РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18.08.2022 Сысертский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Мурашова А.С., при секретаре Ильиной И.П., с участием представителя истца – помощника Сысертского межрайонного прокурора Ломакина К.А., представителя ответчика Науменко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1389/2022 по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Сысерть-Лес» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился с иском к ООО «Сысерть-Лес» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной проверки выявлено размещение на землях государственного лесного фонда на земельном участке с кадастровым номером 66:25:2702001:482 выявлено несанкционированное размещение свалки. ООО «Сысерть-Лес» меры по ликвидации свалки не предприняты. Просил обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку.
Определениями Сысертского районного суда Свердловской области от 16.09.2021, от 16.11.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ СО «Сысертское лесничество», ЕМУП «Спецавтобаза».
Определением Сысертского районного суда Свердловской области от 19.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТУ Росимущества по Свердловской области.
В судебном заседании представитель истца – помощник Сысертского межрайонного прокурора Ломакин К.А., ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, исковые требования к ООО «Сысерть-Лес» поддержал, просил обязать ООО «Сысерть-Лес» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу очистить от захламления земельный участок с географическими координатами 56,51356 с.ш. 60,77290 в.д., 56,51367 с.ш. 60,77316 в.д., 56,51379 с.ш. 60,77327 в.д, 56,51389 с.ш. 60,77387 в.д., 56,51355 с.ш. 60,77510 в.д., 56,51372 с.ш. 60,77519 в.д., 56,51373 с.ш. 60,77569 в.д., 56,51357 с.ш. 60,77559 в.д., 56,51347 с.ш. 60,77579 в.д., 56,51345 с.ш. 66,77545 в.д., на территории земельного участка с кадастровым номером 66:25:2702001:482, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 66:25:000000:154, расположенного на территории квартала 42 выдела 7, квартала 50 выдела 8 Сысертского участка Сысертского участкового лесничества ГКУ СО «Сысертское лесничество».
Представитель ответчика ООО «Сысерть-Лес» Науменко А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, поскольку выявленная несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов не является следствием деятельности ООО «Сысерть-Лес». Обязанность в данном случае по ликвидации свалки ТКО должна лежать на собственнике таких отходов, а в случае, когда собственник ТКО (виновное лицо) не установлен, на собственнике земельного участка либо региональном операторе, которым было назначено ЕМУП «Спецавтобаза». Считает, что ООО «Сысерть-Лес» является ненадлежащим ответчиком в рамках настоящего спора, поскольку соответствующими полномочиями и финансовыми возможностями осуществления мероприятий, в том числе по ликвидации несанкционированных свалок, наделен собственник земельного участка, на котором обнаружена свалка ТКО, в лице Департамента лесного хозяйства Свердловской области и региональный оператор ЕМУП «Спецавтобаза».
Представители представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ЕМУП «Спецавтобаза», Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, ТУ Росимущества по Свердловской области, ГКУ СО «Сысертское лесничество», в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и др.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, нарушает их права на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 8 ст. 42 ЗК РФ).
Таким образом, по общему правилу, если собственник объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, не установлены, обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов возлагается на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации Ф от 09.12.2020 N 2047, предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах.
Положениями пункта 5 названных правил установлено, что проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
При этом пунктом 29 указанных Правил установлено, что не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Судом установлено, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению Трунтаева А.В. о возможных нарушениях законодательства при размещении отходов в районе базы отдыха «Бажовия» в Сысертском районе Свердловской области.
В ходе проведённой с привлечением ГКУ СО «ЦЭМиК» выездной проверки на земельных участках с географическими координатами 56,51356 с.ш. 60,77290 в.д., 56,51367 с.ш. 60,77316 в.д., 56,51379 с.ш. 60,77327 в.д, 56,51389 с.ш. 60,77387 в.д., 56,51355 с.ш. 60,77510 в.д., 56,51372 с.ш. 60,77519 в.д., 56,51373 с.ш. 60,77569 в.д., 56,51357 с.ш. 60,77559 в.д., 56,51347 с.ш. 60,77579 в.д., 56,51345 с.ш. 66,77545 в.д., входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 66:25:2702001:482, выявлено несанкционированное размещение отходов сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (код отхода по ФККО 15211001215), лома бетона при строительстве и ремонте производственных зданий и сооружений (код отхода по ФККО 82221111204), отходов теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна (код отхода по ФККО 45710000000), отходов грунта при проведении земляных работ (код отхода по ФККО 81110000000), отходов из жилищ крупногабаритных (код отхода по ФККО 7 31 110 02 21 5), лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (код отхода по ФККО 83020001714), листов волнистых и плоских, утративших потребительские свойства, незагрязненных (код отхода по ФККО 4 55 510 02 51 4), отходов полиэтиленовой тары незагрязненной (код отхода по ФККО 4 34 110 04 51 5).
Согласно представленным ГКУ СО «Сысертское лесничество» данным вышеуказанное несанкционированное размещение отходов на земельном участке с кадастровым номером 66:25:2702001:482 входит в состав земельного участка с кадастровым номером 66:25:000000:154 категории земель лесного фонда и расположено на территории квартала 42 выдела 7, квартала 50 выдела 8 Сысертского участка Сысертского участкового лесничества ГКУ СО «Сысертское лесничество», которые переданы Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области на основании Договора аренды лесного участка № 180 от 02.09.2008 ООО «Сысерть-Лес».
Факт размещения несанкционированной свалки подтверждается экспертным заключением ГКУ СО «ЦЭМиК» от 23.06.2021 № 31-2021, а также фотографиями.
Согласно пункту «ж» статьи 12 раздела III Договора аренды лесного участка № 180 от 02.09.2008 арендатор обязан осуществлять за счет своих средств санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях в объемах и сроки, указанных в проекте освоения лесов и приложении № 6 к настоящему договору.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Статья 616 Гражданского кодекса Российской Федерации обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению мер санитарной безопасности (санитарно-оздоровительных мероприятий) на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ), так и иными правовыми актами (Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047).
Поскольку такая обязанность прямо установлена законом, а зафиксированная несанкционированная свалка расположена на арендуемой ответчиком территории, то она подлежит ликвидации в рамках осуществления ответчиком мер санитарной безопасности по предупреждению распространения вредных организмов на арендуемом лесном участке.
Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что указанная несанкционированная свалка расположена на лесном участке, находящемся в аренде у ответчика.
Доводы ответчика ООО «Сысерть-Лес», изложенные в отзыве, о том, что обязанность по ликвидации свалки ТКО должна лежать на собственнике таких отходов, а в случае, когда собственник ТКО (виновное лицо) не установлен, на собственнике земельного участка либо на региональном операторе ЕМУП «Спецавтобаза», суд находит несостоятельными, поскольку в силу вышеприведенных положений действующего законодательства именно на ООО «Сысерть-Лес», как на арендаторе земельных участков, возложены обязанности проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Доказательств того, что на момент рассмотрения дела указанная несанкционированная свалка ликвидирована, в материалы дела не представлено.
Ответчиком в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации не проводятся мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения.
Наличие несанкционированной свалки свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком данных публично-правовых обязанностей, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц по охране окружающей среды, создает угрозу загрязнения почвы, растительного покрова, зеленых насаждений, возникновения пожаров, и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчика устранить допущенные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Сысерть-Лес» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сысерть-Лес» (ИНН 6652017054, ОГРН 1046602420347) в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и осуществить мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке с географическими координатами 56,51356 с.ш. 60,77290 в.д., 56,51367 с.ш. 60,77316 в.д., 56,51379 с.ш. 60,77327 в.д, 56,51389 с.ш. 60,77387 в.д., 56,51355 с.ш. 60,77510 в.д., 56,51372 с.ш. 60,77519 в.д., 56,51373 с.ш. 60,77569 в.д., 56,51357 с.ш. 60,77559 в.д., 56,51347 с.ш. 60,77579 в.д., 56,51345 с.ш. 66,77545 в.д., с кадастровым номером 66:25:2702001:482, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 66:25:000000:154, расположенного на территории квартала 42 выдела 7, квартала 50 выдела 8 Сысертского участка Сысертского участкового лесничества ГКУ СО «Сысертское лесничество».
В удовлетворении иска к Департаменту Лесного хозяйства Свердловской области, ГКУ СО «Сысертское лесничество» отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путём подачи жалобы через Сысертский районный суд.
Судья: Мурашов А.С.
Решение изготовлено 22.08.2022.