Судья: Костеренко К.А. Дело № 33-7441/2020 (№ 2-131/2020)
Докладчик: Сорокин А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 15 сентября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Акининой Е.В.,
судей Сорокина А.В., Полуэктовой Т.Ю.,
при секретаре Черновой М.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокина А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Промышленновского муниципального округа Кемеровской области
на решение Промышленновского районного суда Кемеровской области от 09 июня 2020 года по иску Шевелевой Натальи Васильевны к администрации Промышленновского муниципального округа Кемеровской области о признании незаконным решения об отмене выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет,
У С Т А Н О В И Л А:
Шевелева Н.В. обратилась в суд с иском к администрации Промышленновского муниципального округа Кемеровской области о признании незаконным решения об отмене выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет.
Требования мотивированы тем, что 01.12.2019 она обратилась в администрацию Плотниковского сельского поселения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. 01.12.2019 администрацией Плотниковского сельского поселения ей была назначена муниципальная пенсия в размере 10 463,90 руб. и выплачена 11.12.2019.
В соответствии с Законом КО от 05.08.2019 г. № 68-03 (в ред. Закона от 24.12.2019 г. № 154-03) «О преобразовании муниципальных образований» с целью наделения статуса муниципального округа преобразованы муниципальные образования, входящие в состав Промышленновского муниципального района: в том числе и Плотниковское сельское поселение, путем объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование с наименованием Промышленновский муниципальный округ (административный центр - поселок городского типа Промышленная).
Решением от 09.01.2020 № 1 районной комиссией по установлению стажа муниципальной службы Промышленновского муниципального округа отменено решение Плотниковского сельского поселения, хотя заявление в администрацию Промышленновского муниципального округа о начислении муниципальной пенсии она не подавала. Отказ мотивирован наступлением пенсионного возраста не в период замещения ею муниципальной должности главы Плотниковского сельского поселения.
Считает решение районной комиссии по установлению стажа муниципальной службы Промышленновского муниципального округа незаконным, указанным решением нарушается её право на получение муниципальной пенсии. Действующим пенсионным законодательством не предусмотрена отмена назначенной пенсии.
Просит признать незаконным решение администрации Промышленновского муниципального округа от 09.01.2020 № 1 об отказе в назначении муниципальной пенсии, фактически назначенной администрацией Плотниковского сельского поселения 01.12.2019, обязать администрацию Промышленновского муниципального округа продолжить выплату муниципальной пенсии за выслугу лет, назначенной решением Плотниковского сельского поселения. Судебные затраты возложить на администрацию Промышленновского муниципального округа.
Решением Промышленновского районного суда Кемеровской области от 09 июня 2020 года постановлено:
Исковые требования Шевелевой Натальи Васильевны к администрации Промышленновского муниципального округа Кемеровской области о признании незаконным решения об отмене выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет - удовлетворить полностью.
Признать незаконным решение № 1 от 09.01.2020 районной комиссии по установлению стажа муниципальной службы Промышленновского муниципального округа об отказе в назначении Шевелевой Наталье Васильевне пенсии за выслугу лет.
Обязать администрацию Промышленновского муниципального округа назначить Шевелевой Наталье Васильевне пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность главы Плотниковской сельской территории, с 01.01.2020.
Взыскать с ответчиков администрации Промышленновского муниципального округа, Управления социальной защиты населения администрации Промышленновского муниципального округа в пользу истца Шевелевой Натальи Васильевны судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере по 150 руб. с каждого.
В апелляционной жалобе представитель администрации Промышленновского муниципального округа Кемеровской области Хасанова С.С., действующая на основании доверенности от 09.04.2020, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В жалобе приводит Положение о пенсиях за выслугу лет лицам замещавшим муниципальные должности и муниципальным служащим Плотниковской сельской территории № 143, в статье 1 которого указано, что право на муниципальную пенсию имеют лица, замещавшие муниципальные должности на постоянной основе не менее года при условии назначения пенсии по стрости (инвалидности).
Истец замещала должность главы Плониковского сельского поселения с 13.05.1997., с 31.12.2005 переведена на муниципальную должность заместителя главы сельской территории. Таким образом, в 2005 г. истцу не могла быть назначена пенсия, поскольку ею не был достигнут пенсионный возраст. При этом все последующие занимаемые истцом должности не связаны с прохождением муниципальной службы и по роду своей деятельности она состояла в трудовых отношениях с медицинской организацией с 26.10.2006 и в этот период достигла пенсионного возраста.
12.04.2016 внесены изменения в Закон Кемеровской области от 25.04.2008 № 31-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности», касающиеся назначения муниципальной пенсии лицам, замещающим муниципальные должности, только при условии достижения ими пенсионного возраста именно в период замещения муниципальной должности.
Администрацией Плотниковского сельского поселения требования указанного закона проигнорированы.
Поскольку истец достигла пенсионного возраста в 2019 году уже не замещая муниципальную должность более 14 лет, поэтому было вынесено решение об отказе в назначении муниципальной пенсии.
Суд принял решение без учета требований Закона Кемеровской области от 25.04.2008 № 31-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности».
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца Шевелеву Н.В., проверив в соответствии с частью статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российский Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения № от 02.06.1997 Шевелева Н.В. принята главой администрации Плотниковского сельсовета в связи с избранием 13.05.1997. Истец получала денежное вознаграждение за счет средств районного бюджета. Распоряжением № от 05.05.1999 Шевелева Н.В. освобождена от занимаемой должности 05.05.1999 в связи с истечением срока полномочий. Распоряжением № от 05.05.1999 назначена главой Плотниковского территориального органа администрации. На основании распоряжения № от 31.12.2005 уволена в порядке перевода в Плотниковскую сельскую территорию. 01.01.2006 года принята переводом заместителем главы сельской территории, 26.10.2006 года уволена в порядке перевода в Муниципальное учреждение здравоохранения «ЦРБ Промышленновского района» (распоряжение № от 26.10.2006). Размер стажа в должности главы Плотниковской сельской территории Шевелевой Н.В. составил 8 лет 7 месяцев 19 дней. Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца и не оспариваются стороной ответчика. 12.10.2019 Шевелевой Н.В. назначена пенсия по старости.
Распоряжением администрации Плотниковского сельского поселения от 26.11.2019 № Шевелевой Н.В. назначена пенсия за выслугу лет с 01.12.2019 в сумме 10 463,90 рублей, как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность главы Плотниковской сельской территории. Распоряжением администрации Плотниковского сельского поселения от 27.11.2019 № в связи с преобразованием муниципальных образований прекращена ежемесячная денежная выплата за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальным служащим Плотниковского сельского поселения с 01.01.2020, в том числе истице Шевелевой Н.В.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 ст. 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
В Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 ст. 11). Согласно п. 5 ч. 1 ст. 23 данного Федерального закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
Исходя из положений пункта "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» вопросы социальной защиты, пенсионного обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; правовое регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований; установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований (часть 9 ст. 34); исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 2 ст. 53).
Федеральный законодатель в части 1 ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрел распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.
Статьей 8 Закона Кемеровской области N 103-ОЗ от 30.06.2007 в редакции от 29.12.2014 «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы» предусмотрено, что муниципальным служащим устанавливается пенсия за выслугу лет. Порядок начисления муниципальному служащему пенсии за выслугу лет регулируется нормативным правовым актом органа местного самоуправления, который принимается в соответствии с законом Кемеровской области, регулирующим начисление пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Кемеровской области.
Законом Кемеровской области от 17.12.2004 N 104-ОЗ (ред. от 30.10.2019) "О статусе и границах муниципальных образований" установлены границы муниципальных образований с наделением соответствующих муниципальных образований статусом городского, муниципального округа, муниципального района, городского, сельского поселения.
Согласно ч. 8 ст. 1-1 названного закона с целью наделения статусом муниципального округа преобразованы муниципальные образования, входящие в состав Промышленновского муниципального района: Промышленновское городское поселение, Вагановское сельское поселение, Калинкинское сельское поселение, Лебедевское сельское поселение, Окуневское сельское поселение, Падунское сельское поселение, Плотниковское сельское поселение, Пушкинское сельское поселение, Тарабаринское сельское поселение, Тарасовское сельское поселение, Титовское сельское поселение, путем объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование и считается вновь образованное муниципальное образование Промышленновским муниципальным округом (административный центр - поселок городского типа Промышленная).
Статьей 1 Положения «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Промышленновского района и муниципальным служащим Промышленновского района», утвержденного решением Совета народных депутатов от 05.09.2008 г. № 455 (в редакции решения Совета народных депутатов Промышленновского муниципального района от 15.06.2017 № 302).предусмотрено, что право на пенсию в соответствии с настоящим Положением имеют лица, замещавшие муниципальные должности Промышленновского района на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств районного бюджета, освобожденные от муниципальных должностей Промышленновского района в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), (далее - лица, замещавшие муниципальные должности Промышленновского района).
Условием назначения пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Промышленновского района, является назначение трудовой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и (или) пенсии по старости, инвалидности, за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее также - пенсии по государственному пенсионному обеспечению) либо пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». При этом лицам, получающим пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия назначается при условии достижения возраста 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин.
Поскольку истцу исполнилось 55 лет 12.04.2019 порядок назначения ей пенсии за выслугу лет регулируется названным Положением.
В силу ч. 1 ст. 5 Закона Кемеровской области от 25.04.2008 г. № 31-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности» лицам, замещавшим муниципальные должности, устанавливается пенсия за выслугу лет. Размер и порядок назначения пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность, устанавливается муниципальным нормативным правовым актом.
На основании п. 4 ст. 5 Закона Кемеровской области от 25.04.2008 г. № 31-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности» пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Пункт 4 в указанной редакции введен в действие Законом Кемеровской области от 12.04.2016 № 18-ОЗ.
В соответствии с требованиями ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В законе от 12.04.2016 № 18-ОЗ нет указания на распространение действия на отношения, возникшие до его введения.
Согласно решению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.1993 г. № 81-р, придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ч. 1 ст. 1, ст. ст. 2, 17, 18, 19 и 54, ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Недопустимость придания обратной силы нормативному регулированию посредством толкования, ухудшающего положение лица в его отношениях с государством, обусловлена также требованием формальной определенности правовой нормы, которое предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального статуса, а также приобретенных прав и обязанностей.
В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что правоотношения по назначению Шевелевой Н.В. муниципальной пенсии возникли до внесения изменений в Закон Кемеровской области от 25.04.2008 г. № 31-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности».
В соответствии с редакцией ст. 5 Закона Кемеровской области от 25.04.2008 г. № 31-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности» пенсия за выслугу лет назначалась лицам, замещавшим муниципальные должности. Порядок назначения пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность, устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления, который принимается в соответствии с законом Кемеровской области, регулирующим порядок назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кемеровской области. Пенсия за выслугу лет выплачивается за счет средств местного бюджета.
Нормативно-правовым актом Промышленновского района (Положением «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Промышленновского района и муниципальным служащим Промышленновского района», утвержденным решением Совета народных депутатов от 05.09.2008 г. № 455) не предусмотрено дополнительного условия о достижении пенсионного возраста в период осуществления полномочий на муниципальной должности.
Проанализировав вышеуказанные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что все условия необходимые для назначения Шевелевой Н.В. муниципальной пенсии за выслугу лет соблюдены. Истец Шевелева Н.В. имеет право на назначение ей муниципальной пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему муниципальную должность.
В силу ст. 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Пунктом 4 ст. 7 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 34 Закона Кемеровской области N 49-ОЗ от 16.10.1998 «О муниципальной службе в Кемеровской области», действовавшего на момент прекращения исполнения истцом должности главы Плотниковской сельской территории на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и Законом Кемеровской области от 13.02.1998 N 6-ОЗ «О государственной службе в Кемеровской области».
Статьей 54 Закона Кемеровской области N 103-ОЗ от 01.08.2005 «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы», действовавшего на момент прекращения исполнения истцом должности главы Плотниковской сельской территории, предусмотрено, что гражданским служащим Кемеровской области устанавливается доплата к государственной или трудовой пенсии. Порядок назначения ежемесячных доплат к государственной или трудовой пенсии гражданских служащих устанавливается в приложении 2 к настоящему Закону. Приложение 2 является неотъемлемой частью настоящего Закона.
Пункт 1 вышеуказанного Приложения предусматривает, что лица, замещавшие государственные должности Кемеровской области на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств областного бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - государственной пенсии) или трудовой пенсии.
Таким образом, при освобождении Шевелевой Н.В. от должности в 2005 году ее социальные гарантии были предусмотрены Статьей 54 Закона Кемеровской области № 103-ОЗ от 01.08.2005 «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы», которая содержала гарантии в области пенсионного обеспечения, в частности, в получении ежемесячной доплаты к пенсии.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат сведений о неправильном применении судом норм материального права и о допущенных нарушениях процессуальных норм, не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения, по существу ее доводы сводятся к переоценке доказательств, которые были установлены в судебном заседании.
Разрешая дело, суд в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права. Выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна.
Судом не допущено нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Промышленновского районного суда Кемеровской области от 09 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Промышленновского муниципального округа Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Акинина
Судьи: А.В. Сорокин
Т.Ю. Полуэктова