Дело № 2-279/2025 (№ 2-4358/2024) 49RS0001-01-2024-008597-27 | 10 января 2025 г. |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магаданский городской суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Ли А.В.,
при секретаре Ждановой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области гражданское дело по исковому заявлению государственной жилищной инспекции Магаданской области к Панкову Евгению Александровичу о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение с целью проведения проверки,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Магаданской области обратилась в суд с иском к Панкову Е.А. о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение с целью проведения проверки.
В обоснование исковых требований истец указал, что в адрес государственной жилищной инспекции Магаданской области (далее - Инспекция, истец) поступило обращение Гладких А.В. от 26 января 2024 г. № Г.-142/20, перенаправленное из прокуратуры г. Магадана, с просьбой провести проверку квартиры <адрес> по факту несоблюдения прав и законных интересов соседей.
Из названного обращения Гладких А.В. следует, что в квартире <адрес> демонтирована система отопления.
Инспекцией установлено, что собственником квартиры многоквартирного дома <адрес> с кадастровым номером № является Панков Е.А.
На основании решения Инспекции от 7 марта 2024 г. № 104/20 назначена внеплановая выездная проверка в отношении собственника квартиры <адрес> Панкова Е.А. с целью установления соответствия обязательным требованиям к пользованию и содержанию жилого помещения.
В письме Инспекции от 11 марта 2024 г. № 679/20-1, направленном по адресу регистрации Панкова Г.А., содержится информация о проведении проверки и о назначении даты осмотра на 16 апреля 2024 г. в 10 часов 00 минут с приложением решения о проведении проверки № 104/20 от 7 марта 2024 г.
Письмо от 11 марта 2024 г. № 679/20-1 о проведении проверки получено Панковым Е.А. 27 марта 2024 г. согласно сведениям с сайта «Почта России».
16 апреля 2024 г. должностным лицом Инспекции осуществлен выход по адресу: <адрес>, с целью проведения осмотра указанного жилого помещения, в результате которого провести осмотр жилого помещения и вручить решение не представилось возможным в связи с отсутствием собственника данного жилого помещения. Квартира расположена на первом этаже. Вход в квартиру оснащён металлической дверью с запирающим устройством. На стук и звонок в дверь никто не открыл. Окна закрыты плотными шторами, свет не горит, электросчётчик находится в квартире.
В связи с невозможностью осуществления осмотра квартиры, 29 апреля 2024 г. составлен акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Таким образом, в ходе проведения проверки установить факт нарушения ответчиком обязательных требований к пользованию квартиры <адрес>, которые привели к нарушению прав иных собственников, не представляется возможным ввиду отсутствия собственника указанного жилого помещения Панкова Е.А.
Без обеспечения доступа в квартиру невозможно установить, имеются ли нарушения ответчиком обязательных требований к пользованию жилым помещением, которые привели к нарушению прав иных собственников. В свою очередь, данные обстоятельства препятствуют реализации возложенных па Инспекцию законодательством Российской Федерации полномочий по осуществлению на территории Магаданской области регионального государственного жилищного контроля (надзора).
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просит возложить на ответчика обязанность предоставить доступ должностным лицам государственной жилищной инспекции Магаданской области в жилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, для проведения проверки.
Определением от 11 декабря 2024 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечены МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» и Гладких А.В.
Представитель истца государственной жилищной инспекции Магаданской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом судебной повесткой, о причинах неявки суду не сообщил.
Ответчик Панков Е.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом судебной повесткой, которая возвращена в адрес суда по истечении срока хранения.
Представитель третьего лица МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Исковые требования Инспекции подержал, просил их удовлетворить.
Третье лицо Гладких А.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом судебной повесткой, о причинах неявки суду не сообщила.
Руководствуясь положениями ч. 3-5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные доказательства, представленные в материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 4 ст. 17, ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также Правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательством о газоснабжении в Российской Федерации в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 1670 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)» предметом государственного жилищного надзора является, в том числе соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утверждён приказ от 14 мая 2021 г. № 292/пр «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями» (далее - Приказ № 292/пр).
Согласно п. 16 Приказа № 292/пр в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан, в том числе использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных ст. 17 ЖК РФ; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, не допускать бесхозяйственное обращение с жилым помещением, соблюдать права и законные интересы соседей.
На основании ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора о назначении проверки посещать с согласия собственников помещений в многоквартирном доме жилые помещения и проводить их обследования; выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Пунктом 4 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требовании.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных в материалы дела доказательств, Панков Е.А. является собственником жилого помещения – квартиры <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11 декабря 2024 г.
Должностным лицом государственной жилищной инспекции Магаданской области на основании решения руководителя Инспекции от 7 марта 2024 г. № 104/20 16 апреля 2024 г. в период времени с 10 час. 00 мин. по 11 час. 00 мин. в отношении ответчика, как собственника жилого помещения – квартиры <адрес>, проведена внеплановая выездная проверка на предмет проверки действий (бездействий) Панкова Е.А. по использованию жилого помещения и требований ч. 4 ст. 17, ч. 1 ст. 26, ч. 4 ст. 30 ЖК РФ.
Поводом к проведению проверки послужило обращение Гладких А.В. проживающей в квартире <адрес>, по факту демонтажа системы отопления в квартире <адрес>, принадлежащей ответчику.
Извещением от 11 марта 2024 г. № 679/20-1 Панкову Е.А. было предложено предоставить доступ должностным лицам государственной жилищной инспекции в квартиру <адрес> 16 апреля 2024 г. в 10 час. 00 мин. Данное извещение направлено почтовой связью 12 марта 2024 г. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № почтовое отправление адресатом получено 27 марта 2024 г.
Кроме того, о предстоящей 16 апреля 2024 г. в 10 час. 00 мин. внеплановой выездной проверке государственной жилищной инспекцией Панков Е.А. извещен посредством телефонограммы 20.02.2024.
Однако согласно акту от 16 апреля 2024 г. доступ должностных лиц Инспекции в квартиру № Панковым Е.А. не представлен, на стук в дверь никто не открыл, на что сотрудниками Инспекции был составлен акт 16 апреля 2024 г.
Полагая, что без обеспечения доступа в квартиру, принадлежащую ответчику, Инспекция лишена возможности реализовать свои полномочия по осуществлению государственного регионального жилищного надзора и установить, имеются ли нарушения обязательных требований к пользованию ответчиком жилым помещением, истец обратился в суд с рассматриваемым иском к Панкову Е.А.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ, ч.ч. 1 и 2 ст. 3 ЖК РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
Согласно пп. «е» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила), потребитель обязан допускать представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в п. 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца.
На основании п. 85 Правил проверка, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется в следующем порядке: исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета (пп. «а»); потребитель обязан обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить исполнителю в срок не позднее 2 дней до даты, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило предложение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки (пп. «б»); исполнитель обязан провести проверку в указанные в подпункте «а» настоящего пункта дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта - в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки исполнитель обязан незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном настоящими Правилами (пп. «в»); если потребитель не обеспечил допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом «б» настоящего пункта сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета (пп. «г»).
Исходя из вышеприведенных положений ст. 20 ЖК РФ, а также пп. «е» п. 34, п. 85 Правил, обязанность по обеспечению представителям органов государственного контроля и надзора доступа в жилое помещение может возникнуть у ответчика лишь при соблюдении должностными лицами Инспекции установленного вышеуказанными Правилами порядка согласования с собственником жилого помещения даты и времени проведения осмотра и обеспечения доступа в его квартиру.
Данный порядок согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 29 мая 2018 г. № 1239-О, направлен на обеспечение необходимого баланса интересов собственников (пользователей) помещений и представителей государственных органов, осуществляющих контроль и надзор.
Порядок согласования с собственником жилого помещения даты и времени проведения осмотра и обеспечения доступа в его квартиру государственной жилищной инспекцией соблюден. С заявлением о назначении новой даты осмотра собственник в государственный орган не обращался. Доказательства обратного ответчиком не представлены.
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
При изложенных обстоятельствах, с учетом требований вышеуказанных норм законодательства, суд приходит к выводу, что требования государственной жилищной инспекции Магаданской области к Панкову Е.А. предъявлены в суд обоснованно и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что процессуальный истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежат взысканию судебные расходы на оплату государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан», на основании положений пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика в бюджет муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 194, 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования государственной жилищной инспекции Магаданской области к Панкову Евгению Александровичу о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение с целью проведения проверки – удовлетворить.
Обязать Панкова Евгения Александровича (паспорт: <данные изъяты>) предоставить должностным лицам государственной жилищной инспекции Магаданской области (ИНН 4909089797) доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для проведения проверки.
Взыскать с Панкова Евгения Александровича (паспорт: <данные изъяты>) в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
День принятия решения суда в окончательной форме – 22 января 2025 г.
Судья | А.В. Ли |