Дело № 2-921/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2015 года город Чита
Ингодинский районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Каминского В.Л.,
при секретаре Шелепетко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Читинского района в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Краевому государственному специализированному автономному учреждению «Забайкальское лесохозяйственное объединение» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с указанным иском, в котором просит обязать Краевое государственное специализированное автономное учреждение «Забайкальское лесохозяйственное объединение» обеспечить в течение всего пожароопасного периода 2015 года укомплектование лесопожарных формирований (пожарно-химических станции) первого и второго типов, пожарно-химическую станцию третьего типа Беклемишевского филиала КГСАУ «Забайкаллесхоз» личным составом в полном объеме в соответствии с утвержденным штатным расписанием на 2015 год, а именно: ЛПФ (ПХС) - 1 Новотроицкое, Учебно-Опытное, Бургенское, Кручининское, Сиявковское, Черновское, Яблоновское, Сохондинское, Озерное личным составом в количестве не менее 8 человек каждое;
- Беклемишевское, Верх-Читинское, Читинское ЛПФ (ПХС) - 2 личным составом в количестве не менее 15 человек каждое.
- Читинскую ПХС-3 личным составом в количестве не менее 44 человек.
При удовлетворении требования, указанного в п.1 искового заявления, обратить решение суда к немедленному исполнению.
Обязать ответчика в срок до 31.12.2015 сформировать и применять в течение всего периода деятельности КГСАУ «Забайкаллесхоз» штатное расписание лесопожарных формирований первого и второго типов Беклемишевского филиала КГСАУ «Забайкаллесхоз» в соответствии с требованиями Приложения 1 к п.1 раздела II Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 №167, установив для каждого лесопожарного формирования первого типа штатную численность в количестве не менее 9 работников, для каждого лесопожарного формирования второго типа штатную численность в количестве не менее 16 работников, ссылаясь на неукоплектование ответчиком личным составом названных подразделений.
В ходе судебного заседания участвующий в деле прокурор доводы и требования иска поддержал.
Ответчик, третье лицо – Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, извещенные надлежаще, представителей в суд не направили, возражений не представили.
Представитель третьего лица «Государственной лесной службы Забайкальского края», не оспаривая факт необходимости укомплектования личным составом названные подразделения, с иском не согласился, ссылаясь на отсутствие финансирования. Так же просил производство по делу прекратить в связи с наличием судебного решения по иску прокурора по аналогичным требованиям.
Ходатайство о прекращении производства по делу судом отклонено, поскольку требования рассматриваемого иска касаются вопросов штата и численности личного состава, что не являлось предметом рассмотрения по делу №.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного иска исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. К мерам пожарной безопасности в лесах относятся предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах (ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ, п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417).
Распоряжением Правительства Забайкальского края от 10 сентября 2012 г. № 447-р создано КГСАУ «Забайкаллесхоз».
Согласно 1.4., 1.5, 1.6 Устава КГСАУ функции учредителя и собственника имущества Автономного учреждения от имени Забайкальского края осуществляют Государственная лесная служба Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Автономное учреждение находится в ведомственном подчинении Государственной лесной службы Забайкальского края.
Автономное учреждение является некоммерческой организацией и создано в целях обеспечения осуществления Государственной лесной службой Забайкальского края функций по оказанию государственных услуг в сфере лесных отношений.
Автономное учреждение является краевым государственным специализированным автономным учреждением, выполняющим работы по тушению лесных пожаров и осуществляющим отдельные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно п.п. 1 п. 2.1 Устава Автономное учреждение создано в целях обеспечения рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.
Согласно п. 2.2 Устава, для достижения целей, указанных в подпункте 1 пункта 2.1 настоящего Устава, Автономное учреждение осуществляет в установленном действующим законодательством порядке в том числе следующие основные виды деятельности:
осуществление мероприятий по проведению предупредительных противопожарных мероприятий в соответствии с действующим законодательством;
выполнение работ по тушению лесных пожаров, в том числе в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения и степных (ландшафтных) пожаров.
Аналогичные нормы закреплены в пп.2.1 Положения о Беклемишевском филиале КГСАУ «Забайкаллесхоз» (далее - Положение).
Беклемишевский филиал КГСАУ охватывает территорию Беклемишевского, Верхне-Читинского, Читинского лесничеств, в которых имеется 12 участковых лесничеств, с общей площадью Государственного лесного фонда - 776737 га.
В ходе прокурорской проверки установлено, что в 2015 году в Беклемишевском филиале КГСАУ для тушения лесных пожаров на территории лесного фонда, подведомственной Беклемишевскому, Верхне-Читинскому, Читинскому лесничеству согласно штатному расписанию на 2015 год, утвержденному и.о. директора КГСАУ и согласованному с и.о. руководителя Государственной лесной службой Забайкальского края, создано 12 лесопожарных формирований (далее - ЛПФ): три ЛПФ 2 типа (ЛПФ-2) с численностью по 15 человек в каждом и девять ЛПФ первого типа (ЛПФ-1) по 8 человек в каждом, то есть всего по Беклемишевскому филиалу - 54 человека личного состава всех пяти ЛПФ.
В соответствии с п.1 Положения о пожарно-химических станциях КГСАУ, утвержденного Приказом директора КГСАУ №49 от 22.02.2013, пожарно-химические станции являются структурными подразделениями, организуемыми в филиалах КГСАУ, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных и степных пожаров. В соответствии с п. 3 данного Положения в составе ПХС-3 организуются лесопожарные формирования (ЛПФ-1, ЛПФ-2), которые также сформированы с аналогичной целью и функциями.
Аналогичное определение пожарно-химических станций приведено в п.1 Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 №167.
В соответствии с п. 3 Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 №167, ПХС-1 организуются, в основном, в лесничествах, леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию двух одновременно действующих пожаров в день, а также участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся лесных пожаров на обслуживаемой территории.
В соответствии с п. 3 Положения о пожарно-химических станциях КГСАУ «Забайкаллесхоз», утвержденного Приказом директора КГСАУ №49 от 22.02.2013 ЛПФ-1 (лесопожарное формирование 1 типа) организуется, в основном, при участковых лесничествах, леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию одного-двух одновременно действующих пожаров, а также участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся лесных пожаров на обслуживаемой территории. Оснащается специализированной лесопожарной техникой, средствами тушения, транспорта, связи, инвентарем. Команда ЛПФ-1 организуется, как временное формирование, но может комплектоваться и постоянным составом.
В соответствии с п. 3 Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 №167, ПХС-2 организуются, в основном, в центральных усадьбах лесхозов, леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию до четырех одновременно действующих пожаров в день, а также участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся лесных пожаров на обслуживаемой территории, оснащается более разнообразной и в большем количестве, чем ПХС-1, специализированной лесопожарной техникой, средствами пожаротушения, транспорта, связи, инвентарем и прочим имуществом.
В соответствии с п. 3 Положения о пожарно-химических станциях КГСАУ «Забайкаллесхоз», утвержденного Приказом директора КГСАУ №49 от 22.02.2013 ЛПФ-2 (лесопожарное формирование 2 типа) организуется, в филиалах КГСАУ, где не находится ПХС-3 при дислокации территориальных отделов Гослесслужбы Забайкальского края, леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию до четырех одновременно действующих пожаров, участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся лесных пожаров на обслуживаемой территории. Оснащается более разнообразной и в большем количестве, чем ЛПФ-1, специализированной лесопожарной техникой, средствами пожаротушения, транспорта, связи, инвентарем и прочим имуществом. Команда ЛПФ-2 организуется, как частично-постоянное формирование.
С учетом вышеизложенного, ЛПФ-1 и ЛПФ-2 КГСАУ созданы по типу ПХС-1 и ПХС-2 (в соответствии с Приказом Рослесхоза №167), предназначены для выполнения одних и тех же задач с одинаковыми функциями.
Для выполнения надлежащим образом и в полном объеме стоящих задач и функций по тушению лесных пожаров, ограничению их распространения и др., для ПХС-1, ПХС-2 в соответствии с Приложением 1 к п.1 раздела II Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 №167, установлена примерная структура и численность команд ПХС, которая является минимальной.
