11RS0001-01-2023-008390-30 Дело № 2-8251/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Губаевой Д.Ф,
при секретаре Синицкой Г.Ф.,
с участием представителя истца Боровлева Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 19 декабря 2023 года гражданское дело по иску администрации МО ГО «Сыктывкар» к Малафиевой Любови Викторовне, Холоповой Валентине Михайловне, Костиной Алене Васильевне, ФИО22, ФИО10, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Козловой Елене Борисовне, Романовой Ольге Борисовне, Мамонтову Евгению Витальевичу, Мамонтову Эдуарду Евгеньевичу о возложении обязанности по организации места для сбора твердых коммунальных отходов, обратиться с заявлением о согласовании места сбора отходов,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с исковым заявлением к Малафиевой Л.В., Холоповой В.М., Костиной А.В., ФИО23., ФИО10, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Козловой Е.Б., Романовой О.Б., Мамонтову Е.В., Мамонтову Э.Е. о возложении обязанности организовать на территории многоквартирного ... места для сбора твердых коммунальных отходов (далее также ТКО), а также возложении обязанности обратиться в администрацию МО ГО «Сыктывкар» для согласования места для сбора твердых коммунальных отходов, указав, что ответчики не организовали надлежащего места для сбора и временного накопления твердых коммунальных отходов на территории, прилегающей к дому, находящемуся в их управлении.
Определением суда от ** ** ** к участию в деле для дачи заключения привлечено Управление Роспотребнадзора по ....
В ходе рассмотрения дела к участию в деле третьими лицами без самостоятельных требований привлечены КУМИ Администрации МО ГО «Сыктывкар», Администрация пгт. В. Максаковка ..., ООО «Региональный оператор Севера», УЖКХ Администрации МО ГО «Сыктывкар», ООО «Наш Дом», ФИО16
В судебном заседании представитель истца требования иска поддержал.
Ответчики и их представитель в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Управление Роспотребнадзора по ... в суд своего представителя не направило, в письменном заключении от ** ** ** №... указано, что многоквартирный жилой ... имеет способ управления: непосредственное управление, на территории указанного многоквартирного дома не установлено надлежащее место для сбора твердых коммунальных отходов, в связи с чем требования Администрации МО ГО «Сыктывкар» подлежат удовлетворению.
Третьи лица в суд не явились, извещены надлежаще.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии ответчиков, третьих лиц в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего дела, оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В силу пункта 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2013 года №290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в который помимо прочего входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (пункт 26 (1)).
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более. В качестве временной меры при отсутствии металлических мусоросборников допускается устройство бункера для крупногабаритных отходов, а также деревянных съемных ящиков без дна с загрузочными люками 0,5 х 0,5 мм. (пункт 3.7.2 ).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Согласно пункту 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года №64, расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мет отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м., но не более 100 м.
Судом установлено, что ответчики осуществляют непосредственное управление многоквартирным домом ....
Место сбора ТКО для жителей этого многоквартирного дома на придомовой территории ответчиками не организовано.
Иной способ утилизации ТКО, в том числе путем заключения договора об использовании имеющихся площадок для сбора ТКО, не избран.
Таким образом, ответчиками не принимаются меры, направленные на организацию места накопления ТКО на территории многоквартирного дома, находящегося в их непосредственном управлении.
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 указанного Закона установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО (пункт 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039).
Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Вместе с тем, положения указанного закона необходимо рассматривать в совокупности с требованиями жилищного законодательства, учитывая, что данная обязанность лежит на органе местного самоуправления в случае, если законом не возложена на иное лицо.
Так, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечиваться управлением многоквартирным домом со стороны управляющей организации, либо товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом, либо непосредственно собственниками многоквартирного дома.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Кроме того, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуги и работ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года №290 (пункт 26 (1)).
Поскольку обязанность по организации мест накопления ТКО для многоквартирного ... ответчиками не исполнена, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок для исполнения ответчиками действий по обращению в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о согласовании места для сбора ТКО - в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, действий по организации места сбора ТКО - в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198, 235 ГПК РФ, суд заочно
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Малафиеву Любовь Викторовну (...), Холопову Валентину Михайловну (...), Костину Алену Васильевну (...), ФИО20 (...) в лице законного представителя Костиной Алены Васильевны, ФИО10 (...) в лице законного представителя Костиной Алены Васильевны, ФИО4 (...) в лице законного представителя ФИО5, ФИО5 (...), ФИО6 (...) в лице законного представителя ФИО5, Козлову Елену Борисовну (...), Романову Ольгу Борисовну (...), Мамонтова Евгения Витальевича (...), Мамонтова Эдуарда Евгеньевича (...) организовать на территории многоквартирного жилого ... в ... место для сбора твердых коммунальных отходов, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Малафиеву Любовь Викторовну, Холопову Валентину Михайловну, Костину Алену Васильевну, ФИО21 в лице законного представителя Костиной Алены Васильевны, ФИО10 в лице законного представителя Костиной Алены Васильевны, ФИО4 в лице законного представителя ФИО5, ФИО5, ФИО6 в лице законного представителя ФИО5, Козлову Елену Борисовну, Романову Ольгу Борисовну, Мамонтова Евгения Витальевича, Мамонтова Эдуарда Евгеньевича обратиться в администрацию МО ГО «Сыктывкар» ... с заявлением для согласования места для сбора твердых коммунальных отходов в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Ответчики вправе подать в Сыктывкарский городской суд Республики Коми заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения, указав обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых они не имели возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Губаева Д.Ф.