся сделанные в результате исследования выводы и ответы на поставленные перед экспертами вопросы. Эксперты в установленном порядке предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение права на управление транспортным средством напрямую поставлено в зависимость от состояния здоровья водителя. Управление лицами, имеющими медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам дорожного движения.
Пунктом 8 Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года N 1191 установлено, что возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами в связи с выявлением в результате обязательного медицинского освидетельствования медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик производится в подразделении Госавтоинспекции, осуществляющем хранение изъятого водительского удостоверения, либо в ином подразделении Госавтоинспекции при наличии соответствующего заявления, поданного лицом, лишенным права на управление, не позднее 30 дней до дня получения водительского удостоверения.
В этом случае водительское удостоверение возвращается без проверки при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, выданного после прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Таким образом, приведенным подзаконным нормативным правовым актом установлен порядок возвращения водительского удостоверения, предполагающий личное обращение гражданина в органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Из смысла указанной нормы усматривается, что ответчик после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами не лишен возможности обратиться в Госавтоинспекцию с заявлением о возврате водительского удостоверения.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в сумме 300 рублей, от уплаты которой истец освобожден при подаче иска.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск прокурора г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами Токарева Н.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании водительского удостоверения серии № от ДД.ММ.ГГГГ, категория «В».
Решение суда является основанием для изъятия водительского удостоверения на право управления транспортными средствами серии № выданного ДД.ММ.ГГГГ, категория «В».
Взыскать с Токарева Н.А. государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 10.04.2020 г.
Судья: