Решение
именем Российской Федерации
27 сентября 2024 года Отрадненский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего Кощеевой И.А.
с участием помощника прокурора Хайруллиной Д.И.
при секретаре Горбуновой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-499/2024 по иску Комитета по управлению имуществом г.о. Отрадный Самарской области к Гирфановой Екатерине Владимировне об изъятии недвижимого имущества путем предоставления выкупной стоимости и по встречному иску Гирфановой Екатерины Владимировны к Комитету по управлению имуществом г.о. Отрадный Самарской области об обязании предоставить на праве собственности жилое помещение взамен аварийного
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом г.о. Отрадный Самарской области обратился в суд с исковым заявлением к Гирфановой Екатерине Владимировне об изъятии недвижимого имущества путем предоставления выкупной стоимости.
На основании протокольного Определения Отрадненского городского суда от 22.07.2024 по делу в качестве третьего лица привлечено – Министерство строительства Самарской области.
На основании определения Отрадненского городского суда от 16.08.2024 принято встречное исковое заявление Гирфановой Екатерины Владимировны к Комитету по управлению имуществом г.о. <адрес> об обязании предоставить на праве собственности жилое помещение взамен аварийного
Истец - представитель Комитета по управлению имуществом г.о. <адрес> в судебном заседании объяснил следующее.
Гирфанова Е.В. является собственником квартиры расположенной по адресу: <адрес>.
Распоряжением Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. В адрес собственников жилых помещений были направлены требования о сносе указанного дома.
Распоряжением Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р внесены изменения в распоряжение Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» продлен срок до 2025 года
В соответствии с ч.1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ учитывая, что снос указанного дома не был осуществлен, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. <адрес> принято постановление № об изъятии земельного участка, находящегося под аварийным домом, для муниципальных нужд и изъятии жилых помещений, находящихся в аварийном доме.
Комитет направил письмо собственнику с приложением копии указанного постановления администрации.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом было направлено письмо собственнику об изъятии жилого помещения путем предоставления выкупной стоимости.
Собственник помещения для подписания соглашения об изъятии жилого помещения путем предоставления выкупной стоимости в установленный срок в Комитет не явился.
ДД.ММ.ГГГГ Комитет направил повторное письмо собственнику с приложенным проектом соглашения об изъятии жилого помещения путем предоставления выкупной стоимости с установлением срока для подписания.
ООО Агентством независимой оценки «Экспертиза Поволжья» подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости жилого помещения.
Однако Гирфанова Е.В. отказалась от предоставления выкупной стоимости жилого помещения, поскольку не согласна со стоимостью, заключать соглашение не намерена.
Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении адресной программы <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ» до 2024 года» утверждена адресная программа, которая реализуется в 5 этапов, на данный момент реализация пятого этапа адресной программы ( 2023-2024 г.г.) завершается.
В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на реализацию 5 этапа адресной программы городскому округу Отрадный выделены средства согласно утвержденному показателю средней рыночной стоимости одного квадратного метра на 2023 года ( в размере 58 531 руб. за один квадратный метр).
При расселении жильцов аварийного дома и домов,, подлежащих сносу, равноценность жилья означает, что по желанию собственник может получить равнозначную или равноценную ( равную по рыночной стоимости) квартиру, либо соответствующую денежную компенсацию. При этом размер возмещения и порядок его предоставления определяются в соответствии с Жилищным кодексом и законодательством об оценочной стоимости.
Пунктом 9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества, для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
На основании изложенного, представитель Комитета по управлению имуществом г. о. <адрес>, уточняя исковые требования в судебном заседании, просит суд:
Изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Гирфановой Екатерины Владимировны путем предоставления выкупной стоимости в размере 3096189 рублей
Обязать Гирфанову Екатерину Владимировну заключить с Комитетом по управлению имуществом г.о. <адрес> соглашение об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> путем предоставления выкупной стоимости в размере 3096189 рублей.
Прекратить право собственности Гирфановой Екатерины Владимировны на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Признать право собственности за муниципальным образованием городского округа <адрес> на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Ответчик- Гирфанова Е.В. и ее представитель - адвокат Гомозов А.Ю., действующий по ордеру, в судебном заседании исковые требования Комитета по управлению имуществом г. о. Отрадный не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях и просят суд в их удовлетворении отказать.
Истец по встречным исковым требованиям – Гирфанова Е.В. и ее представитель Гомозов А.Ю. в судебном заседании объяснили следующее.
Гирфанова Е.В. является собственником жилого помещения –трехкомнатной квартиры, общей площадью 53,9 кв. метра, расположенной по адресу: <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Многоквартирный <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рр. Сроки переселения граждан дома продлен до 2025 года.
С указанного времени жилые помещения в указанном доме признаны непригодными для проживания, сам дом – аварийным и подлежащим сносу, а жильцы переселению, то с этого времени между администрацией и ответчиками возникли жилищные отношения по расселению и изъятию спорного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено. Особенности такого изъятия урегулированы положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Исковые требования в части предоставления ответчикам возмещения в сумме 3096189 руб. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
При этом предлагаемая выкупная стоимость взамен изымаемого жилого помещения не позволит Гирфановой Е.В. приобрести жилье по рыночным ценам 2024 года, Установленная выкупная стоимость в размере 3096189 руб. не соответствует сумме рыночной оценки выкупной стоимости жилья и является недостаточной для приобретения другого равнозначного жилья.
Соглашение о цене изымаемого жилого помещения между сторонами не достигнуто, до настоящего времени соглашения не заключено.
На основании изложенного, истец по встречным исковым требованиям - Гирфанова Е.В. и ее представитель – адвокат Гомозов А.Ю. просит суд обязать Комитет по управлению имуществом г.о. <адрес> предоставить ФИО2 на праве собственности взамен аварийного благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требования, равнозначное, по общей площади не менее ранее занимаемого жилого помещения, пригодное для проживания, в пределах <адрес>.
Ответчик по встречным исковым требованиям - представитель Комитета по управлению имуществом г.о. <адрес> в судебном заседании встречные исковые требования ФИО2 не признал, считает их незаконными и просит суд в их удовлетворении отказать.
Третье лицо - представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом.
Третье лицо – представитель Министерства строительства <адрес> в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, о чем сообщил суду письменно.
Суд, выслушав стороны, мнение прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 281 ч. 1 и ч. 2 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности, на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Согласно ст. 2, Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
- 2) аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года или применительно к положениям главы 6.5 настоящего Федерального закона после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
- 3) переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 16, Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
В соответствии ч. 3 ст. 16, Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 16, Федерального закона от 21.07.2007 N 185- "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;
В соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
учет муниципального жилищного фонда;
признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
осуществление муниципального жилищного контроля;
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, по общему правилу обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.В силу ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно ч. 8.1. ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 8.2. ст. 32 Жилищного кодекса РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки (далее - договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Согласно разъяснениям в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) поскольку положениями статей 36 - 38 ЖК РФ и статьи 290 ГК РФ установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок), стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.
Согласно разъяснениям в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Материалами дела подтверждается следующее.
Выпиской из ЕГРН подтверждается, что <адрес> кадастровый № принадлежит на праве собственности Гирфановой Екатерине Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Распоряжением Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.. Срок переселения граждан, проживающих в указанном <адрес>.г. включительно.
Распоряжением Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р в целях уточнения срока переселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, внесены изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в пункте 2 распоряжения, слова «2018-2020 г.г.» заменены словами «2020-2025».
Из постановления Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что для муниципальных нужд изъят земельный участок. Находящийся под аварийным многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, площадью 379 кв. м., с кадастровым номером 63:06:0305004:252 с разрешенным использованием: многоквартирные дома не выше 3 этажей с участком и без участка.
Цель изъятия земельного участка – снос жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенного на земельном участке, указанном в п. 1 постановления.
С земельным участком изъяты жилые помещения, находящиеся в собственности, расположенные в <адрес>, в том числе <адрес>.
Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 3 лет со дня его принятия..
Гирфановой Е.В. направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ ( исх. 91/05-02/152), в котором предложено подать в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности заявления на получения разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для муниципальных нужд (путем предоставления возмещения) и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение( путем предоставления возмещения (путем предоставления возмещения) в указанном доме, в порядке, предусмотренном ч. 1, 2, 4-10 ст. 29 Жилищного кодекса РФ.
Из заявления Гирфановой Е.В. следует, что она как собственник жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> кв. отказалась от сноса аварийного <адрес> за свой счет и согласна на изъятие земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, согласна на переселение - путем предоставления органом местного самоуправления жилого помещения в построенных домах, приобретенных в муниципальную собственность, взамен имеющегося в многоквартирном жилом доме, признанного аварийным.
Комитетом по управлению имуществом г.о. <адрес> направлено в адрес Гирфановой Е.В. уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (исх. 103/05-02/21) о том, что строительство домов блокированной застройки и многоквартирных домов в настоящее время на территории городского округа Отрадный не осуществляется, и о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ явиться в Комитет по управлению имуществом г.о. <адрес> для заключения соглашения об изъятии жилого помещения путем предоставления ей выкупной стоимости.
Однако для заключения соглашения ДД.ММ.ГГГГ Гирфанова Е.В. не явилась.
ДД.ММ.ГГГГ ( исх. 468/06-02/3) Комитетом по управлению имуществом г.о. <адрес> в адрес Гирфановой Е.В. был направлен проект Соглашения об изъятии жилого помещения путем предоставления выкупной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> предложено для заключения Соглашения явиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Отчетом ООО АНО «Экспертиза Поволжья» об оценке рыночной стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что стоимость возмещения за изымаемое жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> составляет 3096189 руб.
В судебном заседании установлено, что предоставление возмещения допускается не иначе как с согласия собственника.. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Кроме того, истцу в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на реализацию 5 этапа адресной программы г.о. Отрадный выделены средства утвержденному показателю средней рыночной стоимости одного квадратного метра на 2023 год в размере 58531руб. за 1 кв. метр.
При этом Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении показателей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям на 2024 года» стоимость одного квадратного метра в <адрес> составляет 76737 рублей
Истец не предоставил Гирфановой Е.В. как собственнику жилого помещения право выбора, закрепленного законом, а предложенная сумма выкупной стоимости в размере 3096189 рублей является недостаточной для приобретения равнозначного жилья.
С учетом вышеизложенных правовых норм, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Комитета по управлению имуществом г. о. <адрес> к Гирфановой Екатерине Владимировне об изъятии недвижимого имущества путем предоставления возмещения о следующем:
Изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Гирфановой Екатерины Владимировны путем предоставления выкупной стоимости в размере 3096189 рублей.
Обязать Гирфанову Екатерину Владимировну заключить с Комитетом по управлению имуществом г.о. <адрес> соглашение об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> путем предоставления выкупной стоимости в размере 3096189 рублей.
Прекратить право собственности Гирфановой Екатерины Владимировны на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Признать право собственности за муниципальным образование городского округа <адрес> на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, суд считает, что встречные исковые требования Гирфановой Екатерины Владимировны к Комитету по управлению имуществом г.о. <адрес> об обязании предоставить на праве собственности жилое помещение взамен аварийного подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Гирфанова Е.В. приобрела право выбора способа обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Следовательно, все доводы ответчика по встречному исковому заявлению- представителя Комитета по управлению имуществом городского округа Отрадный Самарской области об отсутствии оснований для его удовлетворения не приняты судом во внимание, поскольку опровергаются вышеизложенным.
При таких обстоятельствах, встречное исковое заявление Гирфановой Е.В. к Комитету по управлению имуществом г.о. Отрадный Самарской области об обязании предоставить на праве собственности жилое помещение взамен аварийного подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Комитета по управлению имуществом г.о. Отрадный Самарской области к Гирфановой Екатерине Владимировне об изъятии недвижимого имущества путем предоставления выкупной стоимости - отказать.
Встречное исковое заявление Гирфановой Екатерины Владимировны к Комитету по управлению имуществом г.о. Отрадный Самарской области об обязании предоставить на праве собственности жилое помещение взамен аварийного - удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению имуществом г.о. Отрадный Самарской области (ИНН 6340004684) предоставить в собственность Гирфановой Екатерине Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> ( <данные изъяты>) равнозначное, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам взамен аварийного жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес> яд. 46 <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Отрадненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.