24ОS0000-01-2020-000973-64 Дело № 3А-184/2021
010а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2021 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карасевой Ю.Н.,
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Абрамчика М.А.,
административных истцов Лебедева С.В., Лебедевой Т.Г., а также представителя административного истца Лебедевой Т.Г.- Гиниборг О.В.,
представителя административного ответчика Красноярского городского Совета депутатов- Митряковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лебедева Сергея Викторовича, Лебедевой Татьяны Геннадьевны, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Лебедева Ивана Сергеевича, Лебедевой Ульяны Сергеевны, Лебедева Дмитрия Сергеевича, о признании частично недействующими: приложения № 1 «Положение о территориальном планировании», приложения № 3 «Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (основной чертеж)» к решению Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 года № 7-107 «О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета», в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером № двух функциональных зон: «зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и выше) и зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий; приложения № 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов», в части установления территориальной зоны Ж-4 в границах земельного участка с кадастровым номером №; приложения № 1 к решению Красноярского городского Совета депутатов от 24 апреля 2018 года № В-276 «О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне автомобильного транспорта (ИТ) и подзоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4-1); приложения № 1 к решению Красноярского городского Совета депутатов от 17 марта 2020 года № 6-88 «О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне автомобильного транспорта (ИТ) и подзоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4-1),
У С Т А Н О В И Л:
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 года № 7-107 «О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета» (далее – Решение от 13 марта 2015 года № 7-107) утвержден Генеральный план городского округа город Красноярск, являющийся приложением к данному Решению (далее – Генеральный план).
Приложением № 1 к Решению от 13 марта 2015 года № 7-107 является Положение о территориальном планировании, приложением № 3 - Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (основной чертеж), на котором установлены функциональные зоны городского округа город Красноярск.
Решение от 13 марта 2015 года № 7-107 было подписано Главой города Красноярска и опубликовано 25 марта 2015 года в периодическом печатном издании «Городские новости» № 40, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов г. Красноярска, и в соответствии с пунктом 3 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования - 25 марта 2015 года.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов» (далее – Решение от 07 июля 2015 № В-122) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, являющиеся приложением к данному Решению (далее – Правила землепользования и застройки).
Приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки является Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск, на которой установлены территориальные зоны городского округа город Красноярск.
Решение от 07 июля 2015 № В-122 было подписано Главой города Красноярска и в первоначальной редакции опубликовано 15 июля 2015 года в периодическом печатном издании «Городские новости» № 102 и в соответствии с пунктом 3 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования – 15 июля 2015 года.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 24 апреля 2018 года № В-276 «О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов» (далее – Решение от 24 апреля 2018 № В-276) внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск.
Приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки является Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск, на которой установлены территориальные зоны городского округа город Красноярск.
Решение от 24 апреля 2018 № В-276 было подписано Главой города Красноярска и в первоначальной редакции опубликовано 04 мая 2018 года в периодическом печатном издании «Городские новости» № 54 и в соответствии с пунктом 2 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования – 04 мая 2018 года.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 17 марта 2020 года № 6-88 «О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов» (далее – Решение от 17 марта 2020 № 6-88) внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск.
Приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки является Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск, на которой установлены территориальные зоны городского округа город Красноярск.
Решение от 17 марта 2020 № 6-88 было подписано Главой города Красноярска и в первоначальной редакции опубликовано 25 марта 2020 года в периодическом печатном издании «Городские новости» № 32 и в соответствии с пунктом 2 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования – 25 марта 2020 года.
Административные истцы, с учетом уточнений обратились с административным иском о признании указанных Решений недействующими: приложения № 1 «Положение о территориальном планировании», приложения № 3 «Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (основной чертеж)» к решению Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 года № 7-107 «О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета», в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером № двух функциональных зон: «зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и выше) и зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий; приложения № 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов», в части установления территориальной зоны Ж-4 в границах земельного участка с кадастровым номером №; приложения № 1 к решению Красноярского городского Совета депутатов от 24 апреля 2018 года № В-276 «О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне автомобильного транспорта (ИТ) и подзоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4-1); приложения № 1 к решению Красноярского городского Совета депутатов от 17 марта 2020 года № 6-88 «О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне автомобильного транспорта (ИТ) и подзоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4-1).
Требования мотивированы тем, что административным истцам на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, целевое предназначение для строительства индивидуального жилого дома, а также жилой дом расположенный на данном земельном участке.
Установление оспариваемыми нормативными правовыми актами в отношении указанного земельного участка двух функциональных зон – «зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и выше) и зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий, и двух территориальных зон – зоны автомобильного транспорта (ИТ) и подзоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4-1), нарушает права административного истца на их использование по назначению и противоречит положениям пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которого границы территориальных зон должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, также части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не отвечает требованиям принадлежности указанного земельного участка только к одной территориальной зоне, создает неопределённость правового режима земельного участка.
Кроме того, первоначально установление Решением от 07 июля 2015 № В-122 в отношении данного земельного участка территориальной зоны Ж-4, также нарушает права административных истцов на его использование по назначению, а именно для эксплуатации индивидуального жилого дома и делает невозможным проведение реконструкции жилого дома, расположенного на данном земельном участке.
Административные истцы, а также представитель Лебедевой Т.Г., в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований, по основаниям и доводам, изложенным в уточненном административном исковом заявлении.
Представитель Красноярского городского Совета депутатов, в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать, мотивируя тем, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции представительного органа муниципального образования с соблюдением процедуры принятия и требований к их форме и содержанию, не противоречат нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу. Административными истцами не представлены доказательства того, что оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушаются их права.
Глава города Красноярска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о причинах не сообщил, ходатайств не представил.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие Главы города Красноярска, своевременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного процесса не возражали.
Прокурор - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процессах прокуратуры Красноярского края Абрамчик М.А. в своем заключении полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), пункта 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и принятия генерального плана урегулирован положениями статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки - положениями статей 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит в том числе: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На картах генерального плана отображаются: автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В данном случае в Положении о территориальном планировании Генерального плана города Красноярска содержится указание на функциональную зону объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий отображена в приложении № 3 «Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (основной чертеж)».
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся среди прочего дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объект капитального строительства согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Как указано в «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов», принятом и введенном в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года N 2018-ст, к группировке «сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ. Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Автомагистрали, автомобильные дороги, в том числе улично-дорожная сеть, прочие автомобильные, велосипедные или пешеходные дороги включены в раздел основных фондов 220.00.00.00.00 «сооружения».
Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1034/пр (документ включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящих в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемых с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Как указано в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод об отнесении улично-дорожной сети городского округа к объектам местного значения (территории общего пользования, обозначенной красными линиями).
Таким образом, размещение объекта транспортной инфраструктуры относится к дискреции органов местного самоуправления городского округа, а установление в генеральном плане функциональной зоны в целях отображения объектов местного значения - улично-дорожной сети, отображение ее границ на картах генерального плана соответствуют положениям статей 9 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Градостроительный регламент территориальной зоны объектов автомобильного транспорта (ИТ) предусматривает нахождение в этой зоне территорий общего пользования (код 12.0). Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, код 12.0 включает вид разрешенного использования, в том числе размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог в границах населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, Генеральный план и Правила землепользования и застройки были подготовлены в соответствии с вышеприведенными процедурами, регламентированными статьями 24-25 и 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приняты уполномоченным органом (пункт 2 статьи 27 Устава города Красноярска) в установленной форме (статья 56 Устава), подписаны Главой города Красноярска (пункт 6 статьи 57 Устава), официально опубликованы для всеобщего сведения (пункт 8 статьи 57 Устава) и вступили в законную силу со дня их официального опубликования (пункт 5 статьи 56 Устава).
Судом установлено, что административные истцы с 20 июля 2015 года являются собственниками земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, № в 569-а квартале, который относится к категории земель- земли населенных пунктов, и ранее имел разрешенное использование- для строительства индивидуального жилого дома, а также административные истцы являются собственниками жилого дома расположенного на данном земельном участке, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка и жилого дома от 26.08.2014 года, свидетельствами о регистрации права, договором дарения от 08.07.2015 года, выпиской из ЕГРН в отношении земельного участка, кадастровым паспортом жилого дома (т.1 л.д.26-27, 28, 29, 30-31, 45-52, 53-56).
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов» (далее – Решение от 07 июля 2015 № В-122) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, являющиеся приложением к данному Решению (далее – Правила землепользования и застройки).
Приложением № 1 (Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск) к Правилам землепользования и застройки (в редакции Решения от 07 июля 2015 года № В-122) указанный земельный участок отнесен к территориальной зоне «зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4). В дальнейшем Решением от 24 апреля 2018 года № В-276 данный земельный участок отнесен к двум территориальным зонам: подзона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4-1); зона территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).
Согласно сведениям из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) от 22 января 2021 года, Генеральным планом (приложение № 1 и приложение № 3 к Решению от 13 марта 2015 года № 7-107) земельный участок с кадастровым номером № отнесен к следующим функциональным зонам: застройки многоэтажными жилыми домами (9эт. и выше); зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий. Картой градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением от 07 июля 2015 № В-122 (в действующей редакции от 22 июля 2020 года № В-118)) в отношении земельного участка с кадастровым номером № установлены следующие территориальные зоны: подзона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4-1); зона территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).
Таким образом, нахождение земельного участка согласно генеральному плану муниципального образования одновременно в двух функциональных зонах, если одна из данных зон фактически определяет границы территории общего пользования (улично-дорожной сети), не влечет возникновения неопределенности правового режима земельного участка, поскольку позволяет установить в отношении земельного участка одну территориальную зону и отобразить в ней территорию общего пользования, на которую действие градостроительного регламента установленной территориальной зоны распространяться не будет.
Такое градостроительное зонирование также не противоречит положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации относительно соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Кроме того, отнесение земельного участка Решением от 07 июля 2015 года № В-122 к территориальной зоне «зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4)», также соответствует требованиям законодательства.
Так, по смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, а также защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
На основании части 1 статьи 9, части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов, как документы территориального планирования муниципальных образований, в соответствии с которыми разрабатываются правила землепользования и застройки, также должны разрабатываться исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит в согласовании прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки с иными названными в законе целями, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Органами местного самоуправления города Красноярска, в соответствии с перспективным планом развитии территории, с учетом результатов публичных слушаний, кадастровый квартал, в границах которого располагается земельный участок с кадастровым номером № был правомерно отнесен к функциональной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (9эт. и выше).
Факт строительства в данном кадастровом квартале многоэтажных жилых домов административным истцом Лебедевой Т.Г. в судебном заседании подтвержден.
Доводы административных истцов о нарушении их прав принятием оспариваемых нормативных правовых актов на реконструкцию (строительство) индивидуального жилого дома судом отклоняются, поскольку учет сложившейся планировки территории и существующего землепользования при зонировании территории не является основополагающим, так как при установлении территориальных зон должны учитываться и параметры планируемого развития функциональных зон, определенных генеральным планом городского округа.
При этом суд исходит из позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов. Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 г. № 387-О, от 15 июля 2010 г. № 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. № 242-О).
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе, путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты приняты в соответствии с требованиями законодательства и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, суд полагает в удовлетворении административного иска отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований административного искового заявления Лебедева Сергея Викторовича, Лебедевой Татьяны Геннадьевны, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Лебедева Ивана Сергеевича, Лебедевой Ульяны Сергеевны, Лебедева Дмитрия Сергеевича, о признании частично недействующими: приложения № 1 «Положение о территориальном планировании», приложения № 3 «Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (основной чертеж)» к решению Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 года № 7-107 «О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета», в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером № двух функциональных зон: «зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и выше) и зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий; приложения № 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов», в части установления территориальной зоны Ж-4 в границах земельного участка с кадастровым номером №; приложения № к решению Красноярского городского Совета депутатов от 24 апреля 2018 года № В-276 «О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне автомобильного транспорта (ИТ) и подзоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4-1); приложения № 1 к решению Красноярского городского Совета депутатов от 17 марта 2020 года № 6-88 «О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне автомобильного транспорта (ИТ) и подзоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4-1)- отказать.
Обязать Красноярский городской Совет депутатов опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль
Решение в окончательной форме принято 05 февраля 2021 года.