ЛПФ-1 и ЛПФ-2 осуществляют тушение также и степных пожаров, в связи с чем имеют нагрузку и выполняют объем работ больше, чем ПХС-1 и ПХС-2, образуемые в соответствии с приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167.
Учитывая изложенное, обоснованным является довод прокурора о том, что ЛПФ-1 и ЛПФ-2 КГСАУ также должны быть укомплектованы личным составом в соответствии с указанным Примерным перечнем, поскольку в противном случае данные формирования могут быть лишены возможности выполнять надлежащим образом свои функциональные обязанности по своевременному обнаружению, тушению лесных пожаров, ограничению их распространения.
Как установлено по делу, ПХС-1 (ЛПФ-1) должны быть укомплектованы личным составом: круглогодично - водителем автомобиля в количестве 1-2 чел., трактористом- машинистом в количестве 1 чел., на пожароопасный период - бригадиром лесной бригады в количестве 1 чел. (по количеству лесных бригад), рабочими лесопожарных бригад в количестве 6-12 человек. Общая численность ПХС-1 должна составлять от 9 до 16 человек.
ПХС-2 (ЛПФ-2) должны быть укомплектованы личным составом: круглогодично - начальником ПХС в количестве 1 чел., водителем автомобиля в количестве 1-4 чел., трактористом-машинистом в количестве 1-3 чел., слесарем по ремонту автомобилей и пожарного оборудования в количестве 1 чел., на пожароопасный период - бригадиром лесной бригады в количестве 2-4 чел. (по количеству лесных бригад), рабочими лесопожарных бригад в количестве 10-20 человек. Общая численность ПХС-2 должна составлять от 16 до 33 человек.
ПХС-3 должны быть укомплектованы личным составом: круглогодично - начальником ПХС в количестве 1 чел., технологом (заместителем начальника ПХС) в количестве 1 чел., механиком в количестве 1 чел., водителем автомобиля в количестве 3-6 чел., трактористом-машинистом в количестве 3-5 чел., слесарем-электриком по ремонту электрооборудования в количестве 1 чел., слесарем по ремонту автомобилей и пожарного оборудования в количестве 1 чел., радиооператором стационарной телефонной радиостанции в количестве 1 чел., на пожароопасный период - бригадиром лесной бригады в количестве 3-6 чел. (по количеству лесных бригад), рабочими лесопожарных бригад в количестве 15-30 человек. Общая численность ПХС-3 должна составлять от 30 до 50 человек.
Из штатного расписания ЛПФ всех типов Беклемишевского филиала КГСАУ установлено, что ЛПФ-1 должно комплектоваться личным составом, общей численностью 8 человек, ЛПФ-2 - 15 человек, ПХС-3 - 44 человека, то есть всего штатная численность всех ЛПФ (без ПХС-3) Беклемишевского филиала должна составлять 117 работников ЛПФ, что не соответствует нормативной численности, установленной Приложением 1 к п.1 раздела II Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 №167.
Кроме того, что штатная численность сотрудников ЛПФ Беклемишевского филиала КГСАУ установлена ниже нормативной, даже она не обеспечена фактически сотрудниками.
По делу установлено и не опровергнуто ответчиком, что согласно штатного расписания на 2015 год в Читинской ПХС-3 предусмотрено 44 сотрудника, по факту на 09.02.2015 - 15 работников, в Кучининском ЛПФ-1 предусмотрено 8 работников, по факту на 09.02.2015 - 1; в Сивяковском ЛПФ-1 по штатному расписанию - 8, по факту - 3; в Черновском ЛПФ - 1 по штатному расписанию - 8, по факту - 0; в Бургенском ЛПФ-1 по штатному расписанию - 8, по факту - 3; в Новотроицком
ЛПФ-1 по штатному расписанию - 8, по факту -3; в Верх-Читинском ЛПФ-2 по
штатному расписанию - 15, по факту - 5; в Учебно-Опытном ЛПФ-1 по штатному расписанию - 8, по факту - 2; в Беклемишевском ЛПФ-2 по штатному расписанию - 15, по факту - 7; в Яблоновском ЛПФ-1 по штатному расписанию - 8, по факту -6; в Сохондинском ЛПФ-1 по штатному расписанию - 8, по факту - 1; в Озерном ЛПФ-1 по штатному расписанию - 8, по факту -3.
Представление прокурора от 04.03.2015 на имя директора КГСАУ «Забайкаллесхоз» об устранении нарушений закона, в том числе по вопросу укомплектования работниками все ЛПФ-1 и ЛПФ-2 Беклемишевского филиала КГСАУ согласно штатного расписания на 2015 год, до настоящего времени не исполнено, указанные нарушения не устранены.
Так в соответствии с требованием прокуратуры района Беклемишевским филиалом КГСАУ по состоянию на 01.04.2015 представлена информация о работниках ЛПФ-1 и ЛПФ-2 филиала. На 01.04.2015 в Читинской ПХС-3 - 27 работников вместо 44, предусмотренных штатным расписанием; Читинском ЛПФ-2 вместо 15 сотрудников, предусмотренных штатным расписанием, фактически трудоустроено - 13; Верхне-Читинское ЛПФ-2 укомплектовано работниками в количестве 7 вместо 15, предусмотренных штатным расписанием; Беклемишевское ЛПФ-2 - 9 работников (по штатному расписанию - 15); Бургенское ЛПФ-1 - 4 работника (по штатному расписанию - 8); Кручининское ЛПФ-1 - 3 работника (по штатному расписанию - 8); Новотроицкое ЛПФ-1 - 7 работников (по штатному расписанию - 8); Озерное ЛПФ-1 - 6 работников (по штатному расписанию - 8); Сивяковоское ЛПФ-1 - 4 (по штатному расписанию - 8); Сохондинское ЛПФ-1 - 4 работника (по штатному расписанию - 8); Учебно-Опытное ЛПФ-1 - 2 работника (по штатному расписанию - 8); Яблоновское ЛПФ -1-5 работников (по штатному расписанию - 8).
С учетом сложившейся пожароопасной обстановки, наличием пожаров, обоснованным является довод прокурора об острой нехватке личного состава лесопожарных формирований, что не позволяет выполнять функции по тушению лесных пожаров.
Так, 25.03.2015 к тушению лесных пожаров на территории Читинского района привлекались сотрудники Агинского, Оловяннинского, Шишлкинского, Сретенского, Петровск-Забайкальского, Газимуро-заводского, Красночикойского, Чернышевского, Шелопугинского, Александро- Заводского филиалов КГСУ, а также силы авиаотделений КГУ «Читинская авиабаза».
На 05.04.2015 на территории Читинского района зарегистрировано 113 лесных пожаров, из которых 68 - на территории, где тушение пожаров осуществляется Беклемишевским филиалом. Из общей площади 12120,7 га, пройденной лесными пожарами на указанную дату, 11985, 2 га - площадь, пройденная лесными пожарами на территории лесного фонда, где тушение осуществляет Беклемишевский филиал. Из 19 лесных пожаров, площадь которых составляет более 100 га, тушение 17 лесных пожаров осуществлялось Беклемишевским филиалом.
В связи с нехваткой личного состава Беклемишевского филиала КГСАУ тушение лесных пожаров происходит длительное время, до 5 дней, площади пожаров могут распространяться на тысячи гектар лесного фонда.
В соответствии с п. 2 Раздела II Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 №167, установлено, что для ПХС сезонного функционирования комплектование должно быть закончено за две недели до начала пожароопасного сезона. Для ПХС круглогодичного функционирования, в случае необходимости, на пожароопасный сезон дополнительно формируются временные лесопожарные бригады.
Лесопожарные формирования всех типов Беклемишевского филиала КГСАУ до настоящего времени не укомплектованы личным составом согласно штатного расписания на 2015 год и соответственно не имеют возможности надлежащим образом выполнять возложенные на КГСАУ функции по тушению лесных пожаров.
Учитывая, что пожароопасный период 2015 года уже начался, пожароопасная обстановка обостряется, обоснованным является требование прокурора об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2015 ░░░, ░ ░░░░░░:
░░░ (░░░) -1 ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░-░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 8 ░░░░░░░ ░░░░░░;
░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░-░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ (░░░) - 2 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 15 ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░-3 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 44 ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 31.12.2015 ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1 ░ ░.1 ░░░░░░░ II ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 19.12.1997 №167, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 9 ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 16 ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 2015 ░.