Решение по делу № 33-727/2014 от 31.12.2013

Судья Махмудова А.Р.

03 февраля 2014 года

Дело № 33- 727

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Ивановой Т.В., судей Стрельцова А.С. и Швецова К.И. при секретаре Кирьяновой О.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Бардымского районного суда Пермского края от 13 ноября 2013 года, которым постановлено:

обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края восстановить вдову участника и инвалида Великой Отечественной войны Якшиеву Манзиуму Галимзяновну, ** года рождения в списке граждан (ветеранов, участников Великой Отечественной войны и членов их семей), претендующих на получение социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета и направить ее учетное дело в Министерство социального развития Пермского края для включения в сводный список граждан, формируемый в соответствии с п.3.3. Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 №21-П.

Обязать Министерство социального развития Пермского края включить вдову участника и инвалида Великой Отечественной войны Якшиеву Манзиуму Галимзяновну, ** года рождения в сводный список граждан, формируемый в соответствии с п.3.3. Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 №21-П и предоставить ей социальную поддержку в форме субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья - 36 квадратных метров на гражданина, средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на момент принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений, устанавливаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., объяснения истца и прокурора Кузнецовой С.Н., исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Бардымского района обратился в суд с иском в интересах Якшиевой М.Г. об обязании администрации Бардымского муниципального района восстановить Якшиеву М.Г. в списке граждан (ветеранов, участником ВОВ и членов их семей) имеющих право на получение социальной поддержки на Приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета; направлении учетного дела истца в Министерство социального развития Пермского края; обязании Министерства социального развития Пермского края включить Якшиеву М.Г. в сводный список граждан, формируемый в порядке п.3.3. Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 2 марта 2007 года №21-П и предоставить истцу социальную поддержку в форме субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья - 36 квадратных метров, а также средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, устанавливаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации.

Требования обосновываются тем, что супруг истца К., умерший в августе 2001 г., являлся участником Великой Отечественной войны, проходил военную службу с февраля 1944 по 13 сентября 1945, в том числе в составе ** гвардейского стрелкового полка, который в указанный период входил в состав действующей армии. Якшиева М.Г. является вдовой участника (инвалида) ВОВ, поэтому в соответствии с ФЗ «О ветеранах» как вдова участника (инвалида) ВОВ Якшиева М.Г. решением жилищной комиссии администрации Печменского сельского поселения от 03 августа 2011 года №10 поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В последующем все необходимые документы были предоставлены в администрацию Бардымского района. Учетное дело Якшиевой М.Г. направлено для включения в сводный список граждан, претендующих на получение субсидии на приобретение жилья в Министерство социального развития Пермского края. Однако письмом Министерства социального развития Пермского края от 26.02.2013 № СЭД-33-05-58-187 во включении вдовы участника ВОВ Якшиевой М.Г. в сводный список отказано по тому основанию, что истец необоснованно признана органом местного самоуправления нуждающейся в жилом помещении, поскольку Якшиева М.Г., являясь членом семьи собственника жилого помещения, обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство социального развития Пермского края, указывая на то, что решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и прокурор Кузнецова С.Н. полагали жалобу не подлежащей удовлетворению.

Другие лица, участвующие в деле, участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены.

Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327. 1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ)), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Якшиева М.Г. является вдовой ветерана -участника и инвалида Великой Отечественной войны, в новый брак не вступала, в собственности жилья не имеет, проживает и зарегистрирована по месту жительства в доме, принадлежащем сестре истца на праве собственности по адресу: ул. ****. Решением органа местного самоуправления 27.09.2011 истец признана нуждающейся в жилом помещении и включена в список участников (вдов) Великой Отечественной войны, который направлен в Министерство социального развития Пермского края. Письмом от 26.02.2013 Министерство социального развития Пермского края истцу отказано в предоставлении мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в виду отсутствия нуждаемости в жилом помещении.

Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции, основываясь на положениях Федерального закона «О ветеранах», Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 08.05.2008 № 714, Постановления Правительства Пермского края от 02.03.2007 № 21-п, утвердившего порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, пришел к выводу об обоснованности предъявленного иска.

При этом суд исходил из того, что истец, признанная в установленном порядке, нуждающейся в жилом помещении, относится к категории лиц, которым законодательством предусмотрены дополнительные гарантии в области жилищных прав, а именно, реализация жилищных прав путем предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Выводы суда следует признать правильными основанными на обстоятельствах дела, установленных судом и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, (с последующими изменениями и дополнениями) в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов Президентом предписано считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

Социальная поддержка в виде выплаты субсидии на приобретение жилого помещения исходя из требований ст. 14, 21, 23.2 Закона «О ветеранах», подлежит оказанию супруге умершего участника Великой Отечественной войны, то есть, категории лиц к которой относится истец, в случае, если они нуждаются в жилом помещении.

Суд, делая вывод не необоснованности отказа во включении истца в список лиц, которым предоставляется субсидия на приобретение жилья, обоснованно исходил из того, что истец обоснованно была признана нуждающейся в жилом помещении, поскольку истец использует для проживания жилое помещение, принадлежащее на праве собственности сестре истца.

При оценке жилищных прав истца подлежат применению положения ст.ст. 31 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4)    являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Таким образом, по смыслу приведенных норм жилищного законодательства истец не является членам семьи своей сестры. При этом какие - либо данные, подтверждающие вселение истца в жилое помещение сестры Х. в качестве члена семьи но правилам, предусмотренным ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлены. Поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что истец необоснованно признана органом местного самоуправления нуждающейся в жилом помещении, основательными признаны быть не могут.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005г. № 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

На территории Пермского края, в целях реализации статьи 23.2 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах», статьи 28.2 ФЗ от 24.11. 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также в целях создания единого правового пространства Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007г. № 21-П, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в частности, п. 1.2 и 4.1. предусмотрено предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения членам семьи умерших участников Великой Отечественной войны.

При этом постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления Пермского края в соответствии с жилищным законодательством- п.3.1. Порядка. Этим же Порядком определен механизм реализации права на предоставление жилищной субсидии, в том числе, компетенция Министерства социального развития Пермского края ( п. 3.2.2.)

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанным органом исполнительной власти в спорных правоотношениях ответчик не является, на незаконность решения суда не указывают, поскольку то обстоятельство, что в механизм реализации права лица на меры социальной поддержки включено Министерство строительства и архитектуры Пермского края, в частности, оно заключает соглашения с органом местного самоуправления по вопросам предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края, не указывает на то, что Министерство социального развития Пермского края является ненадлежащим ответчиком. Суд оспариваемым решением подтвердил наличие обязанности, предписанной нормативным правовым актом, регламентирующим компетенцию этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации исходя из закрепленного Федеральным законом права истца на меры социальной поддержки.

Ссылки в жалобе на то, что вопреки установлениям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, суд обязал предоставить истцу субсидию во внеочередном порядке, также отмену решения суда повлечь не могут, поскольку из содержания как мотивировочной части, так и резолютивной части решения суда не усматривается, что такая обязанность фактически возложена. Возложение на ответчика, предусмотренной Федеральным законом обязанности по предоставлению социальной поддержки не устраняет соблюдения порядка реализации признанного за истцом права, предусмотренного соответствующими нормативными правовыми актами ни истцом, ни обязанным лицом.

Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Бардымского районного суда Пермского края от 13 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-727/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Иванова Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
03.02.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее