дело № год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2018 года р.п.Тальменка
Тальменский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Гусельниковой М.А.,
при секретаре Меркеловой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Валингер Татьяны Ивановны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Заринске и Заринском районе (межрайонное) о возложении обязанности включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на получение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Валингер Т.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Заринске и Заринском районе (межрайонное) о признании за ней права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, о возложении обязанности включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.03.2007г. по 26.06.2007г., с 16.01.2012г. по 14.02.2012г., с 18.01.2017г. по 18.02.2017г. в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью с 21.11.2017г., ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени она работает медицинской сестрой в отделении <данные изъяты>. Действовавшее ранее и действующее в настоящее время пенсионное законодательство не содержит запрета на включение курсов повышения квалификации в стаж для назначения льготной пенсии. Курсы повышения квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя и служебные командировки являются обязанностями работников, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с их трудовой деятельностью. Курсы повышения квалификации являются обязательным условием выполнения для осуществления лечебной деятельности, поэтому периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации за вышеуказанный период подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В судебном заседании истица Валингер Т.И. уточнила исковые требования, просила включить в ее стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16.01.2012г. по 14.02.2012г., с 18.01.2017г. по 18.02.2017г.. Пояснила, что на момент обращения с заявлением в УПФР в ноябре 2017г. ее специальный стаж составлял менее 25 лет.
Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ в Тальменском районе Добренко С.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила, что истица обратилась с заявлением о досочном назначении пенсии в УПФР 24.11.2017г., предоставила соответствующие документы было установлено, что в указанные периоды она находилась на курсах повышения квалификации. Но поскольку пенсионным законодательством периоды нахождения на курсах повышения квалификации не засчитываются в специальный стаж, ей было отказано.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст.2 Закона N173-ФЗ) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст.27 и 28 Закона от 17.12.01 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Пунктом 2 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
С 01.01.2015 основания назначения указанной пенсии предусмотрены п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно ч.1 и 3 ст.36 данного ФЗ со дня его вступления в силу (т.е. с 01.01.2015) ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным ФЗ в части, не противоречащей данному ФЗ.
Согласно п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Статьей 11 вышеуказанного Закона предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст.187 Трудового кодекса РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из записей в трудовой книжке Валингер Т.И. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ. она была принята на работу в <данные изъяты> ЦРБ палатной медсестрой в хирургическое отделение (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.); ДД.ММ.ГГГГ. переведена на должность медсестры-анестезиста в отделение <данные изъяты> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.), где работает до настоящего времени.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Тальменском районе №1235887/17 от 12.12.2017г. Валингер Т.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16.01.2012г. по 14.02.2012г., с 18.01.2017г. по 18.02.2017г., т.к. не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516.
Факт нахождения истицы на курсах повышения квалификации в периоды с 16.01.2012г. по 14.02.2012г. и с 18.01.2017г. по 18.02.2017г. подтверждается справкой КГБУЗ «Тальменская ЦРБ», свидетельствами о повышении квалификации.
В вышеуказанные периоды Валингер Т.И. начислялась заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, что подтверждается информацией из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, и справкой ЦРБ.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Валингер Т.И. по следующим основаниям.
Положения ч.1 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18, ст.19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В судебном заседании установлено, что в периоды прохождения истицей курсов повышения квалификации за ней сохранялась ежемесячная заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, поэтому указанные периоды являются периодами работы истицы и подлежат включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение.
С учетом изложенного, суд приходит к мнению о том, что требования Валингер Т.И. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Валингер Татьяны Ивановны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Заринске и Заринском районе (межрайонное) о возложении обязанности включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью удовлетворить полностью.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г.Заринске и Заринском районе (межрайонное) Алтайского края включить в страховой стаж Валингер Татьяны Ивановны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16.01.2012г. по 14.02.2012г., с 18.01.2017г. по 18.02.2017г..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А.Гусельникова