Дело № 12-45/2018
Решение
Судья Советского районного суда г. Иваново Почерников В.В., рассмотрев 23 августа 2018 года в помещении Советского районного суда г. Иваново (г. Иваново, ул. 10 – Проезд, дом 22) жалобу защитника ОАО « РЖД» Вериной И.М. на постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности (далее государственный инспектор) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЦФО Федосеенкова А.В. (далее Ространснадзор),
установил:
Постановлением государственного инспектора Ространснадзора Федосеенкова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – ОАО « РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ (неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, совершенной по неосторожности, если эти действия ( бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния).
ОАО « РЖД» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Как следует из описательно – мотивировочной части постановления при проверке ДД.ММ.ГГГГ объекта транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) – железнодорожной станции Иваново – Сортировочное Ярославского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Северной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», расположенного по адресу: <адрес>, ж/д станция Иваново – Сортировочная выявлены нарушения Требований по обеспечению транспортной безопасности, а именно:
- вопреки требований п.п.6 п. 5 постановления Правительства РФ от 26 апреля 2017 года № 495 « Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территории), учитывающие уровни безопасности для различных категорий ОТИ и транспортных средств железнодорожного транспорта» (далее постановление Правительства РФ № 495) - не утвержден в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности ОТИ (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ (транспортного средства);
- вопреки требований п.п.17 п. 5 постановления Правительства РФ № 495 и п. 9 приказа Минтранса России от 12 апреля 2010 года № 87 « О порядке проведения оценки уязвимости ОТИ и транспортных средств при изменении требований по обеспечению транспортной безопасности» (далее приказ Минтранса № 87) - не проведена дополнительная оценка уязвимости ОТИ в части произошедших изменений ;
- вопреки требований п.п.10 п. 5 постановления Правительства РФ № 495 - не обеспечена передача данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов ФСБ РФ, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с порядком передачи данных;
- вопреки требований п.п. 1 п. 9 постановления Правительства РФ № 495 - не оснащен ОТИ техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:
- видеораспознавание в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности, а также на критические элементы ОТИ;
- видеообнаружение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности;
- видеомониторинг по периметру зоны транспортной безопасности ОТИ;
- передачу данных с системы видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени;
- хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями в течение не менее 30 суток;
- выявление нарушителя в режиме реального времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ;
- возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими системами безопасности и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности.
Защитник юридического лица - Верина И.М. с постановлением не согласилась, обратилась в Советский районный суд г. Иваново с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания.
Жалобу мотивирует следующим.
В материалах содержится противоречивая информация об основании проверки, нет акта проверки <адрес> – Сортировочная. Утверждение планов в настоящее время приостановлено в связи с необходимостью корректировки их в соответствии с вступившими в силу 1 июля 2017 года постановления Правительства РФ № 495 и необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости ОТИ.
Срок привлечения к административной ответственности за не проведение дополнительной оценки уязвимости истек.
ОТИ железнодорожной станции не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности по уважительным причинам, не зависящим от ОАО « РЖД», а именно из – за отсутствия целевого финансирования.
В судебном заседании защитник ОАО « РЖД» Верина И.М. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы Ивановский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без участия представителя прокуратуры, представил письменные возражения по существу дела.
Заслушав доводы Вериной И.М., исследовав материалы административного дела, письменные возражения прокурора, допросив свидетеля Федосеенкова А.В., прихожу к следующему.
В соответствии с положением ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении, наряду с прочими обстоятельствами, должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также приведено мотивированное решение по делу.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 16- ФЗ « О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 года (далее Федеральный закон № 16-ФЗ), целями обеспечения транспортной безопасности является устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Постановлением Правительства РФ № 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Как следует из положения ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за соблюдением законов прокурор вправе проводить проверки.
Проверка железнодорожной станции Иваново – Сортировочное проведена Ивановской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Ространснадзора в рамках исполнении функции по надзору за соблюдением юридическими лицами требований законодательства о транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта, в пределах представленных федеральным законом полномочий.
Согласно п. 14 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).
Между тем, в результате проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки по настоящему делу, выявлен ряд нарушений в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
При данных обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, составлять акт о результатах проведенной проверки не требовалось.
Обязанность по направлению копии справки, составленной по результатам проверки на надзорный орган Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» не возлагается.
Касаясь вопроса истечения срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности, прихожу к следующему.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года № 5 « О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Согласно пунктов 6 и 17 постановления Правительства РФ № 495 утверждение плана обеспечения транспортной безопасности должно было бы быть проведено в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ, а проведение дополнительной оценки уязвимости объекта ОТИ, в тот же срок с момента изменения требований по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В судебном заседании установлено, что необходимость проведения дополнительной оценки уязвимости ОТИ возникла с принятием нового нормативного акта, регулирующего вопросы обеспечения транспортной безопасности, а именно постановления Правительства РФ № 495, вступившего в законную силу 1 июля 2017 года в связи с чем срок привлечения к ответственности за бездействия, перечисленные в пунктах 1 и 2 постановления о назначении административного наказания истекли ДД.ММ.ГГГГ.
При данных обстоятельствах нарушения, указанные в пунктах 1 и 2 подлежат исключению из постановления о назначении административного наказания.
Вместе с тем, касаясь довода жалобы о необходимости прекращения производства по делу в целом, по причине проведения аналогичной проверки станции Иваново – Сортировочное ранее, нахожу его ошибочным, поскольку нарушения, перечисленные в пунктах 3 и 4 постановления о назначении административного наказания предметом проверки, проведенной ранее не являлись.
Факт совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, постановлением о назначении административного наказания, справкой, составленной по результатам проведенной проверки.
При назначении наказания учтены все юридически значимые факты.
Так в частности, должностное лицо контролирующего органа пришло к правильному выводу о том, что у ОАО « РЖД» имелась возможность по соблюдению требований транспортной безопасности ОТИ, однако их не выполнило.
Доводы жалобы об отсутствии у ОАО « РЖД», являющимся монополистом в сфере грузовых перевозок денежных средств на выполнение требований транспортной безопасности не могут быть признаны обоснованными, позволяющими освободить юридическое лицо от ответственности или наказания.
При данных обстоятельствах постановление государственного инспектора о назначении административного наказания следует изменить.
Учитывая, что ряд нарушений подлежат исключению из числа инкриминируемых обществу действий, назначенный в максимальном размере штраф подлежит снижению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30. 7 КоАП РФ,
решил:
Жалобу защитника ОАО « РЖД Вериной И.М. на постановление № государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЦФО Федосеенкова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания - удовлетворить частично.
Постановление № государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЦФО Федосеенкова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания ОАО « РЖД» - изменить.
Исключить из постановление действия, связанные с нарушением подпунктов 6 и 17 пункта 5 постановления Правительства РФ № 495 и пункта 9 приказа Минтранса России № 87 в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное наказание ОАО «РЖД» в виде административного штрафа изменить – снизив размер до 80000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья: В.В. Почерников