Дело № 2-4/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
С. Большая Соснова 14 февраля 2019 года
Большесосновский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Селютиной С.Л.,
при секретаре Казанцевой Д.Р.,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО11,
представителя ответчика адвоката ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения жилого дома и земельного участка, прекращении права на жилой дом и земельный участок,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения жилого дома и земельного участка, прекращении права на жилой дом и земельный участок, указывая на то, что 06 января 1993 года она совместно с мужем ФИО4 купили у совхоза "Бердышевский" по договору купли продажи недостроенный панельный двухквартирный дом в д. Плоска Большесосновского района. Договор купли продажи зарегистрирован в администрации Бердышевского сельского поселения Большесосновского района 26.03.1993, как того требовало действующее законодательство. С 1993 года имуществом владели открыто, ни от кого не скрывали свои права на него, имущество из владения не выбывало. Муж ФИО4 умер в 2014 году. Дом так и не был достроен, но уже была крыша, вставлены окна, двери, стояли решетки на окнах. В доме оставались строительные материалы. При оформлении наследства, указанный дом не попал в наследственную массу, так как не могли найти документов. В декабре 2017 года документы нашли. При получении сведений из Росреестра обнаружили, что дом и земельный участок на праве собственности принадлежит ответчику. Просила удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании ФИО11 заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что с 1993 года пользовались домом, ремонтировали его, жить там было нельзя, дом достраивали. Земельный участок находился в аренде с мая 1992 года, продлевался, оплачивали земельный налог вплоть до 2014 года. В мае 2016 года обнаружили, что на земельном участке стоят колышки, а потом узнали, что дом в собственность оформил ответчик ФИО15. Еще раньше земельный участок приобрел сын ответчика ФИО5 ФИО15 знали о том, кому принадлежит дом и земельный участок, потому что они разрешали родственнице ФИО15 садить на их участке картошку.
Представитель истца ФИО11 требования ФИО1 поддержала в полном объеме, пояснила, что родители в 1993 году купили дом, договор купли продажи был зарегистрирован в сельской администрации, потому что в то время существовал такой порядок. Земельный участок находился в аренде с 1992 года. Родители достраивали дом, он уже стоит под крышей, вставлены окна и двери, в доме до настоящего времени находятся их стройматериалы. ФИО15 знали кому принадлежит дом, с разрешения родителей (ФИО14) садили на участке картошку. Факт того, что именно этот дом покупали родители могут подтвердить свидетели.
Ответчик ФИО6 в судебное заседание не явился, направил возражения на иск, в которых указал, что с требованиями ФИО14 не согласен, земельный участок по <адрес> д. Плоска Большесосновского района он купил у своего сына ФИО5 На земельном участке находилось здание, сведения о собственнике данного здания в ГКН отсутствовали. Он обратился к кадастровому инженеру, он составил технический план здания для постановки на кадастровый учет жилого дома. В договоре от 06.01.1993 покупателем дома указан ФИО4, в договоре аренды земли тоже ФИО4 ФИО4 умер в 2014 году, его супруга ФИО1 в права наследования на оспариваемые земельный участок и дом не вступила и следовательно никаких прав на оспариваемое имущество не имеет /л.д.28-31/.
Представитель ответчика адвокат Звездина А.В. в суде с иском не согласилась, поддержала доводы ФИО6, изложенные в возражениях, так же пояснила, что ФИО14 в права наследования не вступила, не может оспаривать сделки по спорному имуществу. ФИО15 владеет имуществом на законных основаниях. Земельный участок он приобрел у сына, а на дом составил декларацию и оформил право собственности.
Свидетель ФИО7 пояснил, что работал директором совхоза "Бердышевский", встал вопрос о продаже недостроенных домов. ФИО14 обратился с заявлением о покупке дома, они вместе выезжали на осмотр домов. ФИО14 сам выбрал этот дом, адрес дому не был присвоен, хотели присвоить после того как дом будет достроен. Документы на земельный участок не выдавались, так как земля была совхозная.
Свидетель Свидетель №2 пояснил, что ФИО4 покупал дом в 1993 году, он сам его возил покупать этот дом. ФИО14 выписывал лес на дом, всей деревней помогали ему строить, адреса у дома не было. В 2016 году он в доме ФИО14 брал стройматериалы. В 2017 году соседи сказали, что этот участок взял ФИО15 Константин. ФИО15 прекрасно знал чей это дом, потому что этим земельным участком пользовалась теща ФИО15, садила там картошку. ФИО15 ни о чем не спрашивал, потому что перестал с ними общаться.
Свидетель ФИО8 пояснил, что договор купли продажи дома ФИО14 был зарегистрирован в Бердышевском поселении, на тот период это был правильный порядок регистрации. Договор купли продажи печатал он сам, составлял накладную. В 2017 году лично главе Черновского сельского поселения говорил о том, что документы на этот дом ФИО14 нашла, чтобы он говорил людям, если будут спрашивать про дом.
Свидетель ФИО9 пояснил, что он по заказу ФИО6 составлял технический план здания, находящегося по <адрес> д. Плоска. ФИО6 передал ему декларацию на дом, где указал все сведения относительно указанного дома. Сведений о собственнике в ЕГРН отсутствовали.
Суд, заслушав участников судебного разбирательства, допросив свидетелей, исследовав письменные документы, пришел к следующему.
Между ФИО4 и ФИО1 зарегистрирован брак ДД.ММ.ГГГГ /л.д.13/. ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ /л.д.14/. Согласно свидетельств о праве на наследство ФИО1 вступила в права наследства, после умершего супруга ФИО4
Согласно сведениям из ЕГРН правообладателем жилого дома площадью 146,3 кв.м., 1995 года постройки, на основании договора купли продажи земельного участка от 29.09.2017, технического плана здания от 07.11.2017, дата регистрации 16.11.2017 и земельного участка, площадью 2400 +/-17 кв.м., с кадастровым номером 59150070101 92, дата государственной регистрации права от 09.10.2017., расположенных по адресу: Пермский край, Большесосновский район, д. Плоска, является ответчик ФИО6
Как следует из материалов дела, ФИО4 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в администрации Бердышевского сельского совета Большесосновского района Пермской области за N б/н от 26.03.1993 года, является собственником двухквартирного недостроенного дома 135 серии (третий от складов с верхней северной стороны от дороги в с. Черновское), расположенного в д. Плоска (л.д. 15).
В соответствии со ст. 135 ГК РСФСР, если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
Согласно ч. 2 ст. 239 ГК РСФСР договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в сельском населенном пункте, должен быть совершен в письменной форме и зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета депутатов трудящихся.
По смыслу данных норм законодательства, действовавшего на момент приобретения ФИО4 дома, регистрации перехода права собственности на жилое помещение не требовалась. Договор купли-продажи жилого дома зарегистрирован в соответствии с положениями ч. 2 ст. 239 ГК РСФСР администрацией Бердышевского сельского совета Большесосновского района Пермской области за N б/н от ДД.ММ.ГГГГ. Дом был приобретен ФИО14 в браке и в соответствии с действующим законодательством считается общей совместной собственностью супругов.
Таким образом, право собственности ФИО4 и ФИО1, истицы по настоящему делу, на дом было зарегистрировано в установленном законом порядке и никем не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ, а впоследствии ДД.ММ.ГГГГ между Бердышевской сельской администрацией и ФИО4 были заключены договоры аренды земельного участка общей площадью 2400 кв.м., расположенного в д. Плоска Большесосновского района /л.д.16,90-91/.
Согласно сведениям из ГКН площадь участка составляет 2400 кв. м, кадастровый №, дата внесения в государственный кадастр недвижимости - 07.07.1999 года, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - личное подсобное хозяйство (л.д. 21).
Из представленных документов следует, что на кадастровый учет 07.07.1999 году был поставлен спорный земельный участок, которому впоследствии был присвоен адрес <адрес> д. Плоска.
Как следует из части 1 статьи 37 ЗК РСФСР, при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельными участками.
Таким образом, в силу прямого указания закона одновременно с приобретением права собственности на жилой дом к ФИО1 и ФИО4 от прежнего собственника жилого дома перешло право бессрочного пользования земельным участком, на котором располагался принадлежащий ФИО14 дом.
Статьей 4 Закона РСФСР "О земельной реформе" от 23.11.1990 г. N 374-1 было предусмотрено, что в собственность граждан могут передаваться земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. Согласно статье 8 указанного Закона при проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производится Советом народных депутатов, для ведения личного подсобного хозяйства земельные участки передаются в собственность граждан бесплатно в пределах норм, устанавливаемых сельскими Советами народных депутатов.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 года N 1103-1, граждане РСФСР в соответствии с настоящим Кодексом имели право на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах. Передача земельных участков в собственность граждан производилась местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно. Бесплатно земельные участки передавались в собственность граждан для личного подсобного хозяйства в сельской местности в пределах норм, устанавливаемых в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса.
Согласно п. 14 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, передаются в собственность граждан бесплатно. Пунктом 6 данного Указа Президента Российской Федерации на местную администрацию возложена обязанность обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
В соответствии с данными правовыми актами граждане по своему усмотрению сохраняли ранее предоставленные им на праве бессрочного постоянного пользования земельные участки либо получали их в собственность бесплатно или за плату.
Как установлено в судебном заседании, ФИО4 не было выдано свидетельство о праве постоянного пользования земельным участком, так как земля на котором был построен дом принадлежала совхозу и в тот период была путаница с землей, что подтвердил свидетель ФИО8
Учитывая изложенные выше обстоятельства, следует исходить из того, что при заключении договора купли - продажи жилого дома между продавцом и покупателем ФИО4 были согласованы и определены в тексте договора все существенные условия. В том числе, в договоре содержится вся необходимая информация, позволяющая идентифицировать приобретенный объект - указано его местонахождение, а также его состояние (недострой). То обстоятельство, что на момент заключения договора в 1993 году объекту еще не был официально присвоен адрес, а согласно акту №65 администрации Черновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, присвоен адрес <адрес>, не имеет определяющего значения. Договор купли продажи зарегистрирован в соответствии с действующим на тот момент законодательством, исполнен. С момента приобретения спорного дома ФИО4 и ФИО1, реализуя правомочия собственников данного объекта, выполняли работы по строительству, содержанию дома, оплачивали налоги, распоряжались земельным участком, каких либо претензий к ним никто не предъявлял.
Факт регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок за ответчиком ФИО6, начиная с 2017 года, препятствует регистрации права на спорный объект за ФИО4, как собственницей, а также как наследницей умершего супруга ФИО4
Поскольку право на жилой дом возникло у ФИО4 и ФИО1 до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то их право на спорный дом признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом N 122-ФЗ.
В период заключения договора - купли продажи 06.01.1993, к форме договора купли-продажи жилого дома в сельском населенном пункте, Гражданским кодексом РСФСР предъявлялись требования о совершении договора в письменной форме и его регистрации в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов (часть вторая статьи 239 Гражданского кодекса РСФСР).
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Жилищного кодекса РСФСР, на органы местного самоуправления была возложена обязанность осуществлять государственный учет жилищного фонда на территории района, города, поселка, сельсовета, а также государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Таким образом, договор купли - продажи спорного жилого дома от 06.01.1993 между сторонами исполнен, право собственности ФИО4 зарегистрировано в соответствии с действующим на тот момент законодательством и в настоящий момент признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации, а в соответствии с частью 1 ст. 37 ЗК РСФСР к ФИО4 перешло право пользования земельным участком.
Истец ФИО1 является супругой умершего ФИО4, спорное имущество приобретено в браке. В соответствии с нормами семейного законодательства - имущество приобретенное супругами в браке является их общей совместной собственностью. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 выданы свидетельства о праве собственности на 1/2 долю в праве в общем совместном имуществе супругов, приобретенном во время брака. Свидетельство о праве собственности, а также свидетельство о праве на наследство по закону на спорное имущество дом и земельный участок по <адрес> д. <адрес> ФИО4 не получено в связи с тем, что не были представлены нотариусу документы подтверждающих право собственности на спорный дом и земельный участок, а с 2017 года, при наличии указанных документов, ФИО1 в выдаче свидетельств отказано, так как право собственности на спорный дом и земельный участок было зарегистрировано за ответчиком.
С учетом изложенного суд пришел к выводу, что спорное имущество - жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> д. <адрес> с 2017 года находится в незаконном владении ответчика ФИО6, в связи с чем, требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 к ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения жилого дома и земельного участка, прекращении права на жилой дом и земельный участок - удовлетворить.
Истребовать из незаконного владения ответчика ФИО2 жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес>, д. Плоска, <адрес>.
Решение является основанием для прекращения права собственности ФИО2 на жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес>, д. Плоска, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья С.Л. Селютина