Гражданское дело № 2-669/2020
УИД 48RS0005-01-2020-000464-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2020 года город Липецк
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Измалкова А.В.,
при секретаре Симаковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении к определенным действиям,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Липецкого района Липецкой области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Липецкий районный суд Липецкой области с исковым заявлением к администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении к определенным действиям, мотивируя тем, что прокуратурой Липецкого района Липецкой области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере оказания государственной социальной помощи инвалидам, а также обеспечения условий для беспрепятственного доступа объектам социальной инфраструктуры. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области не обеспечено создание инвалидам условий доступности оказания услуг, а именно – наличие при входе в объект вывески с наименованием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Просил обязать администрацию сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области оборудовать здание по адресу: Липецкая область, Липецкий район, с. Васильевка, ул. Центральная, д. 44 вывеской с наименованием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В судебное заседание прокурор Липецкого района Липецкой области, представитель администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, в установленном законом порядке, в письменных заявлениях просили рассмотреть гражданское дело в отсутствие своих представителей.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Как следует из положений пункта 4 статьи 27 и пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 22 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В силу пунктам 3, 5 Декларации о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 09.12.1975) инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной.
Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленным законом.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ) определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 9 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ установлено, что реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
Согласно статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что прокуратурой Липецкого района Липецкой области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере оказания государственной социальной помощи инвалидам, а также обеспечения условий для беспрепятственного доступа объектам социальной инфраструктуры, по итогам которой оставлен акт от 25.02.2020.
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области не обеспечено создание инвалидам условий доступности оказания услуг, а именно – наличие при входе в объект вывески с наименованием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, что также следует из фотоматериалов, имеющихся в материалах настоящего дела.
Отсутствие указанных условий доступности оказываемых услуг влечет нарушение прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.02.2020 в качестве юридического адреса администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области значится: Липецкая область, Липецкий район, с. Васильевка, ул. Центральная, д. 44.
Доказательств наличия (размещения) при входе в организацию вывески с наименованием образовательной организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а равно доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства, ответчиком не представлено, тогда как в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При изложенных обстоятельствах, суд находит требования прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении к определенным действиям обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда - одного месяца со дня его вступления в законную силу.
На основании части 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с закрепленным в части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд рассмотрел гражданское дело в рамках заявленных исковых требований по представленным доказательствам.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении к определенным действиям - удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения в законную силу оборудовать здание по адресу: Липецкая область, Липецкий район, с. Васильевка, ул. Центральная, д. 44 вывеской с наименованием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Липецкий районный суд Липецкой области в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий А.В. Измалков
Решение в окончательной форме изготовлено: 08.04.2020.