Решение от 28.07.2020 по делу № 2а-2618/2020 от 02.06.2020

2а-2618/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28.07.2020г.

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Колосковой О.Р., при секретаре Дараган Е.А., рассмотрев административного дело по административному исковому заявлению Апостолова Е. А. к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в РО по г. Шахты, Усть-Донецкому и Октябрьскому (с) районам, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в РО о признании предписания незаконным и возмещении морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Апостолов Е.А. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к Территориальному отделу Роспотребнадзора в РО по г. Шахты, Усть-Донецкому и Октябрьскому (с) районам, заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в РО о признании предписания незаконным и возмещении морального вреда, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что предписанием зам.начальника отдела-Главного государственного санитарного врача по г. Шахты, Октябрьскому (с), Усть-Донецкому районам от 22.04.2020г. Апостолову Е.А. предписано находиться в режиме изоляции в течение 14 дней с 21.04.2020г. под непрерывным медицинским наблюдением по месту проживания <адрес>, а, именно, не покидать указанное помещение, в том числе не посещать работу, учебу, магазины, аптеки, никакие общественные места с массовым скоплением людей, не пользоваться общественным транспортом, не контактировать с третьими лицами, соблюдать санитарно-эпидемиологический режим: дважды в сутки измерять температуру тела и составлять температурный лист в письменной форме, при первых признаках заболевания (повышенная температура, кашель, затрудненное дыхание) позвонить в службу скорой медицинской помощи и не допускать самолечения. Считает, что указанное предписание незаконно, так как не указана конкретная причина его принудительной изоляции в г. Шахты. Ссылки в предписании на ч.1 ст.33 и ч.2 ст. 50 ФЗ РФ от 30.03.1999г. -Фз "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к нему не могут быть применены. так как он не являлся больным инфекционными заболеваниями, а также лицом с подозрением ан такие заболевания и контактировавшим с больными инфекционными заболеваниями, а также лицом, являющимся носителем возбудителей инфекционных болезней, ни о каких нарушениях санитарного законодательства в предписании не сказано.

В соответствии с приказом и.о. атамана ВКО "Всевеликое войско Донское" от 17.04.2020г. "О совершении марша личным составом парадного расчета войскового казачьего общества Всевеликое войско Донское" по маршруту <адрес> в соответствии с решением Президента РФ о переносе даты проведения парада на Красной площади личный состав парадного расчета ВКО "Всевеликое войско Донское" совершал марш в <адрес>. Он ехал вместе с парадным расчетом в качестве попутчика, так как приказом от 7.04.2020 г. атамана ВКО "Всевеликое войско Донское" был исключен из списков парадного расчета в связи с производственной необходимостью. При этом самостоятельно убыть к месту службы он не мог из-за отсутствия подписи ио атамана войскового казачьего общества в приказе о командировании в <адрес> для подготовки и участии в параде победы в <адрес> и в бланке командировочного удостоверения, а так же в связи с отсутствием приказа работодателя об отзыве из командировки.

21.04.2020г., не доезжая до <адрес>, его вместе с личным составом парадного расчета обманным путем завезли на территорию Шахтинского кадетского корпуса и принудительно удерживали по охраной полиции и Росгвардии, несмотря на его желание покинуть эту территорию и приступить к выполнению неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств в соответствии с распоряжением работодателя от 27.03.2020г. -кд.

Распоряжение Правительства Ростовской области от 23.04.2020г. №286 "Об обеспечении проведения дополнительных санитарно-противоэпидемиологических предупредительных мер в отношении парадного расчета казаков от Ростовской области принято через 2 дня после выдачи предписания в отношении административного истца, когда на него распространялось действие постановления Правительства Ростовской области от 5.04.2020 №272. В соответствии с п.7-2 которого, он по прибытии из другого региона на территорию области не имел права даже самоизолироваться по месту жительства в г. Новочеркасске, так как он должен был выполнять неотложные работы, предусмотренные п.4.5, п. 4.6 этого же постановления, на основании распоряжения работодателя от 17.03.2020г.

Место работы и жительства административного истца г. Новочеркасск, он никому не заявлял жалоб на состояние здоровье, прибыл не из Москвы, а Московской области. поэтому предписание о изоляции в г. Шахты является незаконным, все нормативные акты Главного государственного санитарного врача РФ и главного санитарного врача РО не содержат мер, которые могли быть к нему применены, как прибывшему из другого региона по принудительной изоляции на территории другого города. Распоряжение Правительства Ростовской области от 23.04.2020г. №286 "Об обеспечении проведения дополнительных санитарно-противоэпидемиологических предупредительных мер в отношении парадного расчета казаков от Ростовской области не подлежало применению к нему, как не входящему в списки личного состава парадного расчета.

Ответчик нарушил его права о свободе перемещения (ст. 27, ст.55 Конституции РФ,), в соответствии с предписанием его могли бы привлечь к административной ответственности по ст.6.3 ч.2 КоАП РФ за его неисполнение.

Считает, что ответчик превысил свои властные полномочия, ограничив права и свободы истца, нарушил личные неимущественные права и причинил ему моральный вред в виде нравственных переживаний в связи с утратой общения с родственниками, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, угрозу потери работы. В результате перенесенных нравственных переживаний у него появилась склонность к апатии, сильное нервозное состояние, сопряженное со стрессом, депрессивный настрой и серьезные проблемы со сном. Он в течение 14 дней отказывался от приема пищи, так как питание было организовано в общей столовой для вех 92 участников парадного расчета в одну смену, кроме того, он, как ранее исключенный из парадного расчета, посчитал невозможным объедать личный состав, из-за чего потерял 10 кг веса и испытывал от голода физические муки. При этом, ему по месту работы ставили прогулы, зная, что он находится в изоляции, что причиняло ему дополнительные страдания. Административный истец оценивает причиненный ему ответчиком моральный вред в размере 150000 руб.

Просил отменить оспариваемое предписание как незаконное и взыскать с административного ответчика компенсацию морального вреда в размере 150000 руб.

В последующем административный истец уточнил заявленные требования и основания административного иска, указав, что предписание ему было вручено в заполненном виде 24.02.2020г. не представителем Роспотребнадзора, а заместителем командира парадного расчета, предписания были переданы на КПП в кадетский корпус в обезличенном виде уже подписанные главным санитарным врачом г. Шахты Городнянским А.В. и заверенные печатью Роспотребнадзора. Право выносить предписания есть только у Роспотребнадзора, поэтому считает, что предписание в отношении него не выдавалось. Он обращался в телефонном режиме с жалобой в Роспотребнадзор, однако, ответа не получил, о чем имеется аудиозапись.

В окончательной редакции сформулировал требования следующим образом. Просил признать предписание от 22.04.2020г. Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РО в г. Шахты, Усть-Донецком. Октябрьском(С) районах за подписью заместителя начальника отдела-главного государственного врача по г. Шахты, Усть-Донецкому и Октябрьскому (С) районам А.В. Городнянского о нахождении Апостолова Е.А. в режиме изоляции в течение 14 дней с 21.04.2020г. по 4.05.2020г. под непрерывным медицинским наблюдением по месту проживания <адрес> неправомерным в связи с заполнением обезличенного бланка и заменой постоянного проживания истца посторонним лицом, не имеющим на это полномочий. В остальной части заявленные требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 150000 руб. и судебных расходов по уплате госпошлины в размере 300 руб. поддержал.

Административный истец в суд явился, заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика в суд не явились, просили рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица в суд не явился, извещен надлежаще.

Административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса рассмотрено в порядке п.6 ст. 226 КАС РФ.

    Изучив материалы дела, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

       Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

       Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1,2 ч.9,10 ст. 226 КАС РФ возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельства, указанные в п.п. 2,4 ч.9 названной статьи- на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие).

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Формами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ, Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") среди прочего являются государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.            

Согласно ст.ст. 3,4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.1 указанного закона под санитарно-эпидемиологическое благополучие населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию; ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных; инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).

В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц,не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на основании статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3 имеют право требовать и давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, медицинского наблюдения, медицинского обследования, изоляции и (или) госпитализации, а также о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 65).

В соответствии с п. 2 ст. 50 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

- об устранении выявленных нарушений санитарных правил;

- о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

- о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

- о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

В силу статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.          Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил.

Инфекционные заболевания, распространяющиеся в форме пандемии, являются большой проблемой международно-правового регулирования общественного здравоохранения. И как правило, приводят к применению ряда ограничений прав человека и на местном, и на международном уровнях. Например, ограничивается передвижение, запрещается проведение массовых мероприятий и участие в них. Цель таких ограничительных мер - локализация и прекращение быстрого распространения инфекции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

       Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила).

       Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).

       Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.

         В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Ростовской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в Ростовской области принят нормативно правовой акт в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно: Постановление Правительства Ростовской области от 05.04.2020г. № 272 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Ростовской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

       В соответствии с пунктом 7.1 данного Постановления граждане, прибывающие с 16 апреля 2020 г. в Ростовскую область из других субъектов Российской Федерации, обязаны незамедлительно сообщать о своем прибытии, месте, датах пребывания в других субъектах Российской Федерации, контактную информацию, включая сведения о месте регистрации по месту жительства или по месту пребывания, о месте фактического пребывания на территории Ростовской области по номерам телефонов групп мониторинга ситуации, связанной с новой коронавирусной инфекцией на территории муниципальных образований в Ростовской области (далее - муниципальные группы), согласно приложению N 4 к настоящему постановлению, за исключением случаев направления указанной информации работодателем в соответствии с абзацами седьмым, восьмым пункта 11 настоящего постановления. Исключить посещение общественных мест и обеспечить самоизоляцию (не покидать жилое помещение, а в жилом помещении обеспечить нахождение в изолированном помещении, позволяющем исключить контакты с членами семьи и иными лицами, не подвергнутыми изоляции) на 14 дней со дня прибытия в Ростовскую область: по месту фактического пребывания, о котором сообщено гражданином в соответствии с подпунктом 7.1.1 настоящего пункта или работодателем в соответствии с абзацами седьмым, восьмым пункта 11 настоящего постановления, - для граждан, зарегистрированных по месту жительства (месту пребывания) в Ростовской области;по месту фактического пребывания, о котором сообщено гражданином в соответствии с подпунктом 7.1.1 настоящего пункта или работодателем в соответствии с абзацами седьмым, восьмым пункта 11 настоящего постановления,

Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Согласно п. 11 данного ПостановленияПравительства РО от 05.04.2020 N 272, в случае необходимости направления работника в служебную командировку на территорию иностранного государства, другого субъекта Российской Федерации направлять (представлять) по указанным в приложении N 4 к настоящему постановлению адресам электронной почты муниципальной группы или непосредственно по адресам их местонахождения (с нарочным) уведомление, содержащее в отношении каждого работника информацию, указанную в подпункте 7.1 пункта 7 настоящего постановления, в течение дня прибытия работника в Ростовскую область;в случае невозможности ограничить выезд за пределы Ростовской области работников, работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, сформировать перечень таких работников с указанием информации о примерных датах их выезда из Ростовской области и прибытия обратно, месте их пребывания в других субъектах Российской Федерации (иностранном государстве), а также контактной информации о работниках, включая сведения о месте их регистрации по месту жительства (по месту пребывания), о месте их фактического пребывания на территории Ростовской области (далее - перечень работников). Перечень работников направить (представить) в срок до ДД.ММ.ГГГГ по указанным в приложении N 4 к настоящему постановлению адресам электронной почты муниципальной группы или адресам их местонахождения (с нарочным). При изменении информации, содержащейся в перечне работников, незамедлительно направить (представить) актуализированный перечень работников по указанным адресам;

Указанные в настоящем пункте уведомление и перечень работников должны быть подписаны работодателем и заверены печатью (при наличии).

        Положения п.7 подлежали применению до 29.06.2020г. (Постановление Правительства РО от ДД.ММ.ГГГГ )

Судом установлено, что с 30.03.2020г. в <адрес> и <адрес> в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) введен режим самоизоляции.

Апостолов Е.А. прибыл из эпидемически неблагополучного района <адрес> 21.04.2020г. совместно с представителями войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское", в связи с переносом парада Победы на Красной площади в <адрес> с 9.05.2020г. на иную дату, из-за распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В связи с прибытием 93 человек из войскового казачьего общества, и.о. директора департамента по делам казачества и кадетских учебных <адрес> С.В. Уткин направил в Управление <адрес> запрос п/914 от ДД.ММ.ГГГГ, указав об их размещении в ГБОУ РО "Шахтинский генерала Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус" по адресу <адрес> и о необходимых мерах по предупреждению возникновения и распространения инфекций, вызванных коронавирусами.

Согласно ответа от 20.04.2020г. , Управление Роспотребнадзора проинформировало Департамент по делам казачества о том, что в связи со сложившейся неблагополучной эпидемиологической ситуацией по новому коронавирусу и с целью предупреждения возникновения и распространения инфекций необходимо организовать медосмотр всех прибывших, госпитализацию по клиническим показаниям, обеспечить ежедневное меднаблюдение, оставшихся в кадетском корпусе в течение 14 дней с момента прибытия в <адрес>, а так принять же иные меры, указанные в ответе. О принятых мерах проинформировать территориальный отдел в <адрес>, Усть-Донецком, Октябрьском (с) районах.

22.04.2020г. врио директора Шахтинского казачьего кадетского корпуса направил информацию в территориальный отдел в <адрес>, Усть-Донецком, Октябрьском (с) районах (исх. ), указав, что в связи с переносом парада Победы на Красной площади в г. Москве, в котором принимают участие представители войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское" и распространением новой коронавирусной инфекции, по распоряжению Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений <адрес> 21.04.2020г. парадный расчет казаков прибыл в ГБОУ РФ "ШККК" по адресу <адрес>. В данный момент в корпусе в режиме самоизоляции находятся 93 человека (список прилагается). Согласно приложению, в списке, находившихся на самоизоляции в ГБОУРО "ШККК" под указан Апостолов Е.А.- дружинник казачьей дружины <адрес>.

Во исполнение Постановления Правительства РО № от 05.04.2020г. указанная информация о прибывших представителях в количестве 93 человека войскового казачьего общества "Всевеликое войска Донское" в <адрес> из другого субъекта Российской Федерации, была направлена работодателем с указанием списочного состава в Роспотребнадзор. При этом, прибывшие в количестве 93 человек находились в ГБОУ РФ "ШККК" по адресу <адрес> на основании распоряжения Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений <адрес> 21.04.2020г.

Апостолов Е.А., являлся членом войскового казачьего общества "Всевеликое войска Донское" и прибыл совместно с парадным расчетом, находился с 21.04.2020г. на территории ГБОУ РО "ШККК", что и было отражено в списочном составе.

       Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных обстоятельств и письменных доказательств, на которые суд сослался выше, судом бесспорно установлено, что в адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Усть - Донецком, Октябрьском (с) районах поступили списки с данными прибывших 21.04.2020г. из эпидемически неблагополучного района <адрес> в количестве 93 человек, в том числе и с указанием в списке административного истца, находившихся на самоизоляции в ГБОУРО "ШККК" на основании распоряжения Департамента по делам казачества.

       Судом установлено, что в связи со сложившейся неблагополучной эпидемиологической ситуацией по новому коронавирусу и с целью предупреждения возникновения и распространения инфекции, вызванной коронавирусом, на основании п. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" заместителем начальника отдела - главного государственного санитарного врача по <адрес>, Октябрьскому (с), Усть - <адрес>м Городнянским А.В. принято решение о подготовке предписаний лицам, размещенным в ГБОУ РО «Шахтинский генерала Я.П.Бакланова казачий кадетский корпус» по адресу: <адрес> в количестве 93 человек.

         Предписание, отвечающее требованиям законности, исполнимости и ясности, является действенным правовым средством прекращения и устранения нарушений законодательства, обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов субъектов права.

          Таким образом, порядок, структура и содержание по оформлению предписания действующим законодательством Российской Федерации не регламентирована.

         Административный истец ссылается на то, что он должен был быть самоизолирован по месту жительства, так как на момент выдачи предписания уже не состоял в списках парадного расчета. Указанный довод не может быть принят во внимание исходя из следующего.

        Основанием для выдачи предписаний о самоизоляции явилось то, что административный истец прибыл в составе указанной группы лиц представителей войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское" на территорию Ростовской области из иного субъекта РФ. В связи с прибытием из иного субъекта подлежал обязательной самоизоляции с момента прибытия на 14 дней.

С учетом того, что иных данных о количестве лиц, прибывших и находившихся в самоизоляции в ГБОУ РО «Шахтинский генерала Я.П.Бакланова казачий кадетский корпус» по адресу: <адрес>, административному ответчику представлено не было, сверка данных в указанном предписании была проведена согласно представленным спискам.     

Кроме того, исходя из анализа вышеприведенных норм права, в рамках принятия неотложных мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, на административного ответчика полномочия по проверке трудовых отношений и сведений, указанных работодателем в списках, не возлагаются.

       Доводы о том, что оспариваемым предписанием были нарушены Конституционные права на свободу передвижения, что административный ответчик превысил свои властные полномочия, ограничив права и свободы истца, нарушил личные неимущественные права и причинил ему моральный вред в виде нравственных переживаний в связи с утратой общения с родственниками, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, угрозу потери работы, являются не обоснованными.

Предписание выдано в рамках полномочий, позволяющих в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, представляющей опасность для окружающих в связи с угрозой массового заражения. Указанная мера является адекватной, создавшейся угрозе, и соответствует действующему законодательству. Федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, временное ограничение прав адмиснитративного истца в связи с изоляцией по месту пребывания, не нарушает баланс личных и общественных интересов, направлено на ограничение распространения новой коронавирусной инфекции, сохранение его здоровья и здоровья окружающих, не влечет фактического нарушения прав и законных интересов гражданина, создание для него препятствий для их реализации или возложение на него обязанностей.

Довод о том, что Апостолов Е.А. был совершенно здоров, а поэтому не подлежал изоляции, противоречит Постановлению Правительства РО п.7.1 в силу которого любое лицо, прибывшее из иного субъекта РФ на территорию Ростовской области подлежало самоизоляции в качестве превентивной меры по распространению инфекции.

Довод о том, что Апостолов Е.А. заполнил собственноручно предписание о нахождении в самоизоляции по месту жительства в г. Новочеркасск, но служащие полиции и Росгвардии не выпустили его с территории кадетского казачьего корпуса, не свидетельствуют о незаконности и недействительности предписания, выданного 22.04.2020г. в соответствии со списочным составом, находящихся в изоляции в кадетском казачьем корпусе г. Шахты, с указанием места изоляции г. Шахты. Административный ответчик не наделен полномочиями по принудительному удержанию граждан. Согласно документам, представленным Роспотребнадзором, предписания выдавались в количестве 93, согласно списочному составу. При этом, предписание с указанием местонахождения -г. Шахты подписано лично Апостоловым Е.А., что он не оспаривал, доказательств принуждения Апостолова Е.А. со стороны адмиснитративного ответчика, суду не представлено.

Довод о том, что предписания передавались через КПП кадетского корпуса, что предписание было вручено Апостолову Е.А. в заполненном виде 24.02.2020г. не представителем Роспотребнадзора, а заместителем командира парадного расчета, предписания были переданы на КПП в кадетский корпус в обезличенном виде уже подписанные главным санитарным врачом г. Шахты Городнянским А.В., в связи с заполнением обезличенного бланка неуполномоченным лицом, что позволило произвести замену постоянного проживания истца посторонним лицом, не имеющим на это полномочий, является необоснованным по следующим основаниям.

Доказательств того, что предписания для заполнения были переданы с печатью и подписью главного санитарного врача в материалы дела не представлено. Представитель адмиснитративного ответчика поясняла, что вначале были переданы бланки для заполнения, затем, указанные бланки были подписаны главным санитарным врачом. указанные действия производились через КПП кадетского корпуса в связи с угрозой коронавируса, что подтверждается протоколом судебного заседания от 8.07.2020г. Суд считает, что в условиях угрозы массового заражения, иной способ не обеспечил бы наиболее быстрое заполнение и вручение предписаний, во избежание прямого контакта и неоправданного риска при вручении предписаний лицам, которые подлежали изоляции по угрозе заражения коронавирусной инфекции.

Предписание от 22.04.2020г., выданное административным ответчиком административному истцу 24.04.2020г. соответствует списочному составу, находившихся в самоизоляции на территории кадетского корпуса с 21.04.2020г. лиц, прибывших из иного субъекта РФ на территорию Ростовской области, предоставленном работодателем в Роспотребнадзор. При том, что указанные лица прибыли не самостоятельно, а единым маршем в связи с выполнением распоряжения работодателя, коллективно в количестве 93 человек, с 21.04.2020г. по распоряжению Департамента по делам казачества уже находились на территории кадетского корпуса, иных данных в Роспотребнадзор до выдачи предписания не было представлено, то указанные обстоятельства, не свидетельствуют о неправомерности оспариваемого предписания и незаконности действий административного ответчика.

Доводы о злоупотреблениях иными лицами, нарушающими права и интересы адмиснитративного истца, так же не свидетельствуют о незаконности и недействительности оспариваемого предписания, при этом указанные доводы не относятся к предмету заявленного спора.         

В связи с вышеизложенным, считаю выданное Апостолову Е.А. предписание от 22.04.2020г. законным, обоснованным.

В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя. При отсутствии хотя бы одного из названных условий, оспариваемые решения не могут быть признаны незаконными.

Для удовлетворения требований адмиснитративного иска по указанной категории публичных споров недостаточно установления одного только факта нарушения законодательства в решениях, действиях должностного лица.

Необходимо также установление фактического нарушения прав и законных интересов гражданина, создание для него препятствий для их реализации или возложение на него обязанностей в результате неправомерных решений, действий (бездействий) должностных лиц.

Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судом не установлена, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного искового заявления в части признания предписания от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и недействительным не имеется. Поскольку заявленные требования удовлетворению не подлежат, то, соответственно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований о компенсации морального вреда.       

Установленные судом обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, находящимися в материалах дела и исследованными в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░ ░. ░░░░░, ░░░░-░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ (░) ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.07.2020░.      

                                ░░░░░:                    ░.░. ░░░░░░░░░

            

2а-2618/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Апостолов Евгений Александрович
Ответчики
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в РО
Другие
Управление Роспотребнадзора по Ростовкой области
Суд
Шахтинский городской суд Ростовской области
Судья
Колоскова Ольга Ростиславовна
Дело на сайте суда
shahtinsky.ros.sudrf.ru
02.06.2020Регистрация административного искового заявления
02.06.2020Передача материалов судье
03.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2020Подготовка дела (собеседование)
22.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2020Судебное заседание
28.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2020Дело оформлено
28.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее