Дело № 5-59/2021
Протокол № 31/04-28 ЭР от 29.01.2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Вытегра 15 апреля 2021 года
Судья Вытегорского районного суда Вологодской области Прохорова Г.Э.,
с участием защитника по доверенности Киркина О.В.,
при секретаре Андреевой Я.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении управляющего директора ЗАО «Онегалеспром» Самойдюка И.М., адрес юридического лица: <адрес>,
установила:
согласно протоколу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, составленному в отношении должностного лица – управляющего директора ЗАО «Онегалеспром» Самойдюка И.М., по результатам расследования, проведенного территориальным отделом в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области, выявлено, что управляющим директором ЗАО «Онегалеспром» Самойдюком И.М. не обеспечено выполнение требований санитарного законодательства – ст. 11, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.4 санитарных правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции», а именно не организовано выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу: 1) не представлены сведения по организации выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при работе на лесозаготовительных участках, работа на которых организована вахтовым методом; 2) при анализе информационных анкет о заболевшем COVID-19, при опросе заболевших установлено, что работники общества при наличии симптомов заболевания новой коронавирусной инфекцией посещали работу – А.Д.Г., Х.А.В., В.А.Е., К.Р.А., С.С.М. Указанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В судебном заседании защитник привлекаемого лица управляющего директора ЗАО «Онегалеспром» Самойдюка И.М. - Киркин О.В. указал на отсутствие вины Самойдюка И.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, пояснил, что расследование по делу проведено неполно, опрос сотрудников предприятия производился по телефону неуполномоченными должностными лицами, объяснений в порядке, предусмотренном КоАП РФ, в ходе проверки не получено. Выводы Роспотребнадзора необъективны и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку с марта-апреля 2020 года каждое утро, у всех работников предприятия на проходной измерялась температура, выяснялось состояние здоровья, с 03.12.2020 результаты осмотра фиксировались в журнале входного контроля. На вахту работников увозят с территории предприятия после проверки на проходной температуры и выяснения состояния здоровья. К сотрудникам, находящимся на вахте, ежедневно приезжает мастер, который контролирует состояние здоровья всех работников, при наличии жалоб на здоровье, он незамедлительно доставляется домой.
Выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний регламентировано приказом от 27.03.2020 № 18 «Об утверждении инструкций», приказом от 24.11.2020 № 87 «Об организации работы по профилактике новой коронавирусной инфекции», приказом от 30.11.2020 № 90 «О введении в действие инструкции по проведению противоэпидемиологических мероприятий». Сотрудники с признаками заболевания не посещали работу. А.Д.Г. до 26.11.2020 находился в отпуске, 26.11.2020 был вызван на работу для прохождения тестирования на коронавирусную инфекцию, утром 27.11.2020 ему сообщили, что у него положительный тест на коронавирус и к работе он не приступал, с 28.11.2020 находился на больничном.
26.11.2020 Х.А.В. прошел тестирование, 27.11.2020 получен положительный тест, 27.11.2020 Х.А.В. на работу не выходил, с 28.11.2020 вышел на больничный. 26.11.2020 В.А.Е. сдал тест, 27.11.2020 вывезен на вахту, признаков заболевания у него не было, 28.11.2020 Варин почувствовал себя плохо и специальной автомашиной был вывезен с вахты. К.Р.А. с 03.12.2020 по 25.12.2020 находился на больничном, С.С.М. находился на больничном с 09.12.2020. На предприятии принимались необходимые меры по профилактике инфекции, обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, опровергаются представленными суду доказательствами. Протокол об административном правонарушении в отношении управляющего директора ЗАО «Онегалеспром» составлен с нарушением требований ст.ст.24.1, 26.2 КоАП РФ, состав административного правонарушения отсутствует.
Свидетель А.Н.А. в судебном заседании показал, что в ЗАО «Онегалеспром» с марта 2020 года организована сплошная проверка состояния здоровья приходящих на работу сотрудников путем замера температуры, сотрудники с температурой и признаками заболевания к работе не допускаются, с декабря 2020 года данные замеров температуры заносятся в журнал. Также проходят контроль работающие вахтовым методом, в делянках их состояние контролирует мастер, заболевшие немедленно вывозятся. Варин выехал на вахту без признаков заболевания, при получении положительного теста его сразу увезли из делянки. Все сотрудники обеспечены масками и антисептиком. Тестирование сотрудников на наличие коронавирусной инфекции было организовано и оплачено предприятием.
Свидетель А.Д.Г. в судебном заседании показал, что с введением ограничительных мероприятий весной 2020 года в ЗАО «Онегалеспром» организован входной контроль сотрудников, проводится замер температуры, выдаются маски, антисептик, сотрудники с признаками заболевания к работе не допускаются. Работающие вахтовым методом также проходят контроль перед выездом на вахту и находясь на вахте, заболевшие немедленно вывозятся. У него заболевание было выявлено в результате тестирования, проведенного 26.11.2020, симптомов болезни не было, он находился в отпуске, пришел на работу только для сдачи тестов, результаты стали известны 28.11.2020, на работу он не выходил. Объяснения у него сотрудниками Роспотребнадзора не отбирались.
Свидетель Х.А.В. суду показал, что заболевание у него было выявлено в результате тестирования на коронавирусную инфекцию, признаков заболевания не было, после получения результатов анализов на работу он не выходил. Подтвердил организацию на предприятии входного контроля, замер температуры, выдачу масок и антисептиков.
Свидетель К.Р.А. суду показал, что мероприятия по противодействию распространению инфекции начались на предприятии с момента объявления о COVID, при входе на предприятие стали измерять температуру, выдавать и использовать маски, антисептики, проводилась обработка машины. У него заболевание выявили в начале декабря 2020, почувствовал недомогание, позвонил на работу, предупредил о болезни и вышел на больничный. На работу с признаками заболевания не выходил.
Заслушав объяснения защитника привлекаемого лица, свидетелей, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ.
В части 2 данной статьи указано, что те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа, в частности, на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Главой 2 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: 1) выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; 2) разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; 4) осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, и др.
В соответствии ч. 1 статьи 29 указанного федерального закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 (ред. от 27.03.2007) "О введении в действие Санитарных правил - СП 1.1.1058-01" (вместе с "СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001), предусмотрено, что производственный контроль включает: а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения; г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством; е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля; з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение нарушений, и др.
Пунктом 4.4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 (ред. от 13.11.2020) "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (вместе с "СП 3.1.3597-20. Санитарно-эпидемиологические правила...") предусмотрено, что мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: - соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; - организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; - обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; - организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; - использование мер социального разобщения и др.
При этом положения п. 4.4 СП 3.1.3597-20 носят общий, рекомендательный характер, какую-либо конкретную обязанность не возлагают.
В письме Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24 "О направлении рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19" (вместе с "МР 3.1/2.2.0172/5-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Методические рекомендации") указано на необходимость организации ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника (п.3.4), и опроса с уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта РФ (п.3.5).
Так, из протокола об административном правонарушении и акта расследования причин возникновения инфекционного заболевания следует, что на предприятии ЗАО «Онегалеспром» при обследовании персонала на 30.11.2020 зарегистрировано 14 случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией. По направлению работодателя обследовано 112 сотрудников. Дата отбора проб 26.11.2020 года. В ЗАО «Онегалеспром» разработаны приказы и инструкции по профилактике новой коронавирусной инфекции в разных структурных подразделениях предприятия. При осмотре помещений здания управления, склада, проходной установлено наличие дезинфицирующих средств, кожных антисептиков, масок, бактерицидных облучателей-рециркуляторов. Представлены оборотные ведомости по материальным средствам в подтверждение выдачи средств, но отсутствуют инструкции при применению средств. Организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу, со слов представителя организации, проводится на проходной путем измерения температуры тела бесконтактным термометром. Не представлены сведения по организации выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при работе на лесозаготовительных участках, работа на которых организована вахтовым методом, отсутствие выявления лиц с признаками заболевания при приходе на работу, посещение работы лицами с признаками заболевания.
Однако, как следует из показаний свидетелей в судебном заседании А.Н.А., А.Д.Г., Х.А.В., К.Р.А., в ЗАО «Онегалеспром» организована сплошная проверка приходящих на работу сотрудников, на проходной предприятия измеряется температура тела бесконтактным прибором, выясняется наличие ОРВИ, выдаются маски, руки обрабатываются антисептиком. На предприятии были изданы приказы и инструкции по профилактике и поведению работников в условиях новой коронавирусной инфекции, работники, выезжающие на лесные делянки, проходят проверку на проходной предприятия, при выявлении признаков заболевания работники не допускались к исполнению трудовых обязанностей.
При указанных установленных в судебном заседании обстоятельствах факт заболевания перечисленных в протоколе об административном правонарушении работников не свидетельствует об отсутствии на предприятии системы мер по организации выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу, в т.ч. для работы вахтовым методом.
Таким образом, вывод в акте расследования о том, что «наличие у заболевших симптомов заболевания во время нахождения на работе» свидетельствует об отсутствии выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний, не подтвержден, поскольку после подтверждения диагноза или появления симптомов данные лица были отстранены от работы, обстоятельства и место заражения работников коронавирусной инфекцией в ходе расследования достоверно не установлены. Материалы расследования достаточных данных о виновности должностного лица не содержат.
Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, поскольку вина управляющего директора ЗАО «Онегалеспром» Самойдюка И.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ не установлена, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
постановила:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении управляющего директора ЗАО «Онегалеспром» Самойдюка И.М., прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии постановления. Срок составления мотивированного постановления – 3 дня.
Судья Г.Э. Прохорова