Решение по делу № 2-478/2023 (2-3249/2022;) от 25.10.2022

Дело № 2-478/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(полный текст)

16 мая 2023 года Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Лемешко А.С.,

    при секретаре – Стешенко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Терновой ФИО12 к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор,

установил:

Истица Тернова Н.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением – жилыми комнатами 6,7,8, расположенных по адресу: ФИО12 на условиях социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма на указанные жилые помещения. Исковые требования мотивированы тем, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 19.04.2010 истице Терновой Н.Н. и членам ее семьи: Тернову А.Н., Вольновой Л.А., Терновой Е.А., Тернову Е.А., Сидоренко В.К., Лобанову В.Н. был выдан ордер №19 серии 5 от 27.05.2010 на три комнаты №6,7,8 площадью 65,0 кв.м., расположенных по адресу: ФИО12 Истица вместе с членами семьи вселена в спорные помещения в установленном порядке, проживает в нем по настоящее время, длительное время исполняет обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Между сторонами фактически сложились отношения по договору социального найма на данные жилые помещения. 26.08.2020 истица обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора найма жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО12.

02.10.2020 ответчиком вынесено решение об отказе в заключении договора социального найма жилого помещения, на основании того, что указанное жилое помещение относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда; а также в связи с разночтением информации в предоставленных документах, в связи с чем, однозначно идентифицировать объект жилищных прав не представляется возможным. Данные основания послужили поводом для обращения истцу с данным иском в суд.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменных возражений не направил.

В силу ч. 1 ст.115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить.

В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.

Информация о движении дела размещена на сайте суда.

Материалами дела подтверждается, что судом в полной мере выполнены предусмотренные ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требования по направлению ответчику судебных извещений.

При таком положении суд находит, что ответчик о месте, времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом и заблаговременно, доказательств уважительности причин неявки не представил.

С учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Третье лицо Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.

Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, приходит к следующему.

Как разъяснено в п.13 Постановления Пленума ВС РФ от 31.10.1995 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище.

В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Статьей 12 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Как следует из ст. 23 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.

В силу ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В силу п. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

На основании положений ст. 57 ЖК РФ и ч. 4 ст. 445 ГК РФ заключение договора социального найма для Департамент капитального строительства города Севастополя носит обязательный характер, и истец наделен правом обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению данного договора, поскольку заключение договора социального найма с истцом не порождает новых гражданско-правовых отношений, а предполагает оформление фактически сложившихся правоотношений по пользованию спорным жилым помещением.

Как следует из положений ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.

В соответствии со ст. 61, ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры); пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ, договором социального найма данного жилого помещения.

Согласно ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Пунктом 1 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право нанимателя жилого помещения по договору социального найма в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.

Из материалов дела следует, что истица зарегистрирована и проживает в жилых комнатах 6,7,8, расположенных по адресу: ФИО12 с 2010 года. Указанные жилые комнаты были предоставлены истице и членам ее семьи: Тернову А.Н., Вольновой Л.А., Терновой Е.А., Тернову Е.А., Сидоренко В.К., Лобанову В.Н. согласно ордеру №19 серии 5 от 27.05.2010 на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 19.04.2010.

Согласно справке по месту жительства (регистрации) по месту пребывания в жилом помещении по адресу: ФИО12, комнаты 6,7,8 общей площадью 65,0 кв.м. зарегистрированы: Тернова Н.Н., супруг - Тернов А.Н., дочь - Тернова Е.А., сын – Тернов Е.А., дочь – Вольнова Л.А., внук – Сидоренко В.К., брат – Лобанов В.Н.

15.03.2016 вынесено распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям №700-РДИ о включении недвижимого имущества – комнат 6,7,8 коммунальной квартиры №2, расположенной по адресу: ФИО12, в реестр собственности города Севастополя.

Департамент капитального строительства г. Севастополь отказал истице в предоставлении услуги по заключению договора социально найма, по причине отнесения указанного жилого помещения к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, а также в связи с с разночтением информации в предоставленных документах, однозначно идентифицировать объект жилищных прав не представляется возможным.

Поскольку истица со своей семьей вселена в спорное жилое помещение до принятия города Севастополя в Российскую Федерацию, то в данном случае, необходимо руководствоваться и нормами права, действовавшими на тот период времени.

Согласно статье 118 Жилищного кодекса Украинской ССР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работ или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения, как правило, выделяются отдельные квартиры.

В соответствии со статьей 121 Жилищного кодекса Украинской ССР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, организации, учреждения, правления колхоза, органа управления иной кооперативной или иной общественной организации.

На основании решения о предоставлении служебного жилого помещения исполнительный комитет районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов выдает гражданину специальный ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (статья 122 Жилищного кодекса Украинской ССР).

Таким образом, право пользования спорным жилым помещением возникло у истца в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 23.52022 №1960-РДИ, жилые помещения, расположенные по адресу: ФИО12, комнаты 6,7,8 включены в Реестр собственности города Севастополя как жилые помещения.

Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.

К специализированному жилищному фонду положения пункта 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В силу ч. 1 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.

Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.

На основании части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно части 1 статьи 10 Закона города Севастополя от 5 июня 2019 года №507-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя" в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.

Частью 2 статьи 10 Закона города Севастополя от 5 июня 2019 года №507-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя" предусмотрено, что правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, к правоотношениям, связанным с правом пользования спорной комнатой, применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

Материалы дела не содержат доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиям части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из содержания статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 года следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Тогда, сам факт принятия решения о передаче в муниципальную собственность здания общежития, которое находилось в государственной или иной собственности, предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что истица постоянно проживает и зарегистрирована в указанном жилом помещении, фактически пользуется жилыми комнатами на условиях социального найма как наниматель. При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм законодательства, регулирующего отношения связанные с пользованием жилыми помещениями на условиях договора социального найма, у истца возникли предусмотренные законом основания для пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.

При этом суд не усматривает оснований для удовлетворения требования о понуждении ответчика заключить с истцом договор социального найма занимаемого ею и членами ее семьи жилого помещения, поскольку отказ в предоставлении государственной услуги был обусловлен не предоставлением документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителями на условиях социального найма, к числу которых относится вступившее в законную силу судебный акт, устанавливающий такое право.

Таким образом, учитывая, удовлетворенные требования, отсутствуют препятствия для повторного обращения истцов за получение государственной услуги в Департаменте капитального строительства города Севастополя в административном порядке.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Терновой ФИО12 - удовлетворить частично.

Признать за Терновой ФИО12 и членами ее семьи право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ФИО12 на условиях договора социального найма.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 22 мая 2023 года.

Судья Нахимовского районного

суда города Севастополя                                                              А.С. Лемешко

2-478/2023 (2-3249/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Тернова Наталия Николаевна
Ответчики
Департамент капитального строительства города Севастополя
Другие
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Лемешко Алла Сергеевна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
25.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2022Передача материалов судье
30.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2022Подготовка дела (собеседование)
20.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2023Судебное заседание
30.03.2023Судебное заседание
24.04.2023Судебное заседание
16.05.2023Судебное заседание
22.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее