Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Раскарзенок Н.Н., при секретаре Кравец О.В., с участием помощника Тайшетского межрайонного прокурора Арнаутовой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1870/2021 по административному исковому заявлению Тайшетского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тальского муниципального образования о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести паспортизацию автомобильных дорог,
У С Т А Н О В И Л:
Тайшетский межрайонный прокурор обратился с иском, указывая в его обоснование, что в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения установлено следующее.
Постановлением от 14.12.2016 № 86 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Тальского муниципального образования» утвержден перечень автомобильных дорог Тальского муниципального образования.
В силу подпункта 4 пункта 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (пункт 1.2 ВСН 1 -83).
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 г. № 150, определено, что оценка технического состояния
В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Тальского муниципального образования паспортизация автомобильных дорог на территории муниципального образования не проведена.
Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и несоблюдение администрацией Тальского муниципального образования требований законодательства РФ в области транспортной безопасности создает угрозу безопасности дорожного движения, и, как следствие этого, ведет к нарушению прав граждан, проживающих на территории указанного муниципального образования, а также иных лиц, которые могут использовать автомобильные дороги общего пользования Тальского муниципального образования.
В исковом заявлении Тайшетский межрайонный прокурор просит суд:
признать незаконным бездействие администрации Тальского муниципального образования в части непринятия мер к проведению паспортизации автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности;
возложить обязанность на администрацию Тальского муниципального образования провести паспортизацию автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности Тальского муниципального образования;
установить в соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник Тайшетского межрайонного прокурора Арнаутова Д.С. требования иска поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика глава администрации Тальского муниципального образования Пастушенко С.Н., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с административными исковыми требованиями согласен.
Выслушав пояснение административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом, Тайшетской межрайонной прокуратурой по результатам проверки состояния законности в сфере соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, состоящих на балансе администрации Тальского муниципального образования, установлен факт отсутствия технических паспортов на автомобильные дороги, расположенные на территории Тальского муниципального образования
В силу положений статей 1 и 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) задачами данного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий; основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частью 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в силу подпункта 4 пункта 9 которой в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Согласно порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.08.2020 N 288 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
Суд, проанализировав положения Гражданского кодекса Российской Федерации, действующего законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о безопасности дорожного движения, приходит к выводу о том, что на Администрацию возложена обязанность проведения паспортизации дорог, тогда как нахождение спорных автомобильных дорог в черте администрации муниципального образования свидетельствует о том, что они относится к дорогам местного значения, находящимся в муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании незаконным бездействие администрации Тальского муниципального образования в части непринятия мер к проведению паспортизации автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности, возложении обязанности на администрацию Тальского муниципального образования провести паспортизацию автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности Тальского муниципального образования подлежат удовлетворению с установлением срока устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.175 -180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Тайшетского межрайонного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Тальского муниципального образования, выразившееся в части непринятия мер к проведению паспортизации автомобильных дорог.
Обязать администрацию Тальского муниципального образования провести паспортизацию автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности Тальского муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.Н. Раскарзенок