Судья Мацько О.В. Дело № 33-4556/2023
УИД 77RS0002-02-2023-000610-83
№2-197/2023
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Апалькова А.М.
судей Букреевой Е.В., Черниковой Е.Н.
при секретаре Медведевой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 ноября 2023 года дело по иску Курского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействий незаконными и возложении обязанностей, поступившее по апелляционной жалобе ОАО «РЖД» на решение Дмитриевского районного суда Курской области от 28 августа 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования Курского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» по соблюдению законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму, выраженное в неисполнении с 15 апреля 2022 года на объектах транспортной инфраструктуры -
железнодорожная станция Дерюгино Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», расположенная по адресу: 307513, Курская область, Дмитриевский район, пос. Пристанционный, станция Дерюгино;
железнодорожная станция Пост 4 км Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», расположенная по адресу: 307500, Курская область, Дмитриевский район, станция Пост 4 км;
железнодорожная станция Дмитриев-Льговский Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», расположенная по адресу: 307500, Курская область, г.Дмитриев, Проспект Советских Космонавтов, станция Дмитриев-Льговский;
железнодорожная станция Пост 499 км Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», расположенная по адресу: 307500, Курская область, Дмитриевский район, Пост 499 км;
железнодорожная станция Пост 511 км Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», расположенная по адресу: 307500, Курская область, Дмитриевский район, Пост 511 км;
железнодорожная станция Снижа Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», расположенная по адресу: 307534, Курская обл., Дмитриевский р-н, станция Снижа,
Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020 года №1635.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить устранение нарушений законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму в отношении объектов транспортной инфраструктуры -
железнодорожная станция Дерюгино Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», расположенная по адресу: 307513, Курская область, Дмитриевский район, пос. Пристанционный, станция Дерюгино;
железнодорожная станция Пост 4 км Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», расположенная по адресу: 307500, Курская область, Дмитриевский район, станция Пост 4 км;
железнодорожная станция Дмитриев-Льговский Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», расположенная по адресу: 307500, Курская область, г.Дмитриев, Проспект Советских Космонавтов, станция Дмитриев-Льговский;
железнодорожная станция Пост 499 км Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», расположенная по адресу: 307500, Курская область, Дмитриевский район, Пост 499 км;
железнодорожная станция Пост 511 км Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», расположенная по адресу: 307500, Курская область, Дмитриевский район, Пост 511 км;
железнодорожная станция Снижа Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», расположенная по адресу: 307534, Курская область, Дмитриевский район, станция Снижа,
в части Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1635, а именно:
- в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Требований образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;
в соответствии с подпунктом «к» пункта 5 Требований обеспечить доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также передача таких данных подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти в порядке, устанавливаемом в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 12 Федерального закона «О транспортной безопасности»;
в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Требований ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры;
в соответствии с подпунктом «в» пункта 6 Требований оснастить объект транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» и обеспечивающими:
видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
- видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зонутранспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторызоны транспортной безопасности и нахождении в их границах;
- обнаружение и распознавание характера событий, связанных собъектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и ихобнаружение в произвольном месте и произвольное время;
- хранение в электронном виде данных с технических средствобеспечения транспортной безопасности, обладающих необходимыми дляэтого конструктивными и техническими возможностями, в течение не менее 30дней;
в соответствии с подпунктом «г» пункта 6 Требований выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры (далее - пункт управления обеспечением транспортной безопасности);
в соответствии с подпунктом «д» пункта 6 Требований оснастить пункт управления обеспечением транспортной безопасности средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие;
в соответствии с подпунктом «е» пункта 6 Требований обеспечить в процессе эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры непрерывное функционирование пункта управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности;
в соответствии с подпунктом «ж» пункта 6 Требований обеспечить в пункте управления обеспечением транспортной безопасности видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности;
в соответствии с подпунктом «з» пункта 6 Требований обеспечить защиту технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных, а также поддерживать средства связи в постоянной готовности к использованию;
в соответствии с подпунктом «и» пункта 6 Требований обеспечить доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности, их передачу в соответствии с порядком доступа и передачи данных;
в соответствии с подпунктом «к» пункта 6 Требований организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры.
Взыскать с ОАО «РЖД», ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, КПП 770801001, государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход бюджета муниципального района «Дмитриевский район» Курской области.
Заслушав доклад судьи Черниковой Е.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Курский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений законодательства о транспортного безопасности.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения транспортной безопасности, установлено. В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности», приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 августа 2020 года № 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта» железнодорожная станция Дерюгино согласно уведомлению Росжелдора от 20 мая 2021 года № УТБ-7/21/933, железнодорожная станция Пост 4 км согласно уведомлению Росжелдора от 20 мая 2021 года № УТБ-7/21/936, железнодорожная станция Дмитриев-Льговский согласно уведомлению Росжелдора от 20 мая 2021 года № УТБ-7/21/586, железнодорожная станция Пост 499 км согласно уведомлению Росжелдора от 20 мая 2021 года № УТБ-7/21/932, железнодорожная станция Пост 511 км согласно уведомлению Росжелдора от 20 мая 2021 года № УТБ-7/21/934, железнодорожная станция Снижа согласно уведомлению Росжелдора от 20 мая 2021 года № УТБ-7/21/937 отнесены к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию, и включены в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 2), не обеспечено образование (формирование) и (или) привлечение для защиты железнодорожного вокзала на станции Башмаково подразделения транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Отсутствие привлеченного или сформированного подразделения транспортной безопасности, аккредитованного в качестве подразделения транспортной безопасности для защиты указанного объекта транспортной инфраструктуры Куйбышевской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений, создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также инфраструктуре железнодорожного транспорта.
Невыполнение субъектом транспортной инфраструктуры перечисленных требований законодательства снижает степень защищенности указанных объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, что при их совершении может повлечь причинение вреда жизни и здоровью пассажиров и персонала, уничтожение и повреждение имущества всех форм собственности.
Нарушения ОАО «РЖД» Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, находили отражение в представлениях Курской транспортной прокуратуры в адрес Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» от 12 мая 2022 года и от 15 сентября 2022 года, однако до настоящего времени не устранены.
Согласно информационному письму ОАО «РЖД» от 27 июля 2019 года № 13556 в инвестиционную программу включаются, прежде всего, мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в отношении наиболее важных объектов железнодорожного транспорта (с учетом пассажиропотока, интенсивности движения поездов, объема грузовой работы), объектов, задействованных при проведении в Российской Федерации значимых международных мероприятий.
Согласно информационному письму ОАО «РЖД» от 23 августа 2019 года № ИСХ15640 оснащение ОТИ, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых этим обществом на ином законном основании техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
В перечне ОТИ, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 года № 974-р «Этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на ином законном основании» сроком до 2025 года станции Дерюгино, Пост 4 км, Дмитриев-Льговский, Пост 499 км, Пост 511 км, Снижа отсутствуют.
Курский регион является приграничным регионом с зоной проведения СВО на территории Украины, в целях предупреждения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры, причинения вреда жизни и здоровью граждан, необходимо неукоснительно выполнять требования законодательства о транспортной безопасности.
Просил признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» по соблюдению законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму, выраженное в неисполнении с 15 апреля 2022 года на указанных шести объектах транспортной инфраструктуры - Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020 года №1635.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить устранение нарушений законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму в отношении указанных объектов транспортной инфраструктуры, в части требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1635, а именно:
- в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Требований образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;
в соответствии с подпунктом «к» пункта 5 Требований обеспечить доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также передача таких данных подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти в порядке, устанавливаемом в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 12 Федерального закона «О транспортной безопасности»;
в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Требований ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры;
в соответствии с подпунктом «в» пункта 6 Требований оснастить объект транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» и обеспечивающими:
видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
- видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зонутранспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторызоны транспортной безопасности и нахождении в их границах;
- обнаружение и распознавание характера событий, связанных собъектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и ихобнаружение в произвольном месте и произвольное время;
- хранение в электронном виде данных с технических средствобеспечения транспортной безопасности, обладающих необходимыми дляэтого конструктивными и техническими возможностями, в течение не менее 30дней;
в соответствии с подпунктом «г» пункта 6 Требований выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры (далее - пункт управления обеспечением транспортной безопасности);
в соответствии с подпунктом «д» пункта 6 Требований оснастить пункт управления обеспечением транспортной безопасности средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие;
в соответствии с подпунктом «е» пункта 6 Требований обеспечить в процессе эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры непрерывное функционирование пункта управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности;
в соответствии с подпунктом «ж» пункта 6 Требований обеспечить в пункте управления обеспечением транспортной безопасности видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности;
в соответствии с подпунктом «з» пункта 6 Требований обеспечить защиту технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных, а также поддерживать средства связи в постоянной готовности к использованию;
в соответствии с подпунктом «и» пункта 6 Требований обеспечить доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности, их передачу в соответствии с порядком доступа и передачи данных;
в соответствии с подпунктом «к» пункта 6 Требований организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры.
Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» в представленном отзыве исковые требования не признал, указав, что реализация требований транспортной безопасности осуществляется поэтапно, с учетом финансовых возможностей компании и необходимости обеспечить защиту в первую очередь стратегически важных объектов, выполнение указанных требований запланировано до 2025 года.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ОАО «РЖД» просит отменить решение как незаконное
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ОАО «РЖД» Мезенцева О.В., поддержавшего апелляционную жалобу, помощника Курского транспортного прокурора Ревенковой В.Г., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, железнодорожные станции Дерюгино, Пост 4 км, Дмитриев-Льговский, Пост 499 км, Пост 511 км, Снижа Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» относятся к объектам транспортной инфраструктуры не подлежащим категорированию, согласно уведомлениям Росжелдора от 20 мая 2021 года № УТБ-7/21/933, от 20 мая 2021 года № УТБ-7/21/936, от 20 мая 2021 года № УТБ-7/21/586, от 20 мая 2021 года № УТБ-7/21/932, от 20 мая 2021 года № УТБ-7/21/934, от 20 мая 2021 № УТБ-7/21/937,включены в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 2).
Курской транспортной прокуратурой с участием специалиста УГАН НОТБ ЦФО во исполнение задания Курской транспортной прокуроры проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) - железнодорожные станции Дерюгино, Пост 4 км, Дмитриев-Льговский, Пост 499 км, Пост 511 км, Снижа, по результатам которой установлен ряд нарушений «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию» утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020 года № 1635.
Постановлением №0041/1000/0485 о назначении административного наказания от 28 декабря 2022 года Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной Службы по надзору в сфере транспорта, ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушения – неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное по неосторожности, если эти бездействия не содержат уголовно-наказуемого деяния, в том числе на железнодорожные станции Дерюгино, Пост 4 км, Дмитриев-Льговский, Пост 499 км, Пост 511 км, Снижа, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.
До настоящего времени указанные нарушения не устранены
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков.
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 12 Закона N 16-ФЗ).
В соответствии со ст. 6 Закона N 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1).
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 3).
Категорированные и не подлежащие категорированию объекты транспортной инфраструктуры, а также транспортные средства включаются (исключаются) в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 4).
В соответствии со ст. 7 Закона N 16-ФЗ в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.
Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Во исполнение указанного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни опасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащие категорированию (далее -Требования N 1635), которые вступили в силу 15.04.2021.
В соответствии с п. 4 Требований N 1635 настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии с п. п. "г" п. 5 Требований N 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
В соответствии с пп. "е" п. 5 Требований N 1635 субъекты транспортной инфраструктуры обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.
Поскольку предписанные мероприятия по обеспечению транспортной безопасности, по устранению нарушений Требований N 1635 ответчиком исполнены не были, суд обоснованно в целях недопущения совершения актов незаконного вмешательства и предотвращения угрозы безопасности на объектах транспортной инфраструктуры пришел к выводу о незаконности бездействия ответчика и необходимости возложения на него обязанности по устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму в отношении объектов транспортной инфраструктуры. При этом с учетом требований ст. 206 ГПК РФ суд установил шестимесячный срок для исполнения решения.
Эти выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и законных оснований к его отмене не имеется.
Довод жалобы ответчика о том, что обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности N 2 и N 3, судебная коллегия признает несостоятельным и противоречащим вышеизложенным нормам права.
Требования N 1635 не содержат норм, предусматривающих право субъекта транспортной инфраструктуры по выполнению тех или иных требований. Из буквального толкования п. 5, 6, 7 и 8 Требований следует, что меры безопасности, предусмотренные п. 5, подлежат обязательному соблюдению при первом уровне безопасности, а при втором и третьем уровне безопасности применяются дополнительные к изложенным в п. 5 требования.
Ссылка ответчика на распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 N 974-р несостоятельна. Указанное распоряжение не отменяет и не предусматривает иные сроки создания подразделений транспортной безопасности, нежели определенные Требованиями N 1635.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства, сводятся к изложению фактических обстоятельств дела, повторяют позицию стороны ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не опровергают выводы суда, не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения и направлены к иной оценке собранных по делу доказательств. В жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для признания выводов суда ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловное основание для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░» – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░