Дело № 2-40/2025 (2-985/2024) КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2025 года город Суровикино Волгоградской области
Суровикинский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Харламова С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Громовой Н.В.,
с участием истца прокурора Забора С.М., действующего на основании служебного удостоверения, представителя ответчика администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области Габденовой А.Р., действующей на основании доверенности № б/н от 2 августа 2024 года, сроком действия три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суровикинского района Волгоградской области, действующего в интересах несовершеннолетней Мингачевой Р.Е., к администрации Суровикинского муниципального района <адрес> о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действующий в интересах несовершеннолетней Мингачевой Р.Е., обратился в суд с иском к администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области о компенсации морального вреда.
Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Мингачева Р.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, передвигаясь по <адрес> в районе <адрес> была укушен бродячей собакой. Из информации ГБУЗ «ЦРБ Суровикинского муниципального района» следует, что ДД.ММ.ГГГГ в медицинское учреждение обратилась несовершеннолетняя Мингачева Р.Е. с укусом от бродячей собаки, в медицинском учреждении проведена обработка раны, назначен курс антирабической вакцины препаратом «КоКАВ» от бешенства. В результате укуса бродячей собаки, являющейся животным без хозяина, несовершеннолетней Мингачевой Р.Е. причинен моральный вред, поскольку ей причинены телесные повреждения, она испытывала физическую боль и нравственные страдания.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит взыскать с ответчика в пользу несовершеннолетней Мингачевой Р.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, в обоснование позиции привел доводы, изложенные в иске, требования просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, сославшись на отсутствие финансирования, указывая, что все выделенные средства в 2024 году по борьбе с бродячими собаками освоены, дополнительного финансирования не выделялось.
Истец – несовершеннолетняя Мингачева Р.Е. и её законный представитель Мингачева Ю.А. в судебное заседание не явились, извещеы надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомили.
Представитель третьего лица МУП «Калачевская районная дезинфекция» в судебное заседание не явился, согласно сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, указанная организация ликвидирована 3 октября 2024 года.
Представитель третьего лица Комитета финансов Волгоградской области в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв, согласно которому Суровикинскому муниципальному району на 2024 год предусмотрено выделение субвенций на осуществление государственных полномочий Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в размере 170900 рублей. По состоянию на конец 2024 года по данной статье выделено 100% от утвержденных законом ассигнований.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав явившихся лиц, проверив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в районе <адрес>, на несовершеннолетнюю Мингачеву Р.Е. напала безнадзорная собака, которая покусала её.
В тот же день, Мингачева Р.Е. вместе с законным представителем обратились в ГБУЗ "ЦРБ Суровикинского муниципального района", где несовершеннолетней оказана первая медицинская помощь.
Согласно амбулаторной карте пациента Мингачевой Р.Е., ДД.ММ.ГГГГ ей поставлен диагноз: "укушенная рана голени".
Из карты обратившегося за антирабической помощью от ДД.ММ.ГГГГ следует, что несовершеннолетней Мингачевой Р.Е. проведена вакцинация против бешенства препаратом КОКАВ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая по существу заявленные требования, суд приходит к следующему.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации названных конституционных гарантий.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"),
В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Гражданского кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.
Безнадзорные животные при определенных условиях, указанных в пункте 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, переходят в муниципальную собственность.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что указанный Закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные указанным Федеральным законом (подпункт 2 статьи 3 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"),
В соответствии со статьей 7 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них: установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
Согласно преамбуле Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями статьи 1 данного Федерального закона безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно пункту 1789 Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.
Пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.
Согласно подпункту 49 части 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно ст. 1 Закона Волгоградской области от 15 июля 2013 г. № 94-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части отлова и содержания безнадзорных животных», органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области передаются государственные полномочия Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, предусмотренных ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно Закону Волгоградской области от 05.12.2022 № 95-ОД «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» Суровикинскому муниципальному району Волгоградской области предусмотрено выделение денежных средств в сумме 170900 рублей на календарный год на осуществление государственных полномочий Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств по обращению с животными без владельцев не освобождает администрацию Суровикинского муниципального района Волгоградской области от обязанности исключить причинение вреда третьим лицам при осуществлении своих государственных полномочий.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно статье 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом, фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями вышеприведенных норм права, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения предъявленных прокурором в интересах несовершеннолетней Мингачевой Р.Е. исковых требований к администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного укусом бездомной собаки.
Возлагая обязанность по возмещению причиненного морального вреда на администрацию Суровикинского муниципального района Волгоградской области, суд исходит из того, что осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования, отнесено к компетенции администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области, который является заказчиком по заключенным контрактам на оказание услуг по отлову безнадзорных животных, а также распорядителем перечисленных на ее счет денежных средств.
С учетом установленных по делу юридически значимых обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что вред здоровью несовершеннолетней Мингачевой Р.Е. был причинен в результате ненадлежащего осуществления функций по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования, отлову безнадзорных животных на территории Суровикинского муниципального района Волгоградской области.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своих государственных полномочий по организации отлова безнадзорных животных - собак, свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области и нападением ДД.ММ.ГГГГ на Мингачеву Р.Е. безнадзорной собаки.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, исходя из положений ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, характер, степень и объем причиненных физических и нравственных страданий, связанных с причинением несовершеннолетней боли от укуса собаки, длительность проводимого лечения, индивидуальные особенности потерпевшего до и после получения травмы, а также с учетом принципа разумности и справедливости, приходит к выводу о том, что компенсация морального вреда в размере 20000 рублей отвечает признакам справедливого возмещения потерпевшему за перенесенные им страдания.
На основании изложенного, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Суровикинского района Волгоградской области, действующего в интересах несовершеннолетней Мингачевой Р.Е., к администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области о компенсации морального вреда – удовлетворить.
Взыскать с администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3430030524) в пользу несовершеннолетней Мингачевой Р.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (свидетельство о рождении <данные изъяты>) в лице её законного представителя Мингачевой Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (паспорт <данные изъяты>) за счет казны муниципального образования - Суровикинского муниципального района Волгоградской компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения в Волгоградский областной суд через Суровикинский районный суд Волгоградской области.
Мотивированный текст решения изготовлен 30 января 2025 года.
Судья - подпись С.Н. Харламов
Копия верна -