Дело № 2- 1772/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2018 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Хибаковой Л.В.,
при секретаре Шаталовой А.Д.
с участием истца Цветковой Т.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цветковой Тамары Дмитриевны к Администрации города Феодосии, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования (третьи лица нотариус Белогорского районного нотариального округа Ажаблаева Э.А., Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, СПК «Ветеран Коктебеля» )
у с т а н о в и л :
Цветкова Т.Д. обратилась в суд с иском к Администрации города Феодосии, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании за ней права собственности в порядке наследования после смерти Цветкова Анатолия Михайловича умершего 16 сентября 2014 года, на земельный участок, площадью 846 кв.м., расположенный по адресу <адрес>
В обоснование заявленных требований истцом указано на то, что Распоряжением № от 26 июля 2012 года Совета министров Автономной Республики Крым дано разрешение Цветкову А.М. (под №) на разработку с учетом требований государственных стандартов, норм и правил в сфере землеустройства проектов землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,12 га, расположенного <адрес>, не находящегося в собственности и/или в пользовании физических и юридических лиц, в собственность для ведения садоводства с последующим отнесением данного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения.
По заказу Цветкова А.М. в 2012 году Коммунальным предприятием «Геоинформационный центр г. Феодосии» был составлен Проект землеустройства, уточнена площадь земельного участка, которая составила 846 кв.м., определены границы участка на местности.
Согласно заключению кадастрового инженера, данного при составлении межевого плана земельного участка допустимо уточнение общей площади.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с площадью 846 кв.м., ему присвоен кадастровый №.
16.09.2014 года Цветков А.М. умер, истец как наследник первой очереди (супруга наследодателя), в установленные законом сроки приняла наследство, обратившись с соответствующим заявлением к нотариусу. Нотариусом Белогорского районного нотариального округа Ажаблаевой Э.А. Однако нотариусом ей было отказано в совершении нотариального действия и выдаче свидетельства о праве на наследство в виде указанного выше земельного участка, поскольку Цветков А.М. при своей жизни не успел оформить право собственности на земельный участок, правоустанавливающий документ получен не был, что стало основанием для обращения в суд. (л.д.4-6)
В судебном заседании истица Цветкова Т.Д. заявленные требования поддержала.
Ответчик Администрация города Феодосии о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
Третье лицо нотариус Белогорского районного нотариального округа Ажаблаева Э.А., о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменные пояснения, касающиеся полномочий комитета и требований к содержанию решения суда.
Третье лицо СПК «Ветеран Коктебеля» о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав объяснения истца исследовав письменные материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению, последующим основаниям:
Из свидетельства о смерти на имя Цветкова Анатолия Михайловича видно, что он умер 16.09.2014 года (л.д.9).
Как следует из материалов дела, нотариусом Белогорского районного нотариального округа Ажаблаевой Э.А. заведено наследственное дело №ДД.ММ.ГГГГ после смерти Цветкова Анатолия Михайловича, умершего 16 сентября 2014 года. Наследником принявшим наследство является супруга наследодателя Цветковой Т.Д., также в материалах наследственного дела имеется заявление от дочери наследодателя Болотиной С.А., которая отказалась от причитающейся ей доли наследства в пользу супруги наследодателя. (л.д. 32-78)
Как видно из разъяснений от 25.04.2017 г., данных нотариусом наследнику Цветковой Т.Д, выдача свидетельства о праве на наследство на земельный участок площадью 846 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, не представляется возможной, так как документы, подтверждающие право собственности наследодателя не оформлялись, не выдавались и не регистрировались в установленном законом порядке. (л.д. 21)
На основании ч.1 ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с ч.2 ст.218 Гражданского кодекса российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права. Способы защиты гражданских прав установлены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума N 9 от 29 мая 2012 года "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а если в срок, предусмотренный статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение не было вынесено - также требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Как следует из заявления истца государственный акт о праве собственности на земельный участок Цветков А.М., при своей жизни не получал, по изготовлению проекта землеустройства по отводу земельного участка, решения о предоставлении Цветкову А.М. земельного участка в собственность не принималось.
Как установлено судом, Распоряжением № 503-р от 26 июля 2012 года Совета министров Автономной Республики Крым дано разрешение Цветкову А.М. (под №) на разработку с учетом требований государственных стандартов, норм и правил в сфере землеустройства проектов землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,12 га, расположенного за границами населенного пункта Коктебельского поселкового совета города Феодосии Автономной Республики Крым, не находящегося в собственности и/или в пользовании физических и юридических лиц, в собственность для ведения садоводства с последующим отнесением данного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения. (л.д. 14-16, 85)
По заказу Цветкова А.М. КП «Геоинформационный центр г. Феодосии» был изготовлен проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность гражданину Украины Цветкову А.М., для ведения садоводства, в котором уточнена площадь земельного участка, которая составила 846 кв.м., определены границы участка на местности (л.д.101-107)
Согласно ст.81 Земельного Кодекса Украины граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании:а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, ренты, иным гражданско-правовым соглашениям
б) бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности;в) приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование;г) принятия наследства;
г1) выделения в натуре (на местности) причитающейся им земельной доли (пая).
В статье 116 Земельного Кодекса Украины указаны основания приобретения права на землю.
Так ч.1 данной статьи указывает, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти, или органов местного самоуправления, или государственных органов приватизации, или центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.
Часть 3 данной статьи определяет, что бесплатная передача земельных участков в собственность граждан производится в случае:а) приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан;б) получения земельных участков вследствие приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;в) получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданам определен в ст.118 Земельного Кодекса Украины, в которой указано, что
Гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка.2. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.3. Граждане — работники государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионеры из их числа, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельных участков, находящихся в постоянном пользовании этих предприятий, учреждений и организаций, обращаются с ходатайством о приватизации этих земель соответственно в сельский, поселковый, городской совет или районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию.4. Соответствующий орган местного самоуправления или орган исполнительной власти в месячный срок рассматривает ходатайство и предоставляет разрешение предприятиям, учреждениям и организациям на разработку проекта приватизации земель.5. Передача земельных участков в собственность гражданам — работникам государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионерам из их числа производится после утверждения проекта приватизации земель в порядке, установленном настоящим Кодексом.6. Граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В заявлении указываются желаемые размеры и цель его использования.7. Соответствующая местная государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает заявление, а при передаче земельного участка фермерскому хозяйству — также заключения конкурсной комиссии, и в случае согласия на передачу земельного участка в собственность дает разрешение на разработку проекта его отвода.8. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан организациями, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, оговариваемые соглашением сторон.9. Проект отвода земельного участка согласовывается с органом по земельным ресурсам, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органами, органами архитектуры и охраны культурного наследия и представляются на рассмотрение соответствующих местной государственной администрации или органа местного самоуправления.10. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в месячный срок рассматривает проект отвода и принимает решение о передаче земельного участка в собственность.11. В случае отказа органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставления заявления без рассмотрения вопрос разрешается в судебном порядке.
Судом установлено, что Постановления Совета Министров «Об утверждении проекта землеустройства гр. Цветкову А.М. для ведения садоводства» на земельный участок площадью 846 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, не издавалось. Госудасртвенного акта о праве собственности на данный земельный участок Цветкову А.М. также не выдавался.
Согласно ст. 125 Земельного Кодекса Украины право собственности и право постоянного пользования на земельный участок возникает после получения его собственником или пользователем документа, удостоверяющего право собственности или право постоянного пользования земельным участком, и его государственной регистрации.
В соответствии с ч.1 ст. 126 Земельного Кодекса Украины. право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком удостоверяется государственными актами.
Согласно ст. 19 Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» государственная регистрация прав проводится на основании:1) договоров, заключенных в порядке, установленном законом;2) свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество, выданных в соответствии с требованиями настоящего Закона;3) свидетельств о праве собственности, выданных органами приватизации нанимателям жилых помещений в государственном и коммунальном жилом фонде;4) государственных актов на право собственности или постоянного пользования на земельный участок в случаях, установленных законом;5) решений судов, вступивших в законную силу;6) иных документов, подтверждающих возникновение, переход, прекращения прав на недвижимое имущество, поданных орган государственной регистрации прав вместе с заявлением.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного Закона РФ от 21.03.2014 г. №6 -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно ч.5 ст. 3 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» переоформление прав, указанных в частях 2-4 настоящей статьи должно быть завершено до 01 января 2017 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативными правовыми актами Совета министров Республики Крым.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 38-ЗРК порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом Министров Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313).
В соответствии с п. 4 Порядка № 313 завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Согласно ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей на день принятия решения, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Из уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 17.09.2018 г., сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества земельный участок площадью 846 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, отсутствуют.
Составление межевого плана, постановка на кадастровый участок земельного участка (л.д. 10-13,17-18), осуществленные после смерти Цветкова А.М., не порождают возникновением права собственности на объект недвижимости.
Учитывая совокупность собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что у Цветкова А.М., не возникло право собственности на земельный участок площадью 846 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, поскольку решения уполномоченного органа о передаче Цветкову А.М. в собственность земельного участка не принималось, порядок получения земельного участка в собственность, Цветковым А.М. не завершен, и соответственно им не была проведена государственная регистрация права собственности на данный участок.
Таким образом, поскольку у Цветкова А.М. умершего 16.09.2014 г., при его жизни не возникло право собственности на земельный участок, площадью 846 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, у суда не имеется правовых оснований для признания за истцом, в порядке наследования, права собственности на данный земельный участок.
Решение в окончательной форме принято/изготовлено 24 ноября 2018 года
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
В иске Цветковой Тамаре Дмитриевне к Администрации города Феодосии, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании права собственности в порядке наследования после смерти Цветкова Анатолия Михайловича умершего 16 сентября 2014 года, на земельный участок площадью 846 кв.м., расположенный по адресу <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Феодосийский городской суд Республики Крым.
Председательствующий Л.В. Хибакова