Решение по делу № 12-368/2017 от 20.09.2017

Судья Саутканов А.Д.                     Дело № 12-368/2017

РЕШЕНИЕ

27 сентября 2017 года г. Сыктывкар

Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., рассмотрев жалобу представителя Акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь» Косовой О.В. на постановление судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь»,

установил:

постановлением судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 августа 2017 года Акционерное общество по добыче угля «Воркутауголь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, представитель Акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь» Косова О.В. не согласившись с вынесенным по делу судебным постановлением, просит его отменить, ссылаясь на процессуальные нарушения, в обоснование указав, что судом не дана оценка доводу юридического лица об отсутствии полномочий Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора по проверке обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима на объекте промышленной безопасности на объектах ТЭК.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объективную сторону деяния, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, при этом наступления последствий не требуется.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения Воркутинским территориальным отделом Печорского управления Ростехнадзора проверки работоспособности приборов и систем контроля безопасности на объектах повышенной опасности в результате обхода и осмотра зданий, сооружений, помещений, частей территории опасного производственного объекта и участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования, проверки выполнения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта Акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь»: шахта угольная «Шахта Заполярная-2», регистрационный № А25-00451-0130, расположенного по адресу: г. <Адрес обезличен>, установлено нарушение АО по добыче угля «Воркутауголь» требований промышленной безопасности при осуществлении деятельности на опасном производственном объекте, а именно:

    1. не исключен доступ (проникновение) посторонних лиц на территорию объекта, в производственные здания и сооружения, в части возможного прохода в здания: - Бытового корпуса СП «Шахта Заполярная», расположенного на промышленной площадке центральной обогатительной фабрики «Печорская»; - надшахтного здания Клетевого ствола со стороны Здания подъемной машины, со стороны галереи примыкающей к зданию и со стороны учебного корпуса, в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, пункта 43 ФНиП в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденные приказом Ростехнадзора от11 декабря 2013 года № 599;

    2. при эксплуатации Лесного склада, расположенного на промплощадке СП «Шахта Заполярная», в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, пунктов 101, 102, 159 «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года № 533, не выполняются решения предусмотренные Проектом Лесной склад на промплощадке СП «Шахта Заполярная» (далее – Проект), в части:

- отсутствует световая и звуковая сигнализация на территории Лесного склада в случае возникновения аварийной ситуации;

    - не передается информация о срабатывании сигнала тревоги о пожаре на Лесном складе на диспетчерский пост;

    - отсутствие пожарного инвентаря (200м пожарного рукава, 5 стволов, 5 ведер и необходимое расчетное количество огнетушителей по объему горючих материалов, находящемуся на складе;

    - трубопровод, находящийся на площадке Лесного склада находится в нерабочем состоянии, что не обеспечивает тушение пожара в начальной стадии (позиция ПЛА 174);

    - подведенный трубопровод имеет диаметр (109мм) меньше, чем предусмотрено Проектом (159мм), что не обеспечит необходимый расход жидкости при возможном возникновении пожара (позиция ПЛА 174);

    - складирование материалов не соответствует схеме предусмотренной Проектом, в том числе не выдержаны зазоры между рельсовым путем и с соскладированными материалами;

    3. при ведении огневых работ в надшахтном здании Клетевого ствола в нарушение частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, пунктов 12, 17, 24 Приложения ФНиП в области промышленной безопасности «Инструкция по ведению огневых работ в горных выработках, надшахтных зданиях шахт и углеобогатительных фабриках», утвержденная приказом Ростехнадзора от 14 октября 2014 года № 463, не обеспечен контроль соблюдения требований промышленной и пожарной безопасности при проведении огневых работ и за состоянием рудничной атмосферы на месте проведения огневых работ, предусмотренный Инструкцией по ведению огневых работ в горных выработках, надшахтных зданиях шахт и углеобогатительных фабриках, в части:

    - рабочее место не подготовлено к проведению огневых работ, предусмотренных Планом проведения огневых работ, а именно, не убраны все воспламеняющиеся материалы не менее чем на 20 м от места огневых работ, не увлажнена почва, водой на протяжении не менее 10 м во все стороны от места огневых работ, складирование остатков электродов производилось в пластмассовую ёмкость, а должно в металлический ящик;

    - член ВГК (добровольный пожарный) отсутствовал на месте проведения огневых работ;

    - не доложено горному диспетчеру окончание огневых работ и соответственно, место проведения работ покинуто без разрешения горного диспетчера;

    - присутствие лиц, не связанных с выполнением огневых работ (в двух метрах велась перегрузка труб);

    - для проведения огневых работ допущено лицо, не прошедшее ежегодное обучение и проверку знаний в области пожарной безопасности при проведении огневых работ;

    - в наряд-допуске отсутствует обязательная подпись о прохождении инструктажа инструктируемого и инструктирующего;

    - с Планом проведения огневых работ не ознакомлены специалист аэрологической безопасности, член ВГК и исполнитель огневых работ.

Привлекая АО по добыче угля «Воркутауголь» к административной ответственности, судья исходил из доказанности вины в совершении вмененного административного правонарушения, признав нарушения требований промышленной безопасности Обществом, эксплуатирующим опасный производственный объект, доказанными.

Материалами дела установлено, что проверка соблюдения организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, обязательных требований промышленной безопасности проводилась в ходе реализации Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 455, приказа и.о. руководителя Печорского управления Ростехнадзора ФИО5. № 135 от 16 февраля 2016 года «О назначении на должность лиц, уполномоченных осуществлять постоянный государственный надзор».

Согласно свидетельству о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов А25-00451 от 01 февраля 2016 года организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект – Шахта угольная «Заполярная-2», является Акционерное общество по добыче угля «Воркутауголь».

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к: деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

В соответствии с пунктом 43 ФНиП в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденный приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2013 года N 599, организации, эксплуатирующие объекты, на которых ведутся горные работы и переработка полезных ископаемых, обязаны исключить доступ посторонних лиц на территорию объектов, в производственные здания и сооружения.

В пунктах 101, 102, 159 ФНиП «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденный приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года № 533, содержатся требования к проектам организации строительства, проекта производства работ и технологической карты с применением подъемных средств.

    В соответствии с пунктами 12, 17, 23, 24 приложения ФНиП в области промышленной безопасности «Инструкции по ведению огневых работ в горных выработках, надшахтных зданиях шахт и углеобогатительных фабриках», утвержденной приказом Ростехнадзора от 14 октября 2014 года N 463 при проведении огневых работ работниками подрядной организации контроль соблюдения требований промышленной и пожарной безопасности при проведении огневых работ и за состоянием рудничной атмосферы на месте проведения огневых работ осуществляется специалистом подрядной организации; запрещается присутствие в опасных зонах лиц, не связанных с проведением огневых работ; Также при проведении огневых работ на временных местах обеспечивается: обмывка водой на 10 м в обе стороны от места проведения огневых работ почвы, бортов и кровли горной выработки; уборка горючих веществ и материалов; перед началом огневых работ лицо, ответственное за подготовку и проведение огневых работ, проводит инструктаж лицам, участвующим в проведении сварочных работ, по соблюдению мер пожарной и промышленной безопасности при проведении огневых работ. О прохождении инструктажа делается запись в наряде-допуске с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Судья городского суда, установив нарушения обязательных требований вышеприведенных нормативных актов, содержащих требования к промышленной безопасности правомерно пришел к выводу о наличии в действиях АО по добыче угля «Воркутауголь» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Выводы судьи городского суда о наличии в действиях Акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и о виновности юридического лица в совершении этого правонарушения, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью доказательств, оценка которым дана судьей первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, а именно: актом проверки № 41-К/2017 от 25 июля 2017 года; протоколом об административном правонарушении № 153 от 26 июля 2017 года; свидетельством о регистрации опасного производственного объекта эксплуатирующей организацией Акционерным обществом по добыче угля «Воркутауголь» А25-00451, где опасным производственным объектом поименовано Шахта угольная «Заполярная-2» 1 класса опасности; актом приемки законченного строительного объекта; кадастровым паспортом; проектной документацией Бытового корпуса «Шахта Заполярная»; разрешением на ввод в эксплуатацию Бытового корпуса СП «Шахта Заполярная»; постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 25 мая 2011 года № 743 об утверждении градостроительного плана земельного участка; проектной документацией Лесной склад на промплощадке СП «Шахта Заполярная»; планом ликвидации аварий АО «Воркутауголь» на шахте угольной «Заполяная-2»; планом проведения огневых работ; выпиской из книги начальника смены; уставом АО по добыче угля «Воркутауголь» и иными материалами.

Действия Общества, эксплуатирующего опасный производственный объект, обязанный в силу требований статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» соблюдать положения Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, правильно квалифицированы по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, как нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Доводы жалобы об отсутствии полномочий у Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора по проверке обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима на объекте промышленной безопасности на объектах ТЭК, являются необоснованными.

Согласно Положению о федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ 30 июля 2004 года № 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности).

На основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности (пункт 5.3): осуществляет контроль и надзор (пункт 5.3.1.): за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах (5.3.1.5.)

Как указывалось выше, в силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденный приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2013 года № 599 устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на объектах ведения горных работ и переработки негорючих, твердых полезных ископаемых.

В пункте 43 Правил установлено, что организации, эксплуатирующие объекты, на которых ведутся горные работы и переработка полезных ископаемых, обязаны исключить доступ посторонних лиц на территорию объектов, в производственные здания и сооружения.

Как следует из материалов дела, Обществу вменено то, что при эксплуатации опасного производственного объекта им не исключен доступ (проникновение) посторонних лиц на территорию объекта, в производственные здания и сооружения, в части возможного прохода в здания.

Вместе с тем, Положением о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 года № 455, на которое ссылается заявитель в жалобе установлено, что проверка обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима на объекте повышенной опасности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, за исключением объектов, обеспечение безопасности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», в частности угольной промышленности.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, в рассматриваемом случае контролирующим органом выявлено нарушение выполнения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, обязанность по соблюдению которого установлена в части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». При этом административным органом проверка обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима на объекте повышенной опасности не проводилась в том смысле как это приведено в Положении о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 года № 455.

Общество привлечено судьей городского суда к административной ответственности с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, административное наказание назначено судьей учетом положений статьей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ.

Постановление судьи мотивировано, отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь» оставить без изменения, жалобу представителя Акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь» Косовой О.В. - без удовлетворения.

Судья -                                  И.Г. Пристром

12-368/2017

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Другие
АО "Воркутауголь"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пристром И Г
Статьи

9.1

Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
20.09.2017Материалы переданы в производство судье
27.09.2017Судебное заседание
03.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2017Дело оформлено
27.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее