Судья Денисова А.В. Дело № 2-601/2019
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 февраля 2020 года № 33-883/2020
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Балаевой Т.Н.,
судей Вершининой О.Ю., Кяргиевой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дойницыной М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Борисова М. В. на заочное решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 28 августа 2019 года, которым удовлетворены исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Борисову М. В., Борисовой Л. М., Борисову Д. М..
Борисов М. В., Борисова Л. М., Борисов Д. М. признаны утратившими право пользования служебным жилым помещением: квартирой <адрес>; Борисов М. В., Борисова Л. М., Борисов Д. М. выселены из квартиры <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
На отдел по вопросам миграции ОМВД России по Шекснинскому району возложена обязанность снять Борисова М. В., Борисову Л. М., Борисова Д. М. с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
С Борисова М. В., Борисовой Л. М. взыскана государственная пошлина по 150 рублей с каждого в доход бюджета Шекснинского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вершининой О.Ю., объяснения Борисова М.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., судебная коллегия
установила:
жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, передано в оперативное управление федерального казенного учреждения «Войсковая часть 25594» (далее - ФКУ «Войсковая часть 25594»).
Указанное жилое помещение было предоставлено Борисову М.В. и членам его семьи на основании ордера от 10 июля 2002 года № 64.
Ссылаясь на отсутствие законных оснований для проживания в служебном жилом помещении, доказательств наличия трудовых отношениях с ФКУ «Войсковая часть 25594», Министерством обороны Российской Федерации и нуждаемости в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Министерство обороны Российской Федерации 17 июля 2019 года обратилось в суд с иском к Борисову М.В., Борисовой Л.М., Борисову Д.М., в котором просило: прекратить право пользования ответчиков жилым помещением – квартирой <адрес>; выселить ответчиков из указанного жилого помещения и снять их с регистрационного учета.
В судебное заседание представитель истца Министерства обороны Российской Федерации не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Ответчики Борисов М.В., Борисова Л.М., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Борисова Д.М., в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Представители третьих лиц федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Войсковая часть 25594» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежаще, в направленных суду отзывах полагали исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Судом принято приведенное заочное решение.
В апелляционной жалобе Борисов М.В., настаивая на отмене судебного акта, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, приводит доводы о том, что в 2010 году он был сокращен из войсковой части, переведен в ОМВД по Шекснинскому району и проживал в квартире <адрес>. После выхода на пенсию и трудоустройства в составе гражданских в войсковую часть он по прежнему проживал в спорном жилом помещении, а в 2018 году был вынужден уехать в Нижегородскую область в связи необходимостью ухода за своей матерью. В связи с чем, считает, что его выезд из жилого помещения по месту регистрации носит вынужденный характер. Указывает на расторжение брака с Борисовой Л.М. 28 января 2019 года, возникновение права долевой собственности последней на 1/3 жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, уже после расторжения брака, а потому он не имеет права пользования данным жилым помещением. Кроме того, отмечает, что жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и непригодным для проживания; он состоит на учете на улучшение жилищных условий в УВД ОМВД России по Вологодской области.
В возражениях относительно жалобы прокуратура Шекснинского района просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 части 4 и частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации существенным нарушением норм процессуального права, влекущим безусловную отмену решения суда в апелляционном порядке, является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Определением от 19 февраля 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, поскольку суд, не удостоверившись в надлежащем извещении Борисова М.В. о времени и месте судебного заседания, не располагая документами, подтверждающими своевременное извещение ответчика о слушании дела, рассмотрел дело в отсутствие ответчика, который не был надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, полагает, что решение суда подлежит отмене на основании части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового решения.
Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 данной статьи.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Исходя из разъяснений, приведенных в абзаце третьем пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из разъяснений, данных в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Пунктом 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Таким образом, исходя из приведенных положений законодательства и статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 года).
Действительно, как усматривается из материалов дела, в период с 1994 по 2014 год на протяжении 20 лет 2 месяцев 27 дней Борисов М.В. непрерывно служил в УМВД России по Вологодской области.
В июле 2002 года на основании ордера № 64 Борисову М.В. было предоставлено служебное жилье по адресу: <адрес>.
Однако в указанный период времени Борисов М.В. не был связан трудовыми отношениями с Министерством обороны Российской Федерации, военнослужащим никогда не являлся, воинскую службу в Министерстве обороны Российской Федерации, в том числе в ФКУ «Войсковая часть 25594» не проходил.
В период предоставления Борисову М.В. спорного жилого помещения он как сотрудник органов внутренних дел исполнял служебные обязанности в специализированном отделе по охране войсковой части 25594.
Обеспечение жильем такой категории сотрудников органов внутренних дел было предусмотрено Постановлением Совета Министров СССР от 02 сентября 1966 года № 715-229, которым на Министерство обороны СССР возлагалась обязанность обеспечивать органы милиции, прокуратуры необходимыми служебными помещениями, а работников этих органов и членов их семей - жилой площадью наравне с работниками предприятий и организаций, обслуживаемыми этими органами. При этом учитывалось то, что данное Постановление Совета Министров СССР подлежало применению в части, не противоречащей действующему на тот период законодательству, в частности Жилищному кодексу РСФСР и Закону Российской Федерации «О милиции».
Далее, материалы дела свидетельствуют о том, что в октябре 2014 года Борисов М.В. закончил службу в органах внутренних дел и с 21 апреля 2015 года по 08 октября 2019 года работал в ФКУ «Войсковая часть 25594» в качестве гражданского персонала.
По информации Министерства обороны Российской Федерации с 2018 года Борисов М.В. и члены его семьи по месту регистрации в квартире <адрес> не проживают, никто из членов семьи Борисовых в трудовых либо служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации, ФКУ «Войсковая часть 25594» не состоит. В настоящее время Борисов М.В. проживает в городе Урень Нижегородской области, где осуществляет трудовую деятельность в обществе с ограниченной ответственностью Агентство Коммерческой Безопасности «Владакс».
Сведения о том, что Министерством обороны Российской Федерации Борисов М.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, учитывая, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении ФКУ «Войсковая часть 25594» и было предоставлено Борисову М.В. и членам его семьи для временного проживания исключительно на период исполнения им служебных обязанностей как сотрудником органов внутренних дел в специализированном отделе МВД по охране войсковой части 25594, при этом Борисов М.В. военнослужащим никогда не являлся и воинскую службу в Министерстве обороны Российской Федерации, в том числе в ФКУ «Войсковая часть 25594» не проходил, более 20 лет непрерывно служил в органах внутренних дел, в связи с чем принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации, в настоящее время по месту регистрации не проживает в связи с выездом на постоянное место жительства в город Урень Нижегородской области, где осуществляет трудовую деятельность, Борисов М.В., не подпадая под действие статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, не имеет правовых оснований для сохранения за ним и членами его семьи права пользования служебным жильем.
Поскольку определением от 19 февраля 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, решение суда необходимо отменить на основании части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
заочное решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 28 августа 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Борисову М. В., Борисовой Л. М., Борисову Д. М. удовлетворить.
Борисова М. В., Борисову Л. М., Борисова Д. М. признать утратившими право пользования служебным жилым помещением: квартирой <адрес>.
Борисова М. В., Борисову Л. М., Борисова Д. М. выселить из квартиры <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Возложить на отдел по вопросам миграции ОМВД России по Шекснинскому району обязанность снять Борисова М. В., Борисову Л. М., Борисова Д. М. с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Взыскать с Борисова М. В., Борисовой Л. М. государственную пошлину по 150 рублей с каждого в доход бюджета Шекснинского муниципального района.
Председательствующий:
Судьи: