Решение по делу № 8Г-28714/2021 [88-1845/2022 - (88-30850/2021)] от 06.10.2021

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                          Дело № 88-1845/2022

                                                              (в суде первой инстанции № 2-1360/2021)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

1 марта 2022 года                                                                             г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Губаревой С.А.,

судей Якубовской Е.В., Руденко Ф.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога Ростовской области о признании права на получение адресной помощи, взыскании неполученной адресной помощи, компенсации морального вреда.

по кассационной жалобе Управления социальной защиты населения г. Таганрога Ростовской области на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 30 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 июня 2021 года.

Заслушав доклад судьи Губаревой С.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога Ростовской области (далее – УСЗН г. Таганрога Ростовской области) о признании права на получение адресной помощи, взыскании неполученной адресной помощи, компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с заявлением в отдел МФЦ за адресной социальной помощью, предоставив необходимый пакет документов.

При оформлении заявления в УСЗН г. Таганрога Ростовской области истцами было указано, что семья нуждается в адресной социальной помощи в связи с тяжелым материальным положением, а также в связи с необходимостью покупки лекарств, жизненно необходимого питания, оплаты за ЖКХ, медикаментозного лечения. В перечне доходов семьи отсутствуют такие виды доходов, как компенсационная выплаты неработающим трудоспособным лицам, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

ДД.ММ.ГГГГ УСЗН г. Таганрога Ростовской области отказано истцам в предоставлении адресной социальной помощи, с указанием на то, что обстоятельства, подтверждающие, что семья истцов оказалась в трудной жизненной ситуации не выявлены.

ДД.ММ.ГГГГ истцы подали обращение в Правительство Ростовской области, а также в Министерство труда и социального развития Ростовской области.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответы из ведомств, в которые направлены и зафиксированы обращения истцов, не поступили.

Истцы указывают, что ни под один параметр об отказе в назначении адресной государственной социальной помощи они не попадают, настаивают

что ими предоставлены все необходимые документы для оформления адресной социальной помощи; их семья имеет статус малоимущей семьи, ФИО2 нуждается в лечении, ФИО3 и ФИО1 необходимо пройти платные услуги по лечению зубов.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, истцы просили суд взыскать с УСЗН г. Таганрога Ростовской области не назначенную (не выплаченную) денежную сумму в связи с незаконным отказом в получении адресной социальной помощи малоимущей семье по делу от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренную на основании Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а также предусмотренную Постановлением Правительства Ростовской области от 03.08.2020 г. №691 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основными социально-демографическим группам населения в Ростовской области за 2 квартал 2020 года», также в соответствии с Областным законом от 07.12.1998 №17-ЗС «О прожиточном минимуме в Ростовской области», в размере 26 108,50 руб. (определенная как разница между 1,5 величиной прожиточного минимума); взыскать с УСЗН                 г. Таганрога государственную пошлину в размере 300 руб., судебные расходы по направлению почтовой корреспонденции в размере 477,71 руб.

Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 30 марта 2021 года исковые требования ФИО2,                     ФИО1, ФИО3, ФИО4 удовлетворены частично.

Суд признал незаконным отказ УСЗН г. Таганрога от ДД.ММ.ГГГГ по оказанию адресной социальной помощи малоимущей семье ФИО2, признав за ними право на получение социальной адресной помощи в виде социального пособия по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ На УСЗН г. Таганрога возложена обязанность назначить и произвести выплату адресной социальной помощи малоимущей семье ФИО2 в виде социального пособия на срок 6 месяцев в сумме                   36 009,78 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С УСЗН г. Таганрога Ростовской области в пользу                    ФИО1 взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., почтовые расходы - 77,71 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 июня 2021 года решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 30 марта 2021 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе УСЗН г. Таганрога Ростовской области просит судебные постановления отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.

В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.

Согласно части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон №178-ФЗ).

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абз.2 ст.1 Федерального закона №178-ФЗ).

В статье 3 Федерального закона №178-ФЗ определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона №178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст.8 Федерального закона №178-ФЗ).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз.4 ч.2 ст. 8 Федерального закона №178-ФЗ).

В целях реализации вышеуказанного Федерального закона №178-ФЗ Законодательным собранием Ростовской области принят Областной закон Ростовской области от 22.10.2004г. №174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» (далее - Областной закон Ростовской области №174-ЗС).

Статьей 7 Областного закона Ростовской области №174-ЗС (в ред. действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия имеют малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области, имеющие по не зависящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины) среднедушевой доход, размер которого ниже полуторной величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, а если в составе семьи имеются несовершеннолетние дети - ниже полуторной величины прожиточного минимума для детей в Ростовской области; право на получение адресной социальной помощи в виде натуральной помощи имеют малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области, имеющие по не зависящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины) среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.

Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им адресной социальной помощи осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области.

При предоставлении адресной социальной помощи используется величина прожиточного минимума, указанного в части 1 настоящей статьи, установленная на день подачи заявления гражданином.

Размер адресной социальной помощи в виде социального пособия, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, определяется как разница между полуторной величиной прожиточного минимума, указанного в части 1 настоящей статьи, и среднедушевым доходом семьи или одиноко проживающего гражданина, но не может быть менее 10 процентов величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, установленной на день подачи заявления.

Лицам, попавшим в экстремальную ситуацию, адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается в размере, кратном величине прожиточного минимума, но не более чем в шестикратном размере величины прожиточного минимума, установленной в Ростовской области на день обращения за пособием.

Адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается на срок от одного до шести месяцев в году с единовременной или периодической выплатой, начиная с месяца, в котором приняты заявление и документы.

Постановлением Правительства Ростовской области от 05.07.2012г. №588 утвержден Порядок оказания адресной социальной помощи в Ростовской области (далее - Порядок), который устанавливает порядок оформления, назначения и выплаты адресной социальной помощи в виде социального пособия (далее - социальное пособие), предоставляемого в соответствии со статьей 8 Областного закона Ростовской области №174-ЗС малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ростовской области.

Предоставление социального пособия осуществляет министерство труда и социального развития Ростовской области (п. 2 Порядка).

В силу п. 3 Порядка оформление и назначение социального пособия осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов (далее - органы социальной защиты населения) по месту жительства или пребывания граждан, организационную работу по оформлению социального пособия - также многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения (далее - МФЦ).

С письменным заявлением, в котором указываются совместно проживающие члены семьи, по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению граждане могут обратиться в: орган социальной защиты населения; МФЦ, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения.

Порядок учета доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и предоставления им материальной помощи определяется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003г. №512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Подпунктом «д» пункта 1 Перечня предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников.

Пунктом 2 вышеуказанного Перечня определено, что в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде дежных выплат и натуральной помощи.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в УСЗН г. Таганрога Ростовской области с заявлением на выплату адресной социальной помощи в виде социального пособия, предоставив сведения о составе совместно зарегистрированных и проживающих с ним членов семьи: супруга - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из заявления ФИО2 усматривается, что он просил назначить адресную социальную помощь в виде социального пособия в соответствии с областным законом от 22.10.2004г. -ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» по следующим причинам: в связи с тяжелым материальным положением, из-за пандемии коронавируса, снижения работной платы, оплатой за коммунальные услуги, лекарства, жизнеобеспечивающего ресурса с поломкой котла и газовой печи.

Из выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ следует, что УСЗН г. Таганрога Ростовской области ФИО2 отказано в назначении адресного социального пособия по причине отсутствия объективных обстоятельств, подтверждающих, что семья оказалась в трудной жизненной ситуации, последствия которой не может преодолеть самостоятельно. Для улучшения материального положения семьи рекомендовано решить вопрос с оформлением жилищной субсидии.

Из сведений о размере выплат (пенсии, доплаты к пенсии, социальные выплаты и выплаты по уходу) за период с июля 2020 г. по сентябрь 2020 г. усматривается, что ФИО3 было выплачено - 37 983,75 руб. (12661,25 руб.*3), ФИО2 выплачено с июля 2020 г. по ноябрь 2020 г. - 41 328,69 руб. (13 776,23 * 3).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ , выданной ИП ФИО8, ФИО1 работает у ИП ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на 0,5 ставки.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ее заработная плата составила: июнь 2020 г. - 6 250 руб., июль 2020 г. - 6250 руб., август 2020 г. - 6 250 руб., сентябрь 2020 г. - 6 250 руб.

Согласно сведениям налоговой декларации ФИО4, его доход от предпринимательской деятельности за 3 квартал 2020 г. составил                    28 872 руб. (ДД.ММ.ГГГГ - 9 624 руб., ДД.ММ.ГГГГ - 9 624 руб., ДД.ММ.ГГГГ - 9 624 руб.).

Среднедушевой доход семьи, исходя из представленных сведений, составил - 10 577,87 руб. (126 934,44 руб./ 3 мес./ 4 члена семьи), в то время как средняя величина 1,5 прожиточного минимума для семьи составляет 16 579,50 руб.

Разрешая заявленные требования и частично удовлетворяя их суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствовался положениями Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закона Ростовской области от 22 октября 2004 года №174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» и исходил из того, что при рассмотрении заявления ФИО2 ответчиком не учтены положения норм федерального и регионального законодательства, регулирующих спорные правоотношения, в их системной взаимосвязи, не допускающие отказ в предоставлении названной меры социальной поддержки в случае, если малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от них причинам имеют доход ниже величины прожиточного минимума. С учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным отказа УСЗН г. Таганрога Ростовской области                           от ДД.ММ.ГГГГ. по оказанию адресной социальной помощи малоимущей семье ФИО2 и признании за ними права на получение социальной адресной помощи в виде социального пособия по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, возложив на УСЗН г. Таганрога обязанность назначить и произвести выплату адресной социальной помощи.

Также суд учитывал общеизвестный факт о том, что во втором квартале 2020 года реальные доходы как населения, так и субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в различных сферах деятельности, значительно снизились в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, что не было принято во внимание ответчиком при рассмотрении обращения ФИО2

Устанавливая размер адресной социальной помощи, суд согласился с представленным истцом расчетом, признав его арифметически верным.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и на установленных по делу обстоятельствах.

Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что истцы не воспользовались своим правом на оформление жилищной субсидии, что свидетельствует о том, что они не приняли все возможные меры по увеличению среднедушевого дохода являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно не приняты во внимания по мотивам, указанным в обжалуемом апелляционном определении.

Иные доводы кассационной жалобы также являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных по делу обстоятельств, выражают несогласие с оспариваемыми судебными актами. Вместе с тем, выраженное несогласие с выводами судов в части оценки доказательств и установленных обстоятельств не может являться основанием для пересмотра судебных постановлений.

Доводы кассационной жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.

Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

            о п р е д е л и л а:

решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 30 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу УСЗН г. Таганрога Ростовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-28714/2021 [88-1845/2022 - (88-30850/2021)]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Вишневская Екатерина Владимировна
Черкашина Анна Александровна
Черкашин Владимир Владимирович
Черкашин Алексей Владимирович
Ответчики
Управление социальной защиты населения г. Таганрога
Другие
Министерство труда и социального развития РО
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Губарева С. А.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
01.03.2022Судебное заседание
01.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее