УИД 04RS0019-01-2024-000518-88
Дело № 2-333/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Турунтаево 01 августа 2024 года
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Михалевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Гордеевой Ю.Н.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Прибайкальского района Семис-оол И.С.,
представителя ответчика – главы МО «Гремячинское» СП Пушкарева П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Гремячинское» сельское поселение о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,
установил:
прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать Администрацию муниципального образования «Гремячинское» сельское поселение (далее – АМО «Гремячинское» СП) обустроить контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов территории кладбищ, расположенных на территории сельского поселения, путем оборудования указанных площадок твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также самими контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления в деятельности АМО «Гремячинское» СП установлено, что на территории муниципального образования имеются пять общественных кладбищ: <адрес> – 1, <адрес> – 1, <адрес> – 3. В нарушение требований действующего законодательства на территории указанных кладбищ отсутствуют контейнерные площадки, имеющие подъездные пути, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что является одной из причин захламления территории сельского поселения. Указанные нарушения недопустимы, поскольку негативно влияют на уровень благоустройства территории сельского поселения, препятствуют повышению уровня внешнего благоустройства, созданию комфортных условий для проживания граждан, а также не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического и гигиенического режима.
Определениями суда от 17.07.2024, от 01.08.2024 производство по гражданскому делу прекращено в части, касающейся обустройства контейнерными площадками общественных кладбищ, расположенных в <адрес> и в <адрес>, в местности «<адрес>» <адрес>, в связи с отказом истца от заявленных требований.
В судебном заседании представитель истца Семис-оол И.С. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика АМО «Гремячинское» СП Пушкарев П.И. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований в отношении двух кладбищ, расположенных в пределах населенного пункта <адрес>, не возражал, однако просил увеличить срок исполнения решения суда, поскольку исполнение связано со значительными финансовыми затратами.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и поземные водные объекты, водосборные площади, в недра и на почву. Отношения в области обращения с отходами производства и потреблению регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды – один из основных принципов и приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами согласно ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Пунктом 1 ст. 13.4 названного Федерального закона установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства.
Статья 13 Земельного кодекса РФ возлагает на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от их загрязнения химическими веществами, отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными, экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
В соответствии с п. 1 ст. 17 и п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 65 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, на кладбище должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с п. 3 СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно названному пункту на территориях городских и сельских поселений должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие, с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В силу п.п. 18, 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ч. 3 ст. 14 указанного Федерального закона, законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселения за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 указанной статьи вопросов местного значения городских поселений.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 8 Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 № 896-III «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия перечень вопросов местного значения и полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения устанавливаются Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним уставом муниципального образования. На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ указанным законом и принимаемыми в соответствии с ним уставами муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закрепляются, в том числе вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Из материалов дела следует, что на территории АМО «Гремячинское» СП в <адрес> имеется три общественных кладбища.
В нарушение вышеперечисленных требований законодательства на территории указанных кладбищ отсутствуют контейнерные площадки, имеющие подъездные пути, твердое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что является одной из причин захламления территории сельского поселения.
Суд приходит к выводу о том, что требования законодательства АМО «Гремячинское» СП исполняет ненадлежащим образом. Указанные нарушения недопустимы, поскольку негативно влияют на уровень благоустройства территории сельского поселения, препятствуют повышению уровня внешнего благоустройства, созданию комфортных условий для проживания граждан, а также не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического и гигиенического режима.
Несоблюдение вышеназванного законодательства администрацией поселения грубо нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создают условия для распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания, тем самым не позволяют обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима.
Из ответа АМО «Гремячинское» СП от 24.06.2024 на представление прокурора от 13.06.2024 следует, что работа по обустройству мест захоронений будет проведена, будут запрашиваться денежные средства в Прибайкальской районной администрации.
В силу ст.ст. 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Недостаточность денежных средств в местном бюджете не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязательств по решению вопросов местного значения.
При установленных обстоятельствах, учитывая признание исковых требований ответчиком, суд полагает, что заявленные прокурором района исковые требования подлежат удовлетворению.
С учетом мнения участников процесса, суд полагает необходимым установить разумный срок для исполнения обязательств ответчиком – в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Гремячинское» сельское поселение обустроить контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов территории двух кладбищ, расположенных в <адрес> Республики Бурятия, путем оборудования указанных площадок твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также самими контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01 августа 2024 года.
Судья п/п Е.В. Михалева
СОГЛАСОВАНО:
Судья Е.В. Михалева