Решение по делу № 2-1070/2022 от 15.02.2022

Дело № 2-1070/2022

УИД 92RS0004-01-2022-000550-10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2022 года                                г. Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

    председательствующего судьи Макоед Ю.И.,

    при секретаре судебного заседания Шереужевой А.Х.,

    с участием истца ФИО2,

    представителя ответчика Администрации внутригородского муниципального образования г. Севастополь Качинского муниципального округ - ФИО6,

    представителя третьего лица Департамента внутренней политики г. Севастополя - ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации внутригородского муниципального образования г. Севастополь Качинского муниципального округа, третьи лица: Департамент по территориальному развитию и взаимодействию с органами местного самоуправления г. Севастополя, Департамент городского Хозяйства г. Севастополя об устранении препятствий в пользовании имуществом, обязании демонтировать площадку для установки контейнеров, взыскании расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась с иском в суд к Администрации внутригородского муниципального образования г. Севастополь Качинского муниципального округа, с учетом уточнений исковых требований, просила устранить препятствия в пользовании домовладением, обязать демонтировать площадку для установки контейнеров по сбору твердых бытовых отходов, контейнера для сбора бумаги, контейнера лодки для крупногабаритного мусора, взыскать судебные расходы.

В обоснование требований указала, что ей принадлежит земельный участок по адресу: г. Севастополь, <адрес> и жилой дом на этом участке.

На сегодняшний день в 5 м от жилого дома и с заступом на территорию участка истца установлена площадка с контейнерами по сбору твердых бытовых отходов, которая не соответствуют требованиям санитарных норм.

В соответствии с п. 2.2 раздела II Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» площадки для установления контейнеров должны размещаться на расстоянии не менее 20 м не только от жилых домов, но и от границ индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку.

Мусорные баки были установлены заведомо с нарушениями, т.к. этот участок стоял на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования «Для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек». Также специфика участка такова, что на каком бы месте не расположить жилой дом, расстояние от него до контейнерной площадки было бы менее 20 метров.

Установка мусорных баков влечет за собой складирование мусора и пищевых отходов не только в баки, но и за ними. Не всегда своевременный вывоз мусора привели к тому, что около мусорных баков постоянно находятся крысы, кроме того, от мусорных баков исходит зловоние. Мусор растаскивают собаки, коты, птицы. По улице и территории участка разбросаны мусорные полиэтиленовые пакеты, бутылки и бумага.

В результате бездействия, администрацией Качинского муниципального округа нарушаются конституционные права истца и ее семьи на благоприятную окружающую среду. В результате того, что контейнерная площадка установлена вблизи дома, на территории земельного участка истец и ее семья испытывают неудобство от запаха мусора, шума, создаваемого при складировании и вывозе мусора, от раздувания мусора ветром.

С учетом уточненных исковых требований просит признать действия незаконными, обязать ответчика совершить определенные действия, взыскать расходы.

В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации внутригородского муниципального образования г. Севастополь Качинского муниципального округа в судебном заседании требования иска не признала, просила суд отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на возражения. В судебном заседании подтвердила, что мусорные контейнеры находятся ближе 20 метров от домовладения ФИО2, но перенести контейнерную площадку дальше в настоящий момент возможности не имеется

Представитель Департамента внутренней политики г. Севастополя в судебном заседании полагалась на усмотрения суда относительно заявленного иска.

Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, представителей, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранение всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В силу ч.1 ст.22 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация благоустройства территории поселения.

В силу ч.1 ст.8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, предназначенных для постоянного проживания, установлены СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 64, а также СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ N 4690-88.

Согласно п.8.2.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Согласно абз.1 п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов. На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 - 10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.

Аналогичные требования к параметрам и месту размещения контейнеров содержаться и в пунктах 3.7.4. и 3.7.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, как нормативно-правовой акт РФ, так и нормативно-правовой акт органа местного самоуправления в исключительных случаях допускают отступления от правил размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов. В частности, такие изменения возможны в районах сложившейся застройки, где невозможно соблюсти установленные разрывы от мест временного хранения отходов, при этом, такие отступления возможны при соблюдении определенной процедуры.

Так, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В соответствии с подпунктом "д(2)" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 290, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, подлежащего выполнению организациями, осуществляющими управление такими домами.

Согласно п. 4. Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка по адресу: г. Севастополь, <адрес> (земли населенных пунктов, для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек, а так же жилого дома площадью 321, 9кв.м., что подтверждается выписками из ЕГРН.

Так, согласно доводам иска в 5 м от жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> и с заступом на территорию участка установлена площадка с контейнерами по сбору твердых бытовых отходов, которая не соответствуют требованиям санитарных норм, что не оспаривалось представителем ответчика.

В соответствии с п. 2.2 раздела II Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» площадки для установления контейнеров должны размещаться на расстоянии не менее 20 м не только от жилых домов, но и от границ индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку.

Суд полагает, что требования вышеуказанных санитарных правил администрацией внутригородского муниципального образования г. Севастополя Качинского муниципального округа не соблюдаются.

Мусорные баки установлены заведомо с нарушениями, поскольку этот участок стоял на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования «Для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек».

Истец ссылается на то, что установка мусорных баков влечет за собой складирование мусора и пищевых отходов не только в баки, но и за ними. Не всегда своевременный вывоз мусора привели к тому, что около мусорных баков постоянно находятся крысы, кроме того, от мусорных баков исходит зловоние. Мусор растаскивают собаки, коты, птицы. По улице и территории участка разбросаны мусорные полиэтиленовые пакеты, бутылки и бумага.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ о выезде комиссии но выявлению и мониторингу несанкционированных свалок на территории Каминского муниципального округа, установлено что контейнерная площадка установлена в соответствии с требованиями действующих норм.

Согласно акта осмотра ООО «Центр Оценки и экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ с правой (боковой) стороны земельного участка по адресу: г. Севастополь, <адрес> установлены ворота для въезда машин на территорию земельного участка. Слева от ворот размещена действующая площадка для мусорных контейнеров, плотно прилегающая к границе земельного участка собственника.

Указанный акт осмотра не оспаривается представителем ответчика и представителем третьего лица.

Судом принимается во внимание в качестве доказательств так же акта осмотра ООО «Центр Оценки и экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно - эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В силу ст. ст. 2, 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению и транспортированию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.

        Разрешая настоящий спор, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд исходит из того, что в судебном заседании установлено, что в связи с нахождением мусорных контейнеров ТКО плотно прилегающих к границе земельного участка, нарушаются права собственника ФИО2, поскольку расположение контейнерной площадки несет негативные последствия, так как мешает доступу во двор собственника. Кроме того, как пояснил истец, мусор часто разлетается от ветра, попадает во двор, так же часто бывает не приятный запах, особенно в теплое время. С учетом изложенного, в судебном заседании установлено отрицательное влияние, негативных последствий от расположения контейнерной площадки рядом с земельным участком истца, в нарушение норм «Санитарных правил содержания территорий населенных мест», ст. 304 ГК РФ, контейнерная площадка с мусором установлена ближе чем 20 метров к домовладению, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.

В силу ст. ч 1. ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

С учетом удовлетворения исковых требований подлежат взысканию судебные расходы понесенные истцом, на оплату госпошлины в сумме 300 руб. и за акт осмотра в размере 3 000 руб., указанные расходы подтверждены документами.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО3 к Администрации внутригородского муниципального образования г. Севастополь Качинского муниципального округа, третьи лица: Департамент по территориальному развитию и взаимодействию с органами местного самоуправления г. Севастополя, Департамент городского Хозяйства г. Севастополя об устранении препятствий в пользовании имуществом, об обязании демонтировать площадку – удовлетворить.

Обязать Администрацию внутригородского муниципального образования г. Севастополь Качинского муниципального округа устранить препятствия в пользовании принадлежащим ФИО2 на праве собственности имуществом: жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: г. Севастополь, <адрес>, путем возложения на ответчика обязанности по демонтажу и ликвидации площадки для установки контейнеров по сбору твердых бытовых отходов, контейнера для сбора бумаги, контейнера-лодки для крупногабаритного мусора» находящейся вблизи 20 метров земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

Взыскать с Администрации внутригородского муниципального образования г. Севастополь Качинского муниципального округа в пользу ФИО3 судебные расходы по уплате акта осмотра в размере 3 000 рублей, государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья/подпись

Копия верна:

Судья <адрес>

суда г. Севастополя                         Ю.И. Макоед

2-1070/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Щербакова Сусана Анатольевна
Ответчики
Администрация внутригородского муниципального образования г. Севастополь Качинского муниципального округа
Другие
Департамент по территориальному развитию и взаимодействию с органами местного самоуправления г. Севастополя
Департамент городского хозяйства г. Севастополь
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Макоед Юлия Игоревна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
15.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2022Передача материалов судье
18.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2022Судебное заседание
25.04.2022Судебное заседание
29.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее