Решение по делу № 33а-818/2021 от 21.12.2020

УИД: 34RS0042-01-2020-001090-25 №2а-568/2020

Судья Власова М.Н. Дело №33а-818/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 января 2021 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.

судей Сергеева С.С., Тертышной В.В.

при ведении протокола помощником судьи Болкуновой Т.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа города Фролово к отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Михайловка, г.Фролово и Фроловскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области о признании незаконным акта проверки от 28 июля 2020г. №043/2, признании незаконным предписания №043-2/1/1 от 28 июля 2020года о признании представления незаконным

по апелляционной жалобе административного истца администрации городского округа города Фролово

на решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 08 октября 2020 года, которым в удовлетворении административных исковых требований администрации городского округа города Фролово к отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Михайловка, г.Фролово и Фроловскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области о признании незаконным акта проверки от 28 июля 2020г. №043/2, признании незаконным предписания №043-2/1/1 от 28 июля 2020 года о признании представления незаконным отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

администрация городского округа города Фролово Волгоградской области обратилась в суд с административным иском о признании незаконным акта проверки отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Михайловка, г.Фролово и Фроловскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области от 28 июля 2020г. № 043/2, предписания №043-2/1/1 от 28 июля 2020г. о признании представления незаконным.

В обоснование требований указано, что в период с 01 по 28 июля 2020г. административным ответчиком проводилась плановая выездная проверка на основании распоряжения № 043/2 от 22 июня 2020г., вынесенного главным государственным инспектором г. Михайловка, г.Фролово и Фроловского района по пожарному надзору Куликовым А.А.

Однако 19 июня 2020г. подписан приказ Комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения по Волгоградской области о проведении плановой выездной проверки администрации городского округа города Фролово, предметом которой является также соблюдение обязательных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Срок проведения проверки с 01 по 29 июля 2020г. Таким образом, в одно и то же время администрация городского округа город Фролово подвергалась проверке двумя органами государственной власти по одному и тому же вопросу, что свидетельствует о нарушении п. 5 ст. 3 ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), закрепляющей принцип недопустимости проведения в отношении одного и того же юридического лифа несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок одних и тех же требований.

Выводы должностных лиц, проводивших проверку о несоответствии муниципальной системы оповещения нормативным требованиям безосновательны и основаны лишь на предположениях. Каких-либо испытаний, исследований, экспертиз по надлежащей работе системы оповещения не проводилось.

Также указывает, что требования предписания не содержат конкретных мероприятий, необходимых для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного просит суд признать недействительным и отменить результаты проверки, оформленные актом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Михайловка, г.Фролово и Фроловскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области от 28 июля 2020г. №043/2, а также признать незаконным предписание №043-2/1/1 от 28 июля 2020 года.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе и.о. главы городского округа города Фролово Кибенко В.А. ставит вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а так же неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Относительно доводов апелляционной жалобы поступили возражения представителя ГУ МЧС России по Волгоградской области.

Выслушав представителя администрации городского округа г. Фролово Волгоградской области Страхову Н.Ю., представителя ГУ МЧС России по Волгоградской области Коробкова А.В., проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что проведенная проверка осуществлена надлежащим должностным лицом в рамках представленных законом полномочий, а вынесенное предписание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.

Проверяя законность и обоснованность постановленного по делу решения, судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции считает возможным согласиться по следующим основаниям.

Согласно п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Пунктом 2 статьи 77 вышеназванного закона предусмотрено, что государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон №28-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

Таким федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Порядок осуществления государственного надзора в области гражданской обороны определен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» (далее - постановление Правительства РФ №305).

Согласно пп. г п. 6 постановления Правительства РФ №305 должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов административного дела следует, что согласно ежегодному плану проведения плановых проверок Главного управления МЧС России по Волгоградской области, управления надзорной деятельности и профилактической работы, отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Михайловка, г.Фролово и Фроловскому району, согласованному с прокуратурой Волгоградской области, на июль 2020 год запланировано проведение выездной проверки администрации городского округа г.Фролово Волгоградской области на предмет соблюдения Федерального закона №28-ФЗ.

22 июня 2020 года главным государственным инспектором г. Михайловка, г.Фролово и Фроловского района Волгоградской области по пожарному надзору Куликовым А.А. вынесено распоряжение о проведении плановой выездной проверки администрации городского округа г.Фролово в целях осуществления государственного надзора в области гражданской обороны. Проверка проводится согласно плану проведения плановых проверок Управления надзорной деятельности профилактической работы ГУ МЧС России по Волгоградской области на 2020 год, который размещен на официальном сайте ГУ МЧС России по Волгоградской области, согласован в прокуратуре Волгоградской области. Срок проведения проверки - 20 рабочих дней с 01 по 28 июля 2020 года. В указанный период необходимо изучить представленные согласно п. 13 документы в части планирования и осуществления необходимых мер в области гражданской обороны, подготовить и вручить представителю документы, составленные по результатам проверки. Лицами, ответственными за проведение проверки назначены: главный государственный инспектор г. Михайловка, г.Фролово и Фроловского района по пожарному надзору Куликов А.А., заместитель главного государственного инспектора Сердюков А.А., государственный инспектор Кайрулинов Р.З.

Согласно акту проверки № 043/2 от 28 июля 2020 года контролирующим органом установлено, что система оповещения на территории городского округа г.Фролово не обеспечивает техническое и программное сопряжение (взаимодействие) с системами оповещения других уровней, не осуществляется её реконструкция и модернизация, что является нарушением абз. 4,8 ч.2 ст. 8, ч.3 ст. 18 ФЗ Федерального закона №28-ФЗ, п. 5,6,8 постановления Правительства РФ от № 804, абз. 2 п. 3 распоряжения Правительства РФ от 25 октября 2003г. №1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время», п. 35,10, 25,27 Приказа МЧС России №422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, муниципальная система оповещения не обеспечивает доведение сигналов оповещения до проживающего на территории соответствующего муниципального образования населения в полном объеме. Копия акта вручена представителю администрации городского округа г.Фролово Шевцовой Л.С., что подтверждается её подписью.

Органом государственного надзора выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 30 апреля 2021 года.

В силу п.п. 6, 8 постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» в целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, на территории Российской Федерации организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее - информация) и обмен ею.

Сбор и обмен информацией осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения; создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации; сбор информации и обмен ею.

Из материалов дела усматривается, что на территории городