Дело № 2-1319/2015 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2014 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Виноградовой Л.Н.
при секретаре Девяткиной О.В.
с участием прокурора Арапова И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гусь-Хрустальный гражданское дело по иску Гусь-Хрустального межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район о возложении обязанности провести работы по организации и обеспечению безопасности дорожного движения на участке дороги из поселка <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
Гусь-Хрустальный межрайпрокурор обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район с учетом уточнения об обязании провести работы по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, а именно привести автомобильную дорогу общего пользования местного значения <адрес> протяженностью № км. в соответствие с требованиями ГОСТ Р № «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ № в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Указал, что автомобильная дорога протяженностью № км из поселка <адрес> является дорогой № категории общего пользования местного значения Гусь- Хрустального района (Постановление администрации Гусь-Хрустального района «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Гусь-Хрустального района» № от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, утв. Постановлением администрации Гусь-Хрустального района № от ДД.ММ.ГГГГ года)) и предназначена для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наряду с иными вопросами к вопросам местного значения муниципального района отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ст. 13 Федерального Закона № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 17 указанного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов устанавливает ГОСТ Р № «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №
В силу ст. 46 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» требования ГОСТ Р № являют обязательными, поскольку направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества граждан, охра окружающей среды.
Разделом № установлено, что проезжая часть дорог улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных под обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, ин повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельно допустимы повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице ГОСТ Р №
В соответствии с пунктом № предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должно превышать по длине № с ширине - № и глубине - № см.
Проверкой установлено, что на всем протяжении указанной дороги наблюдаются множественные повреждения дорожного покрытия (выбоины), размеры которых превышают предельно допустимые нормы, предусмотренные п. №.
Согласно ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Результаты проведенной проверки свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией МО Гусь-Хрустальный район требований законодательства о безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания и ремонта автомобильной дороги местного значения из <адрес>
Бездействие администрации МО Гусь-Хрустальный район, выразившееся в непринятии мер, направленных на приведение в нормативное состояние дороги из <адрес> способствует созданию аварийной обстановки на дороге и может повлечь нарушение конституционных прав граждан - участников дорожного движения на охрану здоровья и имущества.
В судебном заседании помощник Гусь-Хрустального межрайпрокурора Арапов И.С. настаивал на удовлетворении заявленных уточненных требований по указанным в заявлении основаниям.
Представители ответчика администрации МО Гусь-<адрес> по доверенности Ульянова С.Ю., Зайцев Е.К. в судебном заседании возражали в удовлетворении исковых требований. Суду пояснили, что в Перечень дорог местного значения Гусь-Хрустального района включен участок дороги <адрес> протяженностью № км, на территории Гусь-Хрустального района. В Перечне дорог <адрес> оставшегося участка данной дороги нет, поэтому приведение № км дороги в нормативное состояние не восстановит прав жителей <адрес> на возможность использования объектов социального назначения- магазина, детского садика, больницы в <адрес>. Фактически как таковой дороги нет, в Перечень дорог местного значения Гусь-Хрустального района она включена как вариант территориального роста до ДД.ММ.ГГГГ, с целью ликвидации бездорожья. Подтвердили, что иного проезда в <адрес>, кроме указанной дороги, нет, автомашины <адрес> и т.д. используют ее для проезда в <адрес>. В отдельные периоды дорога не бывает проезжей. Администрация Гусь-Хрустального района намерена обратиться в <адрес>, чтобы участок данной дороги в <адрес> был отремонтирован.
Представитель третьего лица ГКУ ВО «Гусевское лесничество» по доверенности Беззубиков В.А. в судебное заседание явился, с исковыми требованиями согласен. Суду пояснил, что в случае принятия судом положительного решения ГКУ ВО «Гусевское лесничество» готово предоставить земельный участок лесного фонда, по части которого проходит указанная дорога, в постоянное бессрочное пользование.
Представитель третьего лица Департамента транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен. В заявлении просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Представители третьих лиц ОГИБДД ММ ОМВД России «Гусь-Хрустальный», администрации МО <адрес> Гусь-Хрустального района, Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения помощника Гусь-Хрустального межрайпрокурора Арапова И.С., представителей ответчика администрации МО Гусь-Хрустальный район по доверенности Ульяновой С.Ю., Зайцева Е.К., представителя третьего лица ГКУ ВО «Гусевское лесничество» по доверенности Беззубикова В.А., суд считает, что заявленные уточненные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересы граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенных прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится: осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожи деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечен безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ст.13 Федерального Закона № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктом 6 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлено, что к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 1 7 указанного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу ст. 34 Федерального Закона № 257-ФЗ от 2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством РФ о концессионных соглашениях.
Согласно ч. 1 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местная администрация (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Решением Совета народных депутатов муниципального образования Гусь-<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ принят Устав муниципального образования Гусь-<адрес> (далее - Устав).
В соответствии с п. № Устава МО Гусь-<адрес>, к полномочиям администрации муниципального образования отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Гусь-<адрес>, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Гусь-<адрес>, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на администрацию МО Гусь-<адрес> возложены обязанности по обеспечения безопасности дорожного движения в части содержания автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Гусь-<адрес> в соответствии с установленными требованиями
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов устанавливает ГОСТ Р № «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее ГОСТ Р №).
В силу ст. № Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «О техническом регулировании» требования ГОСТ Р № являют обязательными, поскольку направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества граждан, охра окружающей среды.
Разделом № ГОСТ Р № установлено, что проезжая часть дорог улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных под обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, ин повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельно допустимы повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице ГОСТ Р № ГОСТ Р №).
В соответствии с пунктом № ГОСТ Р № предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должно превышать по длине № с ширине - № см и глубине - № см.
Согласно ст.ст.№ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Постановлением администрации муниципального образования Гусь-<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Гусь-<адрес>. Постановлением администрации муниципального образования Гусь-<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в указанное постановление внесены изменения. В указанный Перечень включена автомобильная дорога протяженностью № км из <адрес> № категории общего пользования местного значения Гусь- <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. государственным инспектором дорожного надзора <адрес> ФИО9 составлен акт проверки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги <адрес> на всем протяжении дороги наблюдаются множественные повреждения дорожного покрытия (выбоины), размеры которых превышают предельно допустимые нормы, предусмотренные п. № ГОСТа Р №.Дорога не отвечает требованиям нормативных документов и безопасности дорожного движения, движение транспортных средств затруднено (невозможно) (л.д№).
Согласно письму администрации МО <адрес> (сельское поселение) Гусь-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес> зарегистрировано по месту жительства № граждан, фактически проживает № человек, домовладений в <адрес> Дорога из <адрес> грунтово-песчаная, протяженностью № км. В <адрес> продовольственный магазин отсутствует, жители деревни приобретают продовольственные продукты в <адрес> (л.д№).
Согласно письму администрации МО Гусь-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ полотно дороги из <адрес> представляет собой грунтовое покрытие (характерное для проселочно-полевых дорог). № участка дороги имеют углубления в грунте, которые подсыпаны щебнем. В целом дорога <адрес> пригодна к эксплуатации и проезда автомобильного транспорта, в т.ч. легкового (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ. государственным инспектором дорожного надзора <адрес> ФИО9 составлен акт проверки дороги <адрес>. На местности указанная автомобильная дорога от <адрес> в сторону <адрес> до границы Гусь-<адрес> проходит через земли сельскохозяйственного назначения. Указанная автомобильная дорога находится в неудовлетворительном состоянии, проезд транспортных средств затруднен (легкового - невозможен), поскольку имеются просадки и загрязнения, препятствующие движению.
Автомобильная дорога имеет полосу для движения шириной менее №., что ниже допустимых норм СП № размеры отдельных повреждений грунтового покрытия (просадок, колей) значительно превышают предельно допустимые нормы ГОСТа № по длине № ширине №, глубине № см. Транспортно – эксплуатационное состояние автомобильной дороги не отвечает требованиям нормативных документов и безопасности дорожного движения, движение транспортных средств затруднено (легкового – невозможно) (л.д.№
Суд полагает установленным, что отсутствует иной проезд из <адрес>, кроме дороги через пос. им. <адрес>. Данное обстоятельство подтверждено пояснениями представителей ответчика администрации Гусь-<адрес>, 3 лиц ОГИБДД ММ ОМВД России «Гусь-Хрустальный» ФИО9, администрации МО <адрес>, свидетеля ФИО10, данными в судебных заседаниях. Жители <адрес> не имеют возможности пользоваться объектами социального назначения - больницей, магазинами, детскими садами без проезда по указанной автодороге.
При указанных обстоятельствах суд не может согласиться с доводами представителей ответчика администрации Гусь-<адрес>, что отсутствуют денежные средства на ремонт дороги, что данная дорога включена в Перечень дорог местного значения муниципального образования Гусь-<адрес> «на перспективу».
Суд полагает установленным, что состояние участка данной дороги, расположенного на территории Гусь-<адрес>, не соответствует нормативным требованиям.
Таким образом, бездействие администрации МО Гусь-<адрес>, выразившееся в непринятии мер, направленных на приведение в нормативное состояние № км участка дороги <адрес> до границы муниципальных образований Гусь-<адрес> и <адрес> способствует созданию аварийной обстановки на дороге и может повлечь нарушение конституционных прав граждан - участников дорожного движения на охрану здоровья и имущества.
При указанных обстоятельствах суд считает, что заявленные исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
В то же время суд полагает, что доводы представителей ответчика о невозможности выполнения решения суда в требуемый прокурором № месячный срок обоснованны. В связи с чем суд полагает необходимым обязать Администрацию МО Гусь-<адрес> провести работы по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, а именно привести автомобильную дорогу общего пользования местного значения Гусь-<адрес> <адрес> протяженностью № км в соответствие с требованиями ГОСТ Р № «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденном постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ № №, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░-<░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░-<░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░-<░░░░░> <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ № «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № №, ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░