Судья Атаев Э.М.
Дело №
УИД 05RS0№-47
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 08 ноября 2023 года, №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Биремовой А.А.,
судей Шабровой А.А. и Акимовой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гаджиевой Л.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ашиковой П. Г. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД, третьему лицу – Министерству финансов Республики Дагестан о взыскании задолженности по бюджетной субсидии для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту на приобретение жилья,
по апелляционной жалобе истца представителя ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по доверенности Исаевой А.Д. на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата>,
заслушав доклад судьи Шабровой А.А., судебная коллегия
установила:
Ашикова П.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД (далее по тексту Минстрой РД) о взыскании задолженности по бюджетной субсидии для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту на приобретение жилья, в обоснование исковых требований ссылаясь на то, что <дата> на основании кредитного договора № она получила ипотечный кредит в размере 1 064000,00 рублей на приобретение готового жилья. На указанные кредитные денежные средства она приобрела квартиру, расположенную по адресу: Республики Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, площадью 53 кв.м. Указанный кредит ею своевременно погашается ежемесячными платежами и за этот период в течение года ею предоставляется информация в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД о своевременном погашении кредита. Согласно поданному заявлению от <дата>, она включена в Реестр получателей бюджетных субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам. <дата> она обратилась к ответчику с заявлением произвести выплату субсидий на оплату части процентов по ипотечному кредиту. Однако <дата> за №.1-2680/23 на ее обращение получен отказ в предоставлении субсидии на оплату части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту на приобретение жилья ввиду отсутствия финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан. В соответствии с информацией, полученной от Минстроя Республики Дагестан, размер ее бюджетной субсидии за пять лет использования кредитом (с <дата> до <дата>) составляет 241570,00 рублей.
На основании изложенного просит суд взыскать с Минстроя РД задолженность по бюджетной субсидии для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту на приобретение жилья в размере 241570,00 рублей, оплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 5615,07 рублей.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено: «Исковые требования Ашиковой П. Г. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, третьему лицу – Министерству финансов Республики Дагестан о взыскании задолженности по бюджетной субсидии для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту на приобретение жилья удовлетворить.
Взыскать с Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД (ИНН – 0562067892) в пользу Ашиковой П. Г. (паспорт серии 8208 №) задолженность по бюджетной субсидии для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту на приобретение (строительство) жилья в размере 241 570 руб. (двести сорок одна тысяча пятьсот семьдесят рублей), расходы за оплату государственной пошлины в размере 5 615,07 (пять тысяч шестьсот пятнадцать рублей семь копеек), а всего: 247185,07 (двести сорок семь тысяч сто восемьдесят пять рублей семь копеек)».
В апелляционной жалобе представитель ответчика Минстроя РД Исаева А.Д. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает, что судом при рассмотрении дела неправильно определены обстоятельства дел, неправильно истолкован закон, нарушены нормы материального и процессуального права. Суд в своем решении не дал оценку доводам Минстроя РД, изложенным в возражении на исковое заявление, доводы не исследованы, не дана им соответствующая оценка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Ашикова П.Г. полагала апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, на заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Согласно представленным в дело сведениям, исходя из положений ст.165.1 ГК РФ, ст.ст.113,117 ГПК РФ, судебная коллегия находит извещение о времени и месте апелляционного разбирательства неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу пунктов "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее - ЖК РФ) предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> № «Об утверждении государственной программы РД «Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан» утверждена программа «Оказание мер государственной поддержки отдельным категориям граждан», которая направлена на оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Мероприятия по предоставлению гражданам субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов по ипотечным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения на территории республики реализуются Минстроем РД.
В соответствии с приложением № к программе «Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан» разработано Положение «О порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам», согласно которому бюджетная субсидия предоставляется гражданам в случае получения ими ипотечного жилищного кредита для участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на основании договора участия в долевом строительстве приобретения жилого помещения на первичного и вторичном рынках жилья; строительства индивидуального жилого дома и используется на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.
Бюджетная субсидия предоставляется гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом качества жилищного обеспечения жильем отдельных категорий, граждан, используется только на компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.
Согласно п. 16 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, утвержденного Постановлением Правительства РД от <дата> №, бюджетная субсидия предоставляется гражданину в течение 5 лет пользования кредитом, начиная с даты подачи заявления.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 12.07.2017г. согласно кредитному договору № истец Ашикова П.Г. получила ипотечный кредит в размере 1 064 000 рублей на приобретение готового жилья.
На данную сумму истцом приобретена квартира по адресу: РД, г.Махачкала, <адрес>, площадью 53 кв.м.
Согласно поданному заявлению от 19.10.2017г., она включена в Реестр получателей бюджетных субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам. Указанное ответчиком не оспаривается и усматривается из исследованного судом письма Минстроя РД от 01.03.2023г.
15.02.2023г. она обратилась к ответчику с заявлением произвести выплату субсидий на оплату части процентов по ипотечному кредиту. Однако 01.03.2023г.№.1-2680/23 на ее обращение получен отказ в предоставлении субсидии на оплату части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту на приобретение жилья ввиду отсутствия финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан.
Согласно ответу Минстроя РД от 11.04.2023г. №.1-4949/23, размер бюджетной субсидии Ашиковой П.Г., за пять лет пользования кредитом (с <дата> до <дата>) составляет 241 570 рублей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец выплачивает кредит согласно договору, и на протяжении более пяти лет, с момента включения его в список получателей бюджетной субсидий, однако ответчик свои обязательства по выплате субсидии надлежащим образом не исполняет.
В возражении на исковое заявление представитель ответчика согласился с расчетом суммы субсидии, произведенной истцом, согласно которому размер невыплаченной истцу бюджетной субсидии составляет 241570,00 рублей.
С учетом изложенного, руководствуясь приведенными выше нормами, принимая во внимание, что мероприятия по предоставлению гражданам субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов его ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения на территории республики реализуется Минстроем Республики Дагестан, указав на то, с 2017 года ответчик не произвел истцу выплату субсидии, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, удовлетворив заявленные истцом требования о взыскании с ответчика суммы субсидии в размере 241570,00 рублей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что субсидии выплачиваются гражданам в порядке очередности их постановки на учет для получения данной субсидии не могут служить основанием к отказу в удовлетворении иска ввиду следующего.
Истец в целях решения его жилищной проблемы и обеспечения его жильем уполномоченным государственным органом Республики Дагестан - Министерством строительства, Республики Дагестан - был в установленном законом порядке включен в число лиц, имеющих право на социальную выплату за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан на возмещение части процентной ставки по ипотечному кредиту, привлекаемому на приобретение жилья. Признав право истца на получение названной социальной выплаты, субъект Российской Федерации – Республика Дагестан в лице Министерства строительства Республики Дагестан, тем самым взял на себя определенное публично-правовое обязательство, в связи с чем произвольный отказ (то есть без принятия мер по недопущению негативных последствий для получателей мер социальной поддержки) от него не допустим.
Поскольку Ашикова П.Г. в силу Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> N 661, приобрела право на получение мер социальной поддержки, то она была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты в период пятилетнего срока действия кредитного соглашения, заключенного между ним и Сбербанком России. Отсутствие же у субъекта Российской Федерации (Республики Дагестан) бюджетных средств на эти цели не может являться препятствием к реализации предоставленного истцу права на меры социальной поддержки и не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности предпринять соответствующие меры с целью максимального смягчения негативных последствий такой ситуации для лиц, имевших право на меры социальной поддержки и получавших их.
Кроме того, исходя из положений статей 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право истца на получение мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами Республики Дагестан, не может быть поставлено в зависимость от распределения бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий в Республике Дагестан по обеспечению социальных выплат в виде возмещения части процентной ставки по кредитам.
В данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на получение мер социальной поддержки (социальной выплаты на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности), и эти отношения урегулированы, в том числе нормами специального нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (Республики Дагестан) - Положения о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на приобретение жилого помещения, которым предусмотрена возможность получения нуждающимися в жилых помещениях гражданами, зарегистрированными по месту жительства на территории Республики Дагестан (к таким гражданам в данном случае ответчиком была отнесена Ашикова П.Г.), государственной поддержки в форме социальной выплаты на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам) на приобретение жилого помещения.
При таких обстоятельствах доводы ответчика об отсутствии оснований для предоставления Ашиковой П.Г. социальной выплаты в виде возмещения части процентной ставки по ипотечному кредиту, являются ошибочными и противоречат правовому регулированию спорных отношений по предоставлению гражданам мер социальной поддержки.
Сама по себе ссылка ответчика на нарушение прав иных лиц при отсутствии в регламенте исполнения данного обязательства очередности такого исполнения, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не является.
Возложение обязанности на ответчика выплатить истцу указанную денежную сумму в порядке очередности не будет способствовать восстановлению нарушенного права истца, выплачивающего кредит в соответствии условиями договора в установленные сроки и на протяжении более пяти лет с момента включения его в список получателей бюджетной субсидий.
При изложенных обстоятельствах предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>.