Дело № 2-1484/2024
УИД: 50RS0028-01-2023-011698-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«12» февраля 2024 года г. Мытищи
Мытищинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колесникова Д.В.,
при секретаре Секриеру А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ананьева Сергея Николаевича к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по инвалидности, обязании назначить пенсию по инвалидности с момента установления связи заболевания и инвалидности в связи с участием ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обязании произвести перерасчет и выплатить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по инвалидности, возложении обязанности назначить пенсию по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ г, обязании произвести перерасчет невыплаченной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска, указывает, что является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как гражданин, ставший инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается пенсионным удостоверением. С ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ решением экспертного совета было установлено, что заболевание и инвалидность связана с участием истца в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по инвалидности в соответствии с п.2 ст.11 Закона РФ от 15 декабря 2001 года 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которому право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации- инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 было отказано в назначении пенсии по инвалидности в соответствии с п.2 ст.11 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ ("О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Считает отказ необоснованным, противоречащим положениям действующего законодательства. Полагает, что при наличии условий он имеет право на одновременное получение двух пенсий: государственной пенсии как участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС назначенной с ДД.ММ.ГГГГ и пенсию по инвалидности, в соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».
Полагает, что военнообязанные, кем на том момент являлся истец, выполнял работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам по военной травмы, причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания, именно при исполнении обязанности военной службы.
Просит признать незаконным решение об отказе в назначении ему страховой пенсии по инвалидности от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, обязать ответчика назначить пенсию по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента, когда решением экспертного совета было определена связь заболевания (заболевания участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС) и получением инвалидности.
Истец в судебное заседание явился, требования искового заявления поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, просил в удовлетворении требований отказать по доводам изложенным в письменных возражениях на иск.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная пунктом 1 части 2 статьи 15 данного Федерального закона, и страховая пенсия по старости, закрепленная пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") устанавливает пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета (п. 1 ст. 1).
В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (часть 3 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1, пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства, указанной категории граждан устанавливается социальная пенсия по инвалидности.
Судом установлено, что ФИО3 является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ решением экспертного совета было установлено, что заболевание и инвалидность связана с участием истца в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, <данные изъяты>
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ установлено, что гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:
1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;
2) участникам Великой Отечественной войны,
3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий,
4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак.
5) нетрудоспособным членам семей граждан, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской AЭС в зоне отчуждения,
6) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", и гражданам, награжденным знаком "Житель осажденного Севастополя",
7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов.
Данный перечень является исчерпывающим.
Согласно Закону РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Инвалиды военнослужащие - ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС приравниваются к инвалидам вследствие военной травмы.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 января 2021 года N 1-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", следует, что положения подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального Закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пункта 2 части 1 статьи 29 Закона в Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Судом установлено, что решением ответчика истцу отказано в назначении пенсии по инвалидности в соответствии с п.2 ст.11 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" даны разъяснения о том, что пунктом 2 статьи 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. С учетом этого указанные лица до 1 января 2002 г. имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 5 и 41), а после этой даты - только на основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 этого закона.
Данное разъяснение актуально и после введения в действие с 1 января 2015 г. Федерального закона "О страховых пенсиях", в части 2 статьи 5 которого установлено, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В связи с чем, суд приходит к выводу, что истец, как получатель пенсии по нормам Закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" истец вправе претендовать на получение второй пенсии – страховой только на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», то есть при наличии необходимой продолжительности страхового стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента и достижения установленного законом возраста.
Довод ФИО3 о нарушении пенсионным органом его прав сводится к неверному толкованию норм материального права.
Поскольку в удовлетворении требований истцу судом отказано, оснований для назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ г. и ее выплаты не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.02.2024 ░.