Решение по делу № 8Г-29409/2024 [88-32736/2024] от 13.09.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-32736/2024

№ дела суда 1-й инстанции 2-1996/2023

УИД: 91RS0004-01-2023-002740-77

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                   22 октября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Анашкиной И.А.,

судей Донсковой М.А., Якубовской Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПЕА к муниципальному образованию городской округ Алушта Республики Крым, администрации г. Алушта о признании незаконными действий работодателя, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе ПЕА на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 11 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 4 июня 2024 года.

Заслушав доклад судьи Анашкиной И.А., истца ПЕА, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия

установила:

ПЕА обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконными действия по снижению ежемесячной премии за июль-сентябрь 2023 года и взыскать необоснованно недоплаченную заработную плату за указанный период в размере 37 962 рубля 54 копейки, признать незаконными действия работодателя по снижению надбавки за особые условия службы и взыскать необоснованно недоплаченную заработную плату за период август-сентябрь 2023 года в размере 15 338 рублей 40 копеек. Также истец просит взыскать в его пользу компенсацию причиненного морального вреда в сумме 100 000 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что распоряжением главы администрации города Алушта Республики Крым » от ДД.ММ.ГГГГ ПЕА назначен на должность начальника отдела правового обеспечения деятельности администрации юридического управления администрации города Алушта Республики Крым.

В августе текущего года ПЕА выплачена заработная плата за июль с учетом незаконно сниженной ежемесячной премии со 100% должностного оклада до 1%. При этом каких-либо нареканий по службе он не имел, ответственно выполнял порученную ему работу, в том числе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Аналогичный необоснованно сниженный размер премирования был сохранен и за последующие периоды. В сентябре ему также была снижена надбавка за особые условия службы со 160% до минимально возможных 100% должностного оклада, о чем ему, как и в случае с фактическим лишением премии, стало известно лишь из расчетного листка. Считает данные действия работодателя незаконными, ссылаясь на статьи 22, 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 11 декабря 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 4 июня 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной кассационной жалобе ПЕА ставит вопрос об отмене судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Отказывая в удовлетворении иска, суд не установил юридически значимое обстоятельство: работодатель снизил размер премии или не произвёл дополнительную выплату и пор какому основанию. Суд не проверил порядок определения/установления дополнительных выплат, не установил, в связи с каким ухудшением качества выполнения должностных обязанностей истцом или по каким иным основаниям произведено столь существенное снижение доплат. Выводы суда об отсутствии в период с июня по октябрь 2023 года достижений при выполнении особо важных и сложных заданий противоречат фактическим обстоятельствам дела. Так судом установлено, что в июне 2023 года истцу начислена премия в размере 100% и надбавка в размере 160% должностного оклада за качественную подготовку правовых документов, участие в судебных заседаниях, расширенный объем работ. Вместе с тем как следует из материалов дела, в июле и в августе 2023 года, и в последующий период ПЕА был представлен непосредственным руководителем к повышенным стимулирующим выплатам по тем же основаниям с теми же формулировками. Однако неустановленным судом лицом без каких-либо мотивировок предложенные непосредственным руководителем размеры премий и доплат перечеркнуты с установлением минимально возможных. При этом ответчиком не представлено ни одного доказательства обоснованности снижения, а фактически лишения истца стимулирующих выплат. Единственное дисциплинарное взыскание признано незаконным судами трёх инстанций. Служебная характеристика не может являться основанием для снижения премий, поскольку не доказывает совершение дисциплинарного проступка. Кроме того, служебная характеристика признана недействительной решением суда. Помимо того, суды не учли, что снижение премии не может приводить к уменьшению размера месячной заработной платы более чем на 20%. Мотивируя свои выводы о праве работодателя определять размер дополнительных выплат, суды не учли законодательно установленный запрет дискриминации в сфере труда и необоснованного лишения заработной платы или её части.

Истец в судебном заседании поддержал кассационную жалобу.

            Представитель ответчика в заседание суда кассационной инстанции не явился, ответчик извещен судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы в установленном процессуальным законом порядке.

В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте проведения судебного заседания, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции сочла доводы кассационной жалобы заслуживающими внимания.

Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения по делу допущены.

Судом установлено и следует из материалов дела, что распоряжением главы администрации города Алушта от ДД.ММ.ГГГГ ПЕА назначен на ведущую должность муниципальной службы начальника отдела правового обеспечения деятельности администрации юридического управления администрации города Алушты Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ как успешно прошедший по конкурсу. Истцу установлен должностной оклад в размере 12 782 рубля, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в размере 30 % как имеющему на ДД.ММ.ГГГГ - 18 лет 06 месяцев 07 дней стажа государственной службы.

ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием городской округ Алушта в лице главы администрации ОГИ и ПЕА подписан трудовой договор с муниципальным служащим органа местного самоуправления муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым. ПЕА поступил на должность муниципальной службы начальника отдела правового обеспечения деятельности администрации юридического управления администрации города Алушта Республики Крым, отнесенную к группе ведущих должностей муниципальной службы. Приступает к исполнению должностных обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 4.1. трудового договора муниципальному служащему устанавливается денежное содержание, в соответствии с решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об увеличении индексации размеров денежных содержаний лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, размеров должностных окладов муниципальных служащих и ежемесячных надбавок за классный чин муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым и внесения изменений в решение Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате труда муниципальных служащих муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым», которое состоит из:

- должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в размере 12 782 рубля в месяц;

- ежемесячной надбавки за классный чин в соответствии с присвоенным классным чином (со дня присвоения классного чина);

- ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере от 100 до 170 процентов должностного оклада;

- ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе согласно распоряжению главы администрации города Алушта;

- премий за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с муниципальными правовыми актами;

- единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи в размере двух должностных окладов (п. 4. 1).

Распоряжением главы администрации города Алушта от ДД.ММ.ГГГГ ПЕА присвоен классный чин муниципального служащего - советника муниципальной службы 3 класса со ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации города Алушта принято распоряжение, согласно которому трудовой договор с ПЕА прекращен, он освобожден от занимаемой должности начальника отдела правового обеспечения администрации юридического управления Администрации города Алушта Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника (пункт 3 части 1 статьи 77 ТК РФ).

Согласно расчетным листкам в июне 2023 года ПЕА выплачена премия 100 % от должностного оклада, надбавка за особые условия службы 160 %. В ДД.ММ.ГГГГ года начисленная премия составила 1 % от должностного оклада, а надбавка за особые условия службы 160 %, в августе 2023 года начислена премия 1 % от должностного оклада, а надбавка за особые условия службы 100 %. В сентябре 2023 года надбавка за особые условия службы 100 %, премия 1 %, октябрь 2023 года: надбавка за особые условия службы 100 %, премия 1 %.

За предшествующие месяцы размер премии и надбавки за особые условия службы также менялся: апрель 2023 года - надбавка 150 %, премия 20%, май - надбавка 160%, премия 40 %, июнь - надбавка 160 %, премия 100%.

Истец полагает, что снижение премии и надбавки в период с июля по октябрь 2023 года носило дискриминационный характер.

Отклоняя доводы истца, суд учёл служебную характеристику от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой за период работы в занимаемой должности ПЕА проявил себя крайне негативно. Характеризуется как безынициативный, не желающий развивать свой профессиональный уровень. Регулярно беспричинно отказывался исполнять поручения руководства, входящие в его должностные обязанности. Руководству неоднократно грубил. Замкнут, отношения с сотрудниками юридического управления и администрации в целом не поддерживает. Пытается поставить себя выше остальных сотрудников. Из письменного обращения сотрудника глава администрации г. Алушта сделала вывод, что на протяжении более трех месяцев сотрудник не ознакомился с документами, регулирующими его деятельность, иными необходимыми актами, из чего можно сделать вывод о том, что в этот период времени не осуществлял трудовую деятельность. Имеются факты привлечения к дисциплинарной ответственности.

На основании табелей учета использования рабочего времени суд установил, что без уважительных причин работник отсутствовал ДД.ММ.ГГГГ (также имеется соответствующий акт), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были составлены акты отсутствия работника на рабочем месте.

Распоряжением главы Администрации г. Алушта от ДД.ММ.ГГГГ ПЕА привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за отсутствие на рабочем месте ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем судом установлено, что решением Великолукского городского суда Псковской области от 24 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением от 27 февраля 2024 года, данное распоряжение признано незаконным.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 129, 144 ТК РФ, исходил из того, что размер стимулирующих выплат и премий истцу выплачивался в пределах, установленных трудовым договором и Положением о порядке выплаты муниципальным служащим администрации г. Алушты дополнительных выплат, оснований для определения их в максимальном размере за каждый месяц не установлено, поэтому права истца не нарушены.

Проверив доводы апелляционной жалобы, установив, что размер премии, выплачиваемый истцу в период его работы у ответчика, был непостоянный (от 1 до 100 %), при этом он не был лишен её полностью, а работодатель в пределах своей компетенции самостоятельно определил, что в период июля-октября 2023 года премия составляет 1 % в связи с отсутствием достижений, необходимых для её увеличения, указав, что оценить степень выполнения особо важных и сложных заданий суд лишен возможности, поскольку к компетенции суда разрешение данных вопросов не относится, судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения данной части исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцу должна была выплачиваться надбавка к должностному окладу за особые условия службы в размере 160 % ежемесячно, суд апелляционной инстанции признал необоснованными, поскольку работодателем определен размер данной надбавки в 100 % должностного оклада в августе-октябре 2023 года, что не противоречит минимальному размеру, установленному трудовым договором. При этом суд апелляционной инстанции отметил, что установление оснований для выплаты данной надбавки в большем размере, как и премии, относится к компетенции работодателя.

То, что истец незаконно привлечен в августе 2023 года к дисциплинарной ответственности, по мнению суда апелляционной инстанции, не свидетельствует о неправильности принятого судом решения, поскольку при определении размера премий и ежемесячной надбавки, имеющих характер стимулирующих выплат, работодатель проверяет не только факт соблюдения трудовой дисциплины, но и достижения особо важных и сложных заданий. По утверждению ответчика таких достижений у истца в период с июня по октябрь 2023 года не было.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац седьмой статьи 2).

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части первой статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Часть первая статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Абзацем пятым части второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации к обязательным условиям, подлежащим включению в трудовой договор, отнесены условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно части первой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью первой статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам (часть вторая статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда может включать помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, что предполагает определение ее размера, условий и периодичности выплаты (премирования) в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах и иных нормативных актах, содержащих нормы трудового права, то есть премия, которая входит в систему оплаты труда и начисляется регулярно за выполнение заранее утвержденных работодателем показателей, является гарантированной выплатой, и работник имеет право требовать ее выплаты в установленном локальном нормативном акте, коллективном договоре размере при условии надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

В отличие от премии, которая входит в систему оплаты труда, премия, предусмотренная частью первой статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из буквального толкования этой нормы, является одним из видов поощрения работников работодателем за добросовестный и эффективный труд, применение которого относится к компетенции работодателя. Такая премия не является гарантированной выплатой (гарантированным доходом) работника, выступает лишь дополнительной мерой его материального стимулирования, поощрения, применяется по усмотрению работодателя, который определяет порядок и периодичность ее выплаты, размер, критерии оценки работодателем выполняемых работником трудовых обязанностей и иные условия, влияющие как на выплату премии, так и на ее размер, в том числе результаты экономической деятельности самой организации (работодателя).

Следовательно, при разрешении споров работников и работодателя по вопросу наличия задолженности по выплате премии юридически значимым обстоятельством является определение правовой природы премии: входит ли премия в систему оплаты труда, являясь при этом гарантированной выплатой, или эта премия не относится к числу гарантированных выплат, является одним из видов поощрения работника за добросовестный и эффективный труд, применение которого относится к дискреции (полномочиям) работодателя.

Поскольку трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем премий работникам, при определении правовой природы премий подлежат применению положения локальных нормативных актов, коллективных договоров, устанавливающие систему оплаты труда, а также условий трудовых договоров, заключенных между работником и работодателем.

Статьёй 144 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органам муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение о порядке выплаты муниципальным служащим Администрации города Алушты Республики Крым дополнительных выплат (далее – Положение).

Согласно пункту 1.2. Положения к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная премия за выполнение особо важных и сложных заданий (далее - премия), ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе (далее - ежемесячная надбавка за выслугу лет), ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы (далее - ежемесячная надбавка за особые условия), ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (далее - ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну), единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальная помощь, ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин.

Указанные в Положении дополнительные выплаты исчисляются исходя из должностного оклада муниципального служащего, без учёта дополнительных выплат, выплачиваются одновременно с выплатой заработной платы за соответствующий месяц за счёт утвержденного в установленном порядке фонда оплаты и учитываются во всех случаях исчисления денежного содержания (пункт 1.4. Положения).

В соответствии с пунктом 1.5. Положения основные показатели (основания), критерии для установления размера ежемесячной надбавки за особые условия, премии указываются в представлении руководителей структурных подразделений администрации города Алушты об установлении размера ежемесячной надбавки за особые условия, премии с учётом мнения представительного органа работников администрации города Алушты.

Размер ежемесячной надбавки за особые условия, премии руководителям структурных подразделений администрации города Алушты предлагается курирующим заместителем главы администрации города Алушты, руководителем аппарата.

Размер ежемесячной надбавки за особые условия, премии муниципальным служащим устанавливаются главой администрации города Алушты, в период его отсутствия – первым заместителем главы администрации.

Премирование муниципальных служащих за выполнение особо важных и сложных заданий производится в целях обеспечения материального стимулирования муниципальных служащих, их заинтересованности в повышении качества выполнения задач и функций, возложенных на Администрацию города Алушты, и направлено на повышение ответственности муниципальных служащих при выполнении ими своих функциональных обязанностей, повышение качества работы и достижение конкретных результатов (пункт 2.2. Положения).

Выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий производится в пределах и за счет средств, предусмотренных на соответствующие цели при формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих, а также за счёт экономии фонда оплаты труда (пункт 2.3. Положения).

К категории особо важных и сложных заданий относятся:

- выполнение особо важных или сложных и поручений руководителей Государственного Совета Республики Крым, Правительства Республики Крым, исполнительных органов государственной власти Республики Крым, главы муниципального образования - председателя Алуштинского городского совета, главы администрации города Алушты, заместителей главы администрации города Алушты, руководителя аппарата в интересах населения и бюджета городского округа;

- достижение высоких конечных результатов структурным подразделением Администрации города Алушты в результате внедрения новых форм и методов работы;

- существенное снижение затрат бюджета городского округа или увеличение доходной части бюджета городского округа, давшие значительный экономический эффект;

- участие в судебных делах, повлекших судебно-исковое привлечение денежных средств или экономию денежных средств бюджета городского округа;

- организация мероприятий по реализации движимого и недвижимого имущества, давших высокий экономический эффект;

- осуществление мероприятий, содействующих реальному приросту инвестиций;

- большая организаторская работа по подготовке и проведению мероприятий государственного, городского значения или масштаба;

- перевыполнение заданий по следующим показателям: мобилизации доходов в бюджет городского округа, платным услугам, заданиям по снижению дебиторской задолженности, показателям развития курируемых отраслей;

- подготовка проектов нормативных правовых актов, положений, утверждаемых главой муниципального образования - председателем Алуштинского городского совета, главой администрации города Алушты, не предусмотренных должностной инструкцией муниципального служащего;

- достижение значимых результатов в ходе выполнения задач и функций Администрации города Алушты в целом, структурных подразделений Администрации города Алушты, должностных обязанностей;

- организация и проведение мероприятий, не входящих в план работы муниципального служащего, структурного подразделения Администрации города Алушты;

- добросовестное выполнение заданий и поручений вышестоящего руководителя, получивших положительную оценку руководителя (пункт 2.4. Положения).

Премирование муниципальных служащих за выполнение особо важных и сложных заданий осуществляется ежемесячно по результатам работы за месяц (пункт 2.5. Положения).

Размер премии муниципальному служащему максимальным размером не ограничивается и может быть увеличен по основаниям, указанным в пункте 2.7 настоящего Положения (пункт 2.6.).

Согласно пункту 2.7. Положения размер премии муниципальному служащему устанавливается с учётом обеспечения задач и функций администрации города Алушты, исполнения должностной инструкции в процентах от должностного оклада в соответствии с действующим законодательством в пределах утвержденного фонда оплаты труда и определяется на основе следующих основных показателей оценки результатов работы муниципального служащего:

- своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, поручений;

- эффективность достигнутых результатов в ходе выполнения задач и функций, выполнения должностных функций;

- личный вклад (профессионализм, своевременность и оперативность, качество выполненной работы, самостоятельность, инициативность) в выполнение задач и функций администрации города Алушты, структурных подразделений администрации города Алушты в целом, определённых должностной инструкцией, заданий и поручений руководства;

- других заданий, поручений руководителя.

Размер премии работнику может быть уменьшен либо работник может быть полностью лишен премии в случае:

- несоблюдения им установленных сроков исполнения документов, заданий, поручений руководителей, некачественного их выполнения;

- нарушения трудовой дисциплины;

- низкой результативности работы;

- несоблюдения режима работы Администрации, установленного Регламентом Администрации города Алушты Республики Крым.

Лишение премии или уменьшение ее размера возможно только за тот период, в котором нарушение было совершено или в котором работник был привлечен к дисциплинарной ответственности за указанное нарушение.

Вопрос о выплате премии муниципальным служащим, подвергнутым дисциплинарному взысканию в периоде, за который производится премирование, решается главой администрации города Алушты (пункт 2.10. Положения).

В соответствии с пунктом 5.2. Положения ежемесячная надбавка за особые условия устанавливается применительно к каждой группе должностей муниципальной службы, в частности, для групп ведущих должностей от 100% до 170% должностного оклада.

Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия по соответствующим должностям муниципальной службы в Администрации города Алушты устанавливается в отчетном периоде в зависимости от сложности и напряженности в службе и иных особых условий в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего (пункт 5.3. Положения).

Основными критериями для установления конкретных размеров ежемесячной надбавки за особые условия являются:

- напряженность работы (большой объем работы, необходимость выполнения работы в короткие сроки, оперативность в принятии решений);

- выполнение должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени;

- участие в подготовке нормативных правовых актов;

- профессиональный уровень исполнения должностных обязанностей;

- сложность, срочность выполняемой работы;

- опыт работы по специальности и занимаемой должности;

- компетентность муниципального служащего в принятии управленческих решений, высокая исполнительская дисциплина;

- качественное выполнение работ высокой напряженности и интенсивности (большой объем, систематическое выполнение срочных и неотложных поручений, а также работ, требующих повышенного внимания, и др.);

- наличие у муниципального служащего государственных и ведомственных наград, ученой степени и ученого звания, других знаков отличия, полученных за личный вклад и достижения в службе; - выполнение работы особой важности, работа с вышестоящими инстанциями, способность руководить подчиненными и степень персональной ответственности за работу подчиненных, выполнение муниципальным служащим трудовых обязанностей временно отсутствующего работника, совмещение должностей (внутреннее совместительство), привлечение муниципального служащего к выполнению непредвиденных, особо важных и ответственных работ;

- иные условия (пункт 5.4. Положения)

При несвоевременном выполнении муниципальным служащим поставленных задач, ухудшении качества выполнения должностных обязанностей и с учетом критериев, указанных в пункте 5.4. настоящего Положения, конкретный размер надбавки за особые условия уменьшается по распоряжению главы администрации города Алушты (пункт 5.8. Положения).

В случае наложения дисциплинарного взыскания в виде выговора по распоряжению главы администрации города Алушты, конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия муниципальному служащему может быть снижен (пункт 5.9. Положения).

Уменьшение размера ежемесячной надбавки за особые условия производится в том периоде, в котором был допущен дисциплинарный проступок (пункт 5.10. Положения).

Основанием для уменьшения размера ежемесячной надбавки за особые условия с указанием причин является решение руководителя органа местного самоуправления - главы администрации города Алушты (пункт 5.11. Положения).

Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная премия за выполнение особо важных и сложных заданий и ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы входят в систему оплаты труда и начисляются регулярно (ежемесячно) за выполнение заранее утвержденных работодателем показателей, то есть являются гарантированными выплатами, и работник имеет право требовать их выплаты в установленном локальном нормативном акте размере при условии надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей.

В Положении о порядке выплаты муниципальным служащим Администрации города Алушты Республики Крым дополнительных выплат, утвержденном Постановлением главы администрации города Алушта от ДД.ММ.ГГГГ N , прописаны конкретные основания и критерии для увеличения или уменьшения размеров соответствующих премий и надбавок. Следовательно, установление размера таких выплат не может носить произвольный характер, при определении размера ежемесячной премии и доплаты должны быть учтены критерии и основания, установленные упомянутым выше Положением. Иное (произвольное установление размеров премий и надбавок, без учёта показателей в работе) свидетельствует о дискриминации в сфере труда.

В числе основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, согласно статья 2 ТК РФ, - равенство прав и возможностей работников, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту, обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В силу части 1 статьи 3 ТК РФ (запрещение дискриминации в сфере труда) каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

В свете приведённых норм установление ежемесячной гарантированной премии (надбавки) в размере 1% (что практически равно лишению, а значит дисциплинарному взысканию, применение которого требует соблюдения законодательно установленной процедуры) должно быть мотивированно работодателем применительно к пункту 2.10. Положения. То есть суду следует установить, какие конкретно упущения в работе в конкретном периоде работы явились основанием для столь существенного снижения размера премии (надбавки).

Помимо того, судами обеих инстанций не установлено, повлияло ли дисциплинарное взыскание, которое в последующем признано незаконным судом, на размер ежемесячной премии за выполнение особо важных и сложных заданий и ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы.

Если размер соответствующих выплат определён с учётом наложенного дисциплинарного взыскания, то в случае признания его незаконным работник имеет право требовать выплаты гарантированных премии и надбавки в размере, установленном с учётом установленных Положением критериев без учёта дисциплинарного взыскания.

Суд первой инстанции принял во внимание акты, в которых зафиксировано отсутствие ПЕА на рабочем месте в конкретные дни, однако не проверил, отбирал ли работодатель от истца объяснительные о причинах отсутствия на рабочем месте, установлена ли причина отсутствия.

Принятая судами двух инстанций во внимание служебная характеристика с точки зрения закона и локального акта (Положения о порядке выплаты муниципальным служащим Администрации города Алушты Республики Крым дополнительных выплат) не может являться основанием для установления размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы и ежемесячной премии за выполнение особо важных и сложных заданий, поскольку размер соответствующих выплат определяется по показателям работы в конкретном месяце, тогда как служебная характеристика источником таких сведений не является.

Кроме того, в материалах дела содержатся представления начальника юридического управления администрации города Алушты об установлении, уменьшении размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы за период с июня по октябрь 2023 года, где в графе критерии (основания) для установления, уменьшения конкретного размера надбавки перечислены достижения в работе ПЕА, и в которых непосредственным руководителем истца предложены иные размеры надбавок с учётом отмеченных показателей в работе (л.д. 207-246 том 1).

Однако данные документы и изложенные в них сведения какую-либо оценку в обжалуемых судебных актах не нашли.

В пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении» содержатся обязательные для применения всеми судами общей юрисдикции разъяснения о том, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Статья 198 ГПК РФ предписывает суду в мотивировочной части решения в числе прочего привести мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведённые в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Отсутствие в решении суда, разрешившего спор по существу, какой-либо оценки доказательств, представленных одной из сторон, нарушает принципы равенства и состязательности гражданского процесса, а также требования статей 67, 71, 198 и пункта 5 части 2 статьи 329 ГПК РФ.

В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 ГПК РФ.

Приведенные требования закона и акта его толкования в силу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.

Как разъяснено в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

В соответствии с часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Согласно пунктам 5-7 части 2 статьи 329 ГПК РФ в апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле; мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, если его решение было отменено полностью или в части; выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления.

При оставлении апелляционных жалобы, представления без удовлетворения суд обязан указать мотивы, по которым доводы апелляционных жалобы, представления отклоняются (часть 3 статьи 329 ГПК РФ).

В нарушение требований закона суд первой инстанции юридически значимые обстоятельства не установил. Суд апелляционной инстанции доводы истца оставил без внимания, ошибки, допущенные судом первой инстанции, повлиявшие на результат рассмотрения дела, не устранил, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо учесть изложенное, установить юридически значимые обстоятельства, дать оценку доводам сторон и представленным доказательствам с учётом подлежащих применению к спорным правоотношениям норм права и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 11 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 4 июня 2024 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в Алуштинский городской суд Республики Крым.

Определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня составления настоящего определения в окончательной форме.

Председательствующий                    И.А. Анашкина

    Судьи         М.А. Донскова

                                    Е.В. Якубовская

Определение в окончательной форме составлено 31 октября 2024 года

8Г-29409/2024 [88-32736/2024]

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение
Истцы
Павлов Евгений Алексеевич
Ответчики
Администрация г. Алушты Республики Крым
МО городской округ Алушта Республики Крым в лице Главы администрации г. Алушты Огневой Галины Ивановны
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Анашкина И. А.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
22.10.2024Судебное заседание
22.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее