Дело №
УИД 21RS0№-18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.
при секретаре судебного заседания ФИО9,
с участием истца Спиридоновой С.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Спиридоновой С.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО6 Анатольевны, к отделу социальной защиты населения <адрес> и <адрес> Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики об установлении факта проживания в жилом помещении,
у с т а н о в и л :
Спиридонова С.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО6, обратилась в суд с иском к отделу социальной защиты <адрес> и <адрес> Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики об установлении факта проживания в жилом помещении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Требования мотивированы тем, что истец и ее несовершеннолетняя дочь зарегистрированы в квартире по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, принадлежащей ее несовершеннолетней дочери. В ней зарегистрирован и проживает ее бывший супруг, брак с которым расторгнут в ДД.ММ.ГГГГ году. С данного времени истец проживает раздельно, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактическим местом проживания является квартира, расположенная по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. В данной квартире она с дочерью проживала со дня возникновения права собственности на указанную квартиру до дня пожара. Факт проживания могут подтвердить жильцы <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в доме, в котором они проживали, произошел пожар, в связи с чем она с дочерью вынуждена была перебраться жить в общежитие, которая была предоставлена администрацией <адрес> Чувашской Республики на время ремонта дома.
В связи с пожаром, случившимся ДД.ММ.ГГГГ, жильцам пострадавшего дома выплачена материальная помощь через отдел социальной защиты населения в <адрес>. Ей с дочерью в предоставлении материальной помощи было устно отказано, в виду того, что регистрация не совпадает с фактическим местом проживания. Ответчиком разъяснено, что документом, подтверждающим основание для предоставления материальной помощи в связи с пожаром, может быть только судебное решение.
Определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (л.д№) в связи с характером спорного правоотношения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики».
Истец Спиридонова С.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО6, в судебном заседании просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика - отдела социальной защиты населения <адрес> и <адрес> Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, извещенный о месте и времени судебного разбирательства по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), в судебное заседание не явился, просьб об отложении слушания дела не заявлял.
Представители третьих лиц - администрации г. Канаш Чувашской Республики и Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, извещенные о месте и времени судебного разбирательства по правилам статьи 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явились.
В письменном отзыве администрация <адрес> Чувашской Республики просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя в судебном заседании, оставив на усмотрение суда вопрос об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на следующее. ДД.ММ.ГГГГ на кровле пятиэтажного четырех подъездного жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, произошел пожар.
Распоряжением администрации <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <адрес> Чувашской Республики введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» до особого распоряжения.
Распоряжением Главы Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-рг введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Канашского городского округа.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на основании решения Кабинета Министров Чувашской Республики осуществляется органом исполнительной власти Чувашской Республики и органом местного самоуправления через органы исполнительной власти Чувашской Республики - главных распорядителей средств республиканского бюджета Чувашской Республики, курирующих соответствующие сферы деятельности.
На основании решения Кабинета Министров Чувашской Республики о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на цели, указанные в подпунктах «г»-«е» пункта 3 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Кабинета Министров Чувашской Республики на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерством финансов Чувашии в установленном порядке осуществляется выделение бюджетных ассигнований и доведение лимитов бюджетных обязательств Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики в объеме, предусмотренном в решении Кабинета Министров Чувашской Республики.
Для подтверждения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами «г»-«е» пункта 3 Правил органы местного самоуправления в месячный срок со дня подписания поручения представляют в ГКЧС Чувашии сводные данные, с предложением соответствующих списков граждан и копий заявлений граждан.
В настоящее время Спиридонова С.А. с письменным заявлением в администрацию <адрес> Чувашской Республики за включением ее в список граждан, нуждающейся в оказании единовременной материальной помощи в размере № рублей, не обращалась.
Администрация <адрес> Чувашской Республики устно разъяснила истцу, что выплаты единовременной социальной помощи в размере № рублей осуществляются гражданам, постоянно проживающим и имеющим регистрацию в жилом помещении, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
В связи с отсутствием регистрации по адресу: Чувашская Республика, <адрес> истцу было отказано во включении в список граждан на получение единовременной материальной помощи.
Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения истца и показания свидетелей ФИО10, ФИО11, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
На основании статьи 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ).
Распоряжением Главы Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-рг введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Канашского городского округа.
Распоряжением администрации <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <адрес> Чувашской Республики введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» до особого распоряжения.
Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Кабинета Министров Чувашской Республики на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий» в пункте 4 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) указано, что выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 3 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Свобода выбора места жительства провозглашена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола №), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Принятый для обеспечения осуществления данного права Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях создания необходимых условий для реализации гражданами прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом возложил на граждан Российской Федерации обязанность регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации в органах регистрационного учета. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, принятым во исполнение предписания названного Закона.
Как усматривается из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П и ранее высказанной в его постановлениях, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Исходя из вышеназванных норм законов следует, что федеральный законодатель рассматривает постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства как один из способов учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту жительства пребывания или жительства; отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, необязательно исходящих от органов регистрационного учета; факт постоянного проживания гражданина по тому или иному адресу на территории субъекта Российской Федерации как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов. Кроме того, закон не содержит указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Спиридонова С.А. и ее несовершеннолетняя дочь ФИО6 зарегистрированы по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, что подтверждается адресными справками (л.д.14, 50-51).
Согласно выпискам из ЕГРН Спиридоновой С.А. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
Из справки о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МП «УК ЖКХ» МО «<адрес> ЧР», явствует, что истец с дочерью в спорном жилом помещении не зарегистрированы, финансовый лицевой счет открыт на Спиридонову С.А., (л.д.№)
В выписки из домовой книги № на жилое помещение, расположенное по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, указано, что в нем зарегистрирована ФИО12 (л.д№), являющаяся старшей дочерью истца.
Из справки отдела социальной защиты населения <адрес> и <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Спиридоной С.А. и ее несовершеннолетней дочери ФИО6 единовременная материальная помощь в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на кровле многоквартирного <адрес> в <адрес>, через отдел социальной защиты населения <адрес> и <адрес> не назначалась и не выплачивалась (л.д№).
Согласно справке отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> и <адрес> УНД и ПР Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, выданной истцу, подтверждается факт возгорания кровли жилого многоквартирного <адрес> в <адрес> (л.д.№).
Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Брак, зарегистрированный между ФИО3 и ФИО16 (ФИО20) Светланой Алексеевной ДД.ММ.ГГГГ отделом записей актов гражданского состояния Канашской городской администрации Чувашской Республики за актовой записью №, расторгнуть. Место жительства несовершеннолетней ФИО6 определить совместно с матерью Спиридоновой С.А.» (л.д.№).
Из справки-характеристики УУП ОМВД России по <адрес> явствует, что истец и ее дочь в квартире по месту регистрации не проживают в связи с проживанием в ней бывшего супруга ФИО3 (л.д.№).
Согласно показаниям свидетелей ФИО11, ФИО10 и коллективному письму жильцов многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Спиридонова С.А. и ее дочь ФИО6 постоянно проживают в <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.№). Оснований не доверять показаниям допрошенных свидетелей у суда не имеется.
Из справки, выданной БУ ЧР «Канашский ММЦ» Минздрава Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Спиридонова С.А. прикреплена на медицинское обслуживание к 14 терапевтическому участку БУ «Канашская ЦРБ им. Ф.Г. Григорьева» Минздрава Чувашии, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прикреплена на медицинское обслуживание к 12 педиатрическому участку с ДД.ММ.ГГГГ (л.д№). Согласно общедоступным сведениям на официальном сайте БУ ЧР «Канашский ММЦ» Минздрава Чувашии <адрес> Чувашской Республики закреплен за 12 участком врача-педиатра (л.д.№).
Письмом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что несовершеннолетняя ФИО6 обучалась в данной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с выбытием в Чувашский кадетский корпус Приволжского федерального округа. При ее поступлении был указан адрес: <адрес> (л.д.№).
Сообщением БОУ «Чувашский кадетский корпус ПФО им. Героя Советского Союза А.В. Кочетова» от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается, что адрес истца Спиридоновой С.А. и ее дочери ФИО6 при зачислении последней на обучение указано место жительства: <адрес> (л.д.№).
Исследованные доказательства суд признает допустимыми, относимыми и достаточными для рассмотрения дела по существу.
При установленных обстоятельствах и в силу вышеприведенных правовых норм, принимая во внимание, что истец и ее несовершеннолетняя дочь на момент чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ проживали по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, и что в данной квартире истцы постоянно проживают с ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Спиридоновой С.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО6, к отделу социальной защиты населения <адрес> и <адрес> Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики об установлении факта проживания в жилом помещении удовлетворить.
Установить факт проживания Спиридоновой С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ее несовершеннолетней дочери - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении (квартире) общей площадью № кв.м, расположенном по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Б.З. Орлов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.