РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 ноября 2024 года г. Нижневартовск
Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Пегушиной О.В.,
при секретаре Курмановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-559/2024 по исковому заявлению Заровой Е.Л. к администрации городского поселения Новоаганск об установлении минимального размера пенсии за выслугу лет и перерасчете муниципальной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Зарова Е.Л. обратилась в суд с указанным иском. Свои требования мотивировала тем, что с 1 января 2006 года осуществляла трудовую деятельность в администрации городского поселения Новоаганск в должности муниципальной службы <данные изъяты>, 31 марта 2015 года уволилась с должности муниципальной службы в связи с выходом на пенсию. Распоряжением администрации городского поселения Новоаганск от 20 апреля 2015 года № 67 с 1 апреля 2015 года ей была назначена пенсия за выслугу лет в размере 5000 рублей. Данный минимальный размер пенсии был установлен Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 декабря 2004 года № 97-оз «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 26 данного Закона (в редакции Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 апреля 2023 года № 30-оз) минимальный размер пенсии за выслугу лет устанавливается в размере величины прожиточного минимума пенсионера в автономном округе, определенной Правительством автономного округа, что в 2024 году составляет для пенсионеров 17 629 рублей. В действующем решении Совета депутатов городского поселения Новоаганск от 14 февраля 2017 года № 214 «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городском поселении Новоаганск» установлен минимальный размер пенсии за выслугу лет в сумме 5000 рублей. 28 июня 2024 года она обратилась в администрацию городского поселения Новоаганск с заявлением о даче разъяснений об исполнении действующего законодательства, а также об индексации пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 декабря 2004 года № 97-оз «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». В полученном ответе ей даны разъяснения о том, что увеличить размер пенсии за выслугу лет не представляется возможным, так как финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов бюджета администрации городского поселения Новоаганск, являющегося дотационным. На основании изложенного, просит обязать администрацию городского поселения Новоаганск установить минимальный размер пенсии за выслугу лет в размере, установленном Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 декабря 2004 года № 97-оз «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (в редакции Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 апреля 2023 года № 30-оз) и произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с 1 января 2023 года.
Истец Зарова Е.Л. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В направленном в суд заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика администрации городского поселения Новоаганск по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В направленном в суд заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указала, что касательно требований истца об установлении минимального размера пенсии и перерасчете муниципальной пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии) муниципального служащего, действующее правовое регулирование в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих не исключает такую возможность, но в то же время и не возлагает соответствующую обязанность на органы местного самоуправления, а также субъекты Российской Федерации. Следовательно, в случае отсутствия правового регулирования, осуществленного субъектом Российской Федерации в части установления требований к максимальному и минимальному размерам пенсионного обеспечения муниципального служащего за выслугу лет, органы местного самоуправления с соблюдением требований, предусмотренных ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» вправе самостоятельно устанавливать конкретные размеры пенсий за выслугу лет (ежемесячных доплат к пенсии) муниципальным служащим, что соответствует общим разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 16 июля 2007 года № 12-П, определения от 8 февраля 2001 года № 45-О, от 21 октября 2008 года № 643-О-О, от 10 октября 2013 года № 1591-О, от 6 октября 2015 года № 2309-О/2015) о пенсиях за выслугу лет муниципальным служащим. Учитывая, что по своей правовой природе пенсионное обеспечение муниципальных служащих (в виде пенсии за выслугу лет либо ежемесячной доплаты к пенсии) является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств местных бюджетов, помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, такое правовое регулирование не может расцениваться как нарушающее право граждан на социальное обеспечение. Администрация городского поселения Новоаганск является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, установленных ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и наряду с гарантированием всем муниципальным служащим пенсионного обеспечения за счет средств местного бюджета осуществляет удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципального образования. Правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органом местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов бюджета администрации городского поселения Новоаганск, являющегося дотационным, то с учетом бюджетных возможностей администрация вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании положений ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В Федеральном законе от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (п. 12 ч. 1 ст. 11).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 23 названного закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
В соответствии с пп. 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом законодатель в ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрел распространение прав государственного служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.
В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Особенности организации муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и правовое положение муниципальных служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры урегулированы Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
В соответствии со ст. 17 этого закона на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего автономного округа, установленные федеральными законами и законами автономного округа. Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, в том числе минимальный размер пенсии за выслугу лет, устанавливается представительным органом муниципального образования. Финансирование пенсионного обеспечения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Учитывая изложенное, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены лишь границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что истец Зарова Е.Л. является получателем страховой пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 20 октября 2009 года.
Также, истцу, замещавшей должность муниципальной службы в администрации городского поселения Новоаганск, на основании распоряжения администрации городского поселения Новоаганск от 20 апреля 2015 года № 67 с 1 апреля 2015 года установлена пенсия за выслугу лет в размере 5000 рублей.
Решением Совета депутатов городского поселения Новоаганск от 14 февраля 2017 года № 214 утвержден Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городском поселении Новоаганск (с учетом внесенных изменений), в соответствии с п. 5.10 которого минимальный размер пенсии за выслугу лет установлен в сумме 5000 рублей и в дальнейшем не менялся.
Данный порядок является действующим, истцом в установленном законом порядке не оспорен.
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему заключается в ее дополнительном характере к базовой пенсии. Средствами местного бюджета распоряжаются исключительно органы местного самоуправления. Определение размера пенсии с учетом бюджетных возможностей и при отсутствии иного правового регулирования на более высоком уровне является самостоятельным полномочием органа местного самоуправления.
Как было указано выше, поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, только они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий. Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих городского поселения Новоаганск по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определенными с учетом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении исковых требований Заровой Е.Л. к администрации городского поселения Новоаганск об установлении минимального размера пенсии за выслугу лет и перерасчете муниципальной пенсии.
На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2024 года.
Председательствующий судья: О.В. Пегушина