УИД № 38RS0003-01-2024-003649-05
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2024 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шаламовой Л.М.,
при секретаре Кобрысевой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2746/2024 по иску Михайлов С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части, включении периодов индивидуальной предпринимательской деятельности в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера,
УСТАНОВИЛ:
Истец Михайлов С.В. обратился в суд с иском к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОСФР по Иркутской области) в котором, с учетом уточнений, просит признать незаконным решение ответчика № 141100/24 от 28.05.2024 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части не включения периодов работы с 08.01.1997 по 01.01.2000, с 01.01.2003 по 01.03.2009 - индивидуальная предпринимательская деятельность, в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; возложить обязанность зачесть периоды работы с 08.01.1997 по 01.01.2000, с 01.01.2003 по 01.03.2009 - индивидуальная предпринимательская деятельность, в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 08.01.1997 по 31.12.1997 в страховой стаж; признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с наличием страхового стажа и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с наличием страхового стажа и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с 22.05.2024.
Определением суда от 30.09.2024 производство по делу прекращено в части требований о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с наличием страхового стажа и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с наличием страхового стажа и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с 22.05.2024, в связи отказа от требований в указанной части.
В обоснование исковых требований указано, что 22.05.2024 Михайлов С.В. обратился в ОСФР по Иркутской области и предоставил документы на рассмотрение о возможности назначения страховой пенсии по старости.
28.05.2024 принято решение № 141100/24 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, по причине отсутствия стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера
При этом спорные периоды осуществления не зачтены в страховой стаж истца и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В период времени с 08.01.1997 по 01.01.2000 Михайлов С.В. осуществлял предпринимательскую деятельность на территории г. Братск, а именно в ж/р Гидростроитель, ж/p Осиновка. Вид деятельности - оптовая и розничная торговля продуктами питания.
В период времени с 01.01.2003 по 01.03.2009 Михайлов С.В. осуществлял предпринимательскую деятельность на территории г. Братска, Братского района. Нижнеилимского района. Вид деятельности - лесозаготовки, у Михайлова С.В. были собственные грузовые автотранспортные средства и спец техника, зарегистрированные в Гостехнадзоре г. Братска и в ГИБДД г. Братска.
За весь период осуществления предпринимательской деятельности Михайлов С.В. предоставлял налоговые декларации и оплачивал все необходимые налоги и взносы, что подтверждается информационными письмами ИФНС.
В судебное заседание истец Михайлов С.В. не явился, извещен надлежащим образом о месте, дате и времени судебного разбирательства, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Еремкина Н.М., действующая на основании доверенности, исковые требования, с учетом из уточнения, поддержала, просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика ОСФР по Иркутской области Русских В.В. действующая на основании доверенности, в судебном заседании и в письменных возражениях исковые требования не признала, указала, что Михайлов С.В. обратился в Отделение Фонда 22.05.2024 с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением № 141100/24 в досрочном назначении страховой пенсии по старости Михайлову С.В. отказано по причине отсутствия стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и в связи с обращением ранее возраста, по достижении которого возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
При определении права Михайлова С.В. на досрочное назначение страховой пенсии по старости было установлено, что в системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирован 22.06.2000.
Спорный период с 08.01.1997 по 01.01.2000 - период индивидуальной предпринимательской деятельности включен в стаж работы истца следующим образом: с 01.01.1998 по 31.12.1999 в страховой стаж, 01.01.2000 - в страховой стаж работы истца и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Период с 08.01.1997 по 31.12.1997 не включен в стаж работы истца, поскольку истцом не производилась уплата страховых взносов.
Спорный период с 01.01.2003 по 01.03.2009 - период индивидуальной предпринимательской деятельности включен в страховой стаж истца.
Особенностью индивидуального (персонифицированного) учета на индивидуальных лицевых индивидуальных предпринимателей за периоды с 2002 года по 2009 год, является то обстоятельство, что база «Сведения персонифицированного учета» не содержит сведений о деятельности застрахованного лица в качестве индивидуального предпринимателя (страховом стаже) и детализации уплаченных страховых взносов по периодам, за которые они уплачены, поэтому отсутствует возможность отражения в индивидуальных лицевых счетах кодов территориальных условий за указанные годы. Индивидуальный лицевой счет содержит только сведения о фиксированном платеже, т.е. об общей уплате суммы, произведенной в конкретном году. При наличии фиксированных платежей за 2002-2009гг периоды работы застрахованного лица в качестве индивидуального предпринимателя определяются на основании сведений о постановке и снятии застрахованного лица в регистрирующем органе в качестве индивидуального предпринимателя. Также помимо документального подтверждения уплаты страховых взносов за указанные периоды, необходимо и документальное подтверждение осуществления указанной деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В Отделении Фонда имеются сведения об уплате страховых взносов ИП Михайловым С.В. за период с 01.01.2003 по 01.03.2009, однако дополнительные документы, подтверждающие факт работы предпринимателя в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, отсутствуют, в связи с чем указанный период не включен в стаж работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Таким образом, решение Отделения Фонда № 141100/24 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Михайлову С.В. является законным.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 календарных лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением № 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Гражданам, проработавшим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет, страховая пенсия устанавливается со снижением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в районах Крайнего Севера. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно Приложению 6 Федерального закона № 400-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 года № 350-ФЗ) возраст, по достижению которого возникает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в 2022 году увеличивается на 48 месяцев.
Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Таким образом, величина индивидуального пенсионного коэффициента в 2024 году составляет не менее 28,2.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 400 - ФЗ и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 (далее - Правила № 1015), при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст. ст. 11, 12 данного Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 19 Правил № 1015 периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 г. подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей.
Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Согласно ч. 1 ст. Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации
Таким образом, индивидуальным предпринимателям, самостоятельно обеспечивающим себя работой и осуществляющим свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, уплачивающим страховые взносы сами за себя, в общий (страховой) стаж засчитываются лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно ст.ст.8,10, п.5 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона от 25.10.2001 года №138-ФЗ) в целях создания условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица индивидуальный предприниматель обязан сам представлять сведения о себе в Пенсионный фонд Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователя – о сумме уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования и другие необходимые для правильного назначения трудовой пенсии сведения.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.6, п.1 ст.11, п.2 ст.14, ст.28 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями, которые обязаны зарегистрироваться в территориальных органах Пенсионного фонда РФ и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Перечисление индивидуальными предпринимателями платежей в Пенсионный фонд без регистрации в качестве плательщика страховых взносов не дает основания для его регистрации в органах ПФР.
В соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 01.01.2002 года, в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, к уплате которых приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991.
Согласно пункту 12 «н» Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014г. № 958н (зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2014 г. № 35496), для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», необходимы документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях относятся к периодам работы в районах с неблагоприятными климатическими условиями, и, следовательно, относятся к периодам работы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, ранее общеустановленного пенсионным законодательством возраста (п.п. 2, 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Кроме того, обязательным условием определения права на досрочную пенсию по старости в связи с занятостью на соответствующих видах работ является её выполнение в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени (Разъяснение Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда», утвержденное
Пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516 (далее по тексту - Правила № 516), установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными актами.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части первой настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (часть вторая статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029.
Город Братск Иркутской области является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которое распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что 22.05.2024, Михайлов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ОСФР по Иркутской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением ответчика № 141100/24 от 28.05.2024 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и в связи с обращением ранее возраста, по достижении которого возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Как следует из таблицы данных о стаже, и не оспаривается представителем ответчика, спорные периоды работы истца: с 08.01.1997 по 31.12.1997 не зачтен в страховой стаж Михайлова С.В. и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 01.01.1998 по 31.12.1999, с 01.01.2003 по 01.03.2009 не зачтены в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
При этом, 01.01.2000 зачтен ответчиком в бесспорном порядке в страховой стаж истца и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно сообщения Межрайонной ИФНС России № 23 по Иркутской области от 28.08.2024 по сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Михайлов С.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 08.01.1997 по 08.04.2013 администрацией города Братска (св-во ***. ОГРНИП ***), по адресу регистрации: 665714, <адрес> (Гидростроитель ж/p.), <адрес>.
Вновь был зарегистрирован Инспекцией в качестве индивидуального предпринимателя с 04.02.2015 по 30.12.2015 (ОГРНИП ***), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ОГРНИП ***), по адресу регистрации: 665714, <адрес>
Сведения о предоставлении отчетности в период 1997 - 1999 года в Инспекции отсутствуют.
Михайлов С.В. состоял на налоговом учете в качестве налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы»: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По упрощенной системе налогообложения были предоставлены налоговые декларации за 2003 - 2013, 2015, 2021 годы.
Михайловым С.В. были предоставлены налоговые декларации по общепринятой системе налогообложения: за 2000 - 2002, 2009 года налоговые декларации по налогу на доходы (форма 3-НДФЛ); за 2002 год налоговая декларация по единому социальному налогу.
Данная отчетность предоставлялась в налоговый орган по месту налогового учета налогоплательщика по адресу: 665714, <адрес>, (Гидростроитель ж/p), <адрес>; 665714, <адрес>. Указание места осуществлении предпринимательской деятельности в данной отчетности законодательством не предусмотрено.
С 07.09.1999 по 22.03.2001 Михайлов С.В. являлся пользователем контрольно-кассовой техники, адрес места установки: 665717, Иркутская обл., Братск г., Коммунальная ул., 3, База "Русь", склад №2.
С 08.06.1998 по 31.12.2005 Михайлов С.В. являлся пользователем контрольно-кассовой техники, адрес места установки: 665776, Иркутская область, г. Братск, (Гидростроитель ж/p) Склад №12. Правобережная база.
В соответствии с сообщением ОСФР по Иркутской области от 16.02.2021 Михайлов С.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующем органе 08.01.1997, поставлен на учет в УПФР в г. Братске и Братском районе 24.04.2000. Деятельность прекращена 08.04.2013. За период с 08.01.1997 по 31.12.1997 страхователь не представлял декларации о доходах. За период СС 01.01.1998 по 31.12.1998 согласно справке Падунской Налоговой Инспекции от 21.04.200 предприниматель имел доход в сумме 38 979,93 руб., с которого были исчислены взносы в ПФ в сумме 8 030 руб., уплата произведена в 2000 году. За 1999 г. сумма дохода составила 18 785 руб., начислены взносы в сумме 3 870 руб., уплачены в 2000 г. Страховые взносы уплачены за период с 01.01.2002 по 08.04.2013. Уплата производилась в г. Братске.
Из договора аренды от 10.01.1997 следует, что ИП Михайлов С.В. в период с 10.01.1997 по 31.12.1999 арендовал склад на территории г. Братска.
Как установлено судом из договора субподряда от 01.02.2006, сроком действии по 31.01.2008, ИП Михайлов С.В. оказывал услуги по заготовке круглого леса на участке лесного фонда: Иркутская область, Братский р-н, Усть-Иимский район, Нижнелимский район.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, исходя из установленных по делу обстоятельств и вышеназванных правовых норм, суд находит, что имеющимися в деле документами, в том числе, сообщениями Межрайонной ИФНС России № 23 по Иркутской области, ОСФР по Иркутской области, договорами аренды, во взаимной связи в их совокупности достоверно подтверждено, что в периоды работы с 01.01.1998 по 31.12.1999, с 01.01.2003 по 01.03.2009 в качестве индивидуального предпринимателя истец осуществлял трудовую деятельность в течение полного рабочего дня в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, производил оплату налогов и взносов.
В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств. Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).
ОСФР по Иркутской области в рамках производства по данному делу не представлено суду каких-либо доказательств, опровергающих факт работы истца в спорные периоды в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в течение полного рабочего дня.
Истолкование действующих норм как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера на изложенных пенсионным органом основаниях, при отсутствии к тому доказательств, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч. ч. 1, 2 ст. 19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований в части возложения на ответчика обязанности зачесть Михайлову С.В. в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера для назначения страховой пенсии по старости периодов работы с 01.01.1998 по 31.12.1999, с 01.01.2003 по 01.03.2009 в качестве индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем, из системного анализа правовых норм следует, что законодатель связывает наличие права на включение периодов осуществления предпринимательской деятельности в страховой стаж, в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с оплатой страховых взносов за данные периоды.
Так из разъяснений, содержащихся в абз. 3 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения периода осуществления истцом предпринимательской деятельности с 08.01.1997 по 31.12.1997 в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу состязательного построения процесса представление доказательств возлагается на стороны и других лиц, участвующих в деле.
Доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности, бесспорно подтверждающих оплату истцом в период с 08.01.1997 по 31.12.1997 страховых взносов в пенсионные органы РФ, а также оплату единого социального налога, суду не представлено, при этом, неуплата страховых взносов в спорный период исключает возможность включения периода осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в страховой стаж, а также стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, что также согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 04.12.2007 г. N 950-О-О).
В свою очередь, Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 24.02.1998 № 7-П положения пунктов «б» и «в» ст. 1 Федерального закона «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год», устанавливающие для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от суммы заработка (дохода), признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3).
В соответствии с частью третьей статьи 79 и частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» положения Федерального закона от 8 января 1998 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год», как воспроизводящие нормы Федерального закона «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год», признанные настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации, должны быть пересмотрены в установленном порядке.
Данное Постановление было дополнительно разъяснено определением Конституционного Суда Российской Федерации от 26.11.1998 № 144-О «О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 05.02.1997», в котором нормы, касающиеся тарифов страховых взносов для плательщиков, также были признаны неконституционными.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 № 18-П признано не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 57, положения пунктов «б» и «в» статьи 1 Федерального закона от 4 января 1999 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и абзацев третьего и шестого пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год» в отношении правового регулирования страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов, поскольку оно нарушает конституционные принципы справедливого и законного установления обязательных платежей при определении существенных элементов тарифообложения, включая облагаемую базу для начисления страховых взносов и субъект тарифообложения.
В указанном постановлении отражено, что в соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти. Поскольку по вине законодателя, вопреки Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998, новое правовое регулирование не было осуществлено своевременно, то периоды с 01.01.1997 по 10.02.1997, а также с 25.08.1998 по 31.12.1998 не могут быть исключены из страхового стажа указанных категорий плательщиков, а следовательно, и из их трудового стажа, дающего право на пенсию, что должно подтверждаться соответствующими документами. Подлежат зачету в счет будущих платежей суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за 1997 год, которые не были внесены до 24 февраля 1998 года (даты вынесения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации) и взысканы Пенсионным фондом Российской Федерации либо внесены после этой даты. При этом вопрос о страховом и трудовом стаже должен решаться по названным выше правилам.
С учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 18-П от 23.12.1999 суд приходит к выводу о наличии оснований к возложению на ОСФР по Иркутской области обязанности включить в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периода работы Михайлова С.В. в качестве индивидуального предпринимателя с 08.01.1997 по 10.02.1997 (в пределах заявленных требований), в части требований о включении периодов осуществления предпринимательской деятельности с 11.02.1997 по 31.12.1997 в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд считает необходимым отказать.
Не находит суд оснований и для включения истцу 01.01.2000 в его стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поскольку данная дата засчитана ответчиком в данный вид стажа истца в бесспорном порядке.
Поскольку суд пришел к выводу о неправомерности исключения из страхового стажа Михайлова С.В. периода с 08.01.1997 по 10.02.1997, из стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периодов: 08.01.1997 по 10.02.1997, с 01.01.1998 по 31.12.1999, с 01.01.2003 по 01.03.2009 в указанной части решение ОСФР по Иркутской области № 141100/24 от 28.05.2024 следует признать незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 141100/24 ░░ 28.05.2024 ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 08.01.1997 ░░ 10.02.1997 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░; ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░: ░ 01.01.1998 ░░ 31.12.1999, ░ 01.01.2003 ░░ 01.03.2009░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 08.01.1997 ░░ 10.02.1997 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░; ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░: ░ 01.01.1998 ░░ 31.12.1999, ░ 01.01.2003 ░░ 01.03.2009░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 11.02.1997 ░░ 31.12.1997; ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ – 01.01.2000, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.