РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
18 июня 2015 года г.Ханты-Мансийск
Судья Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры Сосновская О.А.,
с участием:
защитника – ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО7 на постановление <данные изъяты> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №, которым должностное лицо – <данные изъяты> ФИО7 привлечена к административной ответственности по ст.15.15.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением <данные изъяты> ФИО5 должностное лицо – <данные изъяты> ФИО7 привлечена к административной ответственности по ст.15.15.7 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным административным постановлением, ФИО7 обратилась в суд с жалобой об его отмене с прекращением производства по делу, мотивировав требования жалобы тем, что в ее действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст.15.15.7 КоАП РФ, неверно определена дата события правонарушения; договор № от ДД.ММ.ГГГГ фактически не был подписан и не был заключен, так как был составлен протокол разногласий, следовательно, у организации не было обязанности направлять сведения о принятом бюджетном обязательстве; ст.15.15.7 КоАП РФ не предусматривает ответственность за нарушение сроков предоставления сведений о принятом бюджетном обязательстве; при составлении протокола об административном правонарушении объяснения у ФИО7 не отбирались, чем нарушены положения ст.26.3 КоАП РФ, не разъяснялись положения ст.51 Конституции РФ; при рассмотрении дела нарушено право ФИО7 на защиту, поскольку на одно время было назначено рассмотрение нескольких дел.
В судебном заседании защитник ФИО7 – ФИО6 жалобу поддержал в полном объеме, изложив доводы, указанные в жалобе и просил прекратить производство по делу.
Суд, выслушав защитника, изучив доводы жалобы и письменные материалы дела, установил следующее.
Постановлением <данные изъяты> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 привлечена к административной ответственности по ст.15.15.7 КоАП РФ за то, что, являясь должностным лицом – <данные изъяты>, располагаясь по адресу: <адрес>, в нарушение требований ст.161, ч.3 ст.219 Бюджетного кодекса РФ, п.2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета (утв. приказом Министерства финансов РФ от 19.09.2008 №98н), в срок до ДД.ММ.ГГГГ не предоставила в <данные изъяты> сведения о принятом бюджетном обязательстве по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному <данные изъяты> с <данные изъяты>. Сведения о принятом бюджетном обязательстве по указанному договору были представлены ДД.ММ.ГГГГ.
Административная ответственность по ст.15.15.7 КоАП РФ предусмотрена за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В свою очередь, расходные обязательства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В соответствии с ч.5 ст.161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Согласно ч.3 ст.219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Приказом Минфина России от 19.09.2008 N 98н утвержден Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета.
Согласно п.2.1 указанного Порядка основанием для постановки на учет органом Федерального казначейства бюджетного обязательства являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве, оформленные согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (код формы по КФД №) (далее - Сведения об обязательстве), представленные получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств, в случае, если бюджетное обязательство возникло из договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о котором не подлежат включению в реестр контрактов (далее - договор), с учетом положений пункта 2.2 настоящего Порядка.
Также в п.2.1 указанного Порядка предусмотрено, что сведения об обязательстве, возникшем на основании договора, представляются в орган Федерального казначейства не позднее шести рабочих дней со дня заключения договора.
Согласно Положению <данные изъяты>, утвержденному приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №№, <данные изъяты> осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание территориального органа и реализацию возложенных на него функций. Осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Код, присвоенный <данные изъяты>, по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ) – №. Таким образом, <данные изъяты> является казенным учреждением, а соответственно получателем бюджетных средств.
Согласно материалам дела, <данные изъяты> является ФИО7, которая наделена правом подписи денежных расчетных документов, актов выполненных работ, финансовых и кредитных обязательств, счетов-фактур.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Суд находит обжалуемое постановление, вынесенное в отношении ФИО7 необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения.
На основании ст.26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Существенными обстоятельствами по делу об административном правонарушении являются дата (время), место совершения правонарушения.
В обжалуемом постановлении указывается на не предоставление ФИО7 в срок до ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> сведений о принятом <данные изъяты> бюджетном обязательстве по договору №№, заключенному ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты>.
Между тем, вывод о дате заключения договора № – ДД.ММ.ГГГГ, сделан административным органом преждевременно, без выяснения всех обстоятельств по делу и без учета требований законодательства.
Так, в материалах дела представлена копия договора №, датируемого ДД.ММ.ГГГГ.
Из данного договора следует, что он подписан лишь одной стороной – <данные изъяты> со ссылкой на наличие протокола разногласий.
Согласно п.1 ст.342 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (п.1 ст.435 ГК РФ).
В силу п.1 ст.433 ГК РФ договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В соответствии с п.1 ст.438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Согласно ст.443 ГК РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
В соответствии с п.4 ст.421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу вышеизложенных положений закона, подписание договора с протоколом разногласий не является акцептом и не означает заключение договора. Действия организации-заказчика представляют собой новую оферту, которую организация-подрядчик вправе не акцептовывать.
Таким образом, договор № от ДД.ММ.ГГГГ фактически не был заключен в указанную дату (ДД.ММ.ГГГГ), так как сторонами не были согласованы существенные условия договора и указанный договор был направлен в адрес поставщика с протоколом разногласий.
Сведения о том, когда фактически был заключен указанный договор, а именно согласованы сторонами существенные условия договора в соответствии с протоколом разногласий, в материалах дела отсутствуют и административным органом данный вопрос не выяснялся.
Вместе с тем, эти сведения имеют существеннее значение при принятии решения о наличии состава правонарушения, дате его совершения.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО7 подлежит отмене с направлением материалов дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░5 ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ №№, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ – <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░7 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.15.15.7 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, – ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░