Дело № 2-1867/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 15 ноября 2017 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием истца Плотникова С.А.,
представителя ответчика Администрации МО «Город Можга» Игнатьевой Е.Р., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плотникова Сергея Александровича к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Город Можга» о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности заключить договор найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Плотников С.А. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Город Можга» о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности заключить договор найма специализированного жилого помещения.
Исковое заявление мотивировано тем, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители истца - П.Л.Л. и П.А.П. решением Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 26.05.2000 г. лишены родительских прав.
Согласно уведомлению Министерства образования и науки УР от 24.06.2013 г. Плотников С.А. включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в Удмуртской Республике.
Вместе с тем, до настоящего времени истец не обеспечен жилым помещением. В собственности жилого помещения он не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является.
На основании Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона УР от 14.03.2013 г. № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец просит обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров по месту жительства на территории города Можги, а также обязать Администрацию муниципального образования «Город Можга» заключить договор найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец Плотников С.А. на исковых требованиях настаивал, суду пояснил, что его родители были лишены родительских прав. Он воспитывался опекуном Ф.В.Н.. В городе Можге он закончил школу №***, учился в <данные изъяты>, с <данные изъяты>. В настоящее время он работает <данные изъяты> и снимает квартиру в г. Можге. Каким-либо жильем он не обеспечен. Временно он зарегистрирован у неродного отца по адресу: <***>.
Представитель ответчика Администрации МО «Город Можга» Игнатьева Е.Р. исковые требования не признала, суду пояснила, что в 2000 году родители истца были лишены родительских прав. Плотников С.А. по месту жительства был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. В связи с принятием Закона УР от 14.03.2013 г. № 8-РЗ органом опеки было сформировано учетное дело и передано в Министерство образования и науки УР. На Министерстве образования и науки лежит обязанность по обеспечению истца жилым помещением. Администрация МО «Город Можга» наделена полномочиями по заключению договоров найма специализированного жилого помещения после принятия соответствующего решения Министерством образования и науки УР. Поскольку решение о предоставлении жилого помещения истцу до настоящего времени Министерством не принято, то Администрацией МО «Город Можга» договор найма специализированного жилого помещения с ним не заключался. Администрация МО «Город Можга» прав истца не нарушала, поэтому исковые требования в данной части заявлены необоснованно.
Представитель ответчика Министерства образования и науки УР в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика Кугушева И.В. в отзыве на исковое заявление просила рассмотреть дело без участия представителя Министерства образования и науки УР, указав, что исковые требования не признает. Согласно уведомлению от 24.06.2013 г. № М4-1-1 Министерством образования и науки УР истец был включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Далее при наличии бюджетных ассигнований и при выполнении требований Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» уполномоченным органом будет принято решение о предоставлении Плотникову С.А. жилого помещения. Законом УР № 8-РЗ не установлен срок, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения. Поскольку в настоящее время новый вид государственного жилищного фонда – специализированный жилищный фонд для детей-сирот – находится в стадии формирования, то в последующем жилое помещение будет предоставлено истцу в установленном порядке.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Родителями ФИО4 являются: П.А.П. и П.Л.Л. (свидетельство о рождении №*** №*** от дд.мм.гггг).
26.05.2000 г. решением Кизнерского районного суда УР, вступившим в законную силу дд.мм.гггг, родители истца лишены родительских прав в отношении сына Плотникова С.А.
До достижения совершеннолетия истец воспитывался опекуном Ф.В.Н. и проживал по адресу: <***>.
На территории муниципального образования «Город Можга» Плотников С.А. не имеет права пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения и не является нанимателем (членом семьи нанимателя) по договору социального найма жилого помещения (справка Администрации МО «Город Можга» от 10.10.2017 г.).
В Едином государственном реестре недвижимости права на объекты недвижимости за истцом не зарегистрированы (уведомление от 16.10.2017 г.).
По данным Можгинского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация» на территории Удмуртской Республики Плотников С.А. зарегистрированного недвижимого имущества не имел (справка от 28.01.2014 г.).
Согласно уведомлению Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 24.06.2013 г. № М4-1-1, Плотников С.А. включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Поводом для обращения истца в суд с настоящим иском послужил факт непредоставления жилого помещения в соответствии Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище (ст. 2 Жилищного кодекса РФ – далее по тексту ЖК РФ).
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, действующей с 01.01.2013 г., жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, действующей с 01.01.2013 г., предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вступившего в силу 01.01.2013 г.), действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики (далее - уполномоченный орган) (ст. 1 Закона УР от 14.03.2013 г. № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Согласно ст. 6 Закона УР от 14.03.2013 г. № 8-РЗ, дети-сироты, которые не имеют закрепленного жилого помещения, а также дети-сироты, в отношении которых орган опеки и попечительства в Удмуртской Республике принял решение о невозможности их возвращения в ранее занимаемые жилые помещения, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее - Список).
Жилое помещение предоставляется лицу, указанному в статье 2 настоящего Закона и включенному в Список.
Решение о предоставлении жилого помещения принимает уполномоченный орган.
Жилое помещение предоставляется из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики безвозмездно, однократно и на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается с лицом, указанным в статье 2 настоящего Закона, которому предоставлено жилое помещение, не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения (ст. 7 Закона УР от 14.03.2013 г. № 8-РЗ).
В силу ст. 3 Закона УР от 14.03.2013 г. № 8-РЗ дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом,- обеспечиваются жилыми помещениями в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт. При этом площадь жилого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот.
Жилые помещения, предусмотренные настоящей частью, предоставляются на территории Удмуртской Республики из состава специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики по договорам найма специализированного жилого помещения, заключаемым в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона.
Указанные лица обеспечиваются жилыми помещениями по их выбору:
1) по месту их первичного выявления и (или) устройства на территории Удмуртской Республики под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) по месту окончания их пребывания на территории Удмуртской Республики в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания населения, учреждении системы здравоохранения и ином учреждении, созданном в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по месту завершения их обучения на территории Удмуртской Республики в образовательных организациях профессионального образования;
3) по месту их основного места работы на территории Удмуртской Республики по окончании пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания населения, учреждении системы здравоохранения и ином учреждении, созданном в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательной организации профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях;
4) по месту нахождения на территории Удмуртской Республики ранее занимаемого ими жилого помещения при наличии обстоятельств, препятствующих возвращению детей-сирот в ранее занимаемые жилые помещения (наличии обстоятельств, при которых проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом);
5) по месту их постоянного жительства.
Учитывая вышеизложенное, обязанность по предоставлению жилого помещения истцу возложена законом именно на Министерство образования и науки УР. Данная обязанность ответчиком не исполнена, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов истца. Поскольку Плотников С.А. достиг возраста 18 лет, жилым помещением он не обеспечен, нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя не является, включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, соответственно, исковые требования к Министерству образования и науки УР подлежат удовлетворению. Истец имеет право на предоставление жилого помещения на территории муниципального образования «Город Можга» (как по месту постоянного проживания, так и по месту устройства под опеку).
Довод ответчика о том, что в соответствии с действующим жилищным законодательством сроки предоставления жилого помещения не определены, следовательно, права истца не были нарушены, являются несостоятельными, поскольку жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться непосредственно после наступления обстоятельств, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и Законом УР от 14.03.2013 г. № 8-РЗ, т.е. в данном случае по достижении Плотниковым С.А. 18 лет.
Анализируя позицию ответчика, изложенную в отзыве на исковое заявление, следует отметить, что, исходя из положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
По своей сути формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с Законом УР от 14.03.2013 г. № 8-РЗ органы местного самоуправления в Удмуртской Республике наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе, по заключению с лицами, указанными в статье 2 настоящего Закона, договоров найма специализированного жилого помещения и договоров социального найма жилого помещения в отношении жилых помещений, предоставленных указанным лицам в соответствии с настоящим Законом.
Согласно ч. 6 ст. 7 указанного Закона, договор найма специализированного жилого помещения заключается с лицом, указанным в статье 2 настоящего Закона, которому предоставлено жилое помещение, не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения.
Поскольку уполномоченным органом решение о предоставлении жилого помещения истцу до настоящего времени не принято, Администрация МО «Город Можга» прав истца не нарушала, то в этой части в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
Исковые требования Плотникова Сергея Александровича к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить в пользование Плотникову Сергею Александровичу жилое помещение специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «Город Можга», благоустроенного применительно к условиям г. Можги Удмуртской Республики, площадью не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров.
Исковые требования Плотникова Сергея Александровича к Администрации муниципального образования «Город Можга» о возложении обязанности заключить договор найма специализированного жилого помещения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательное форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 20.11.2017 г.
Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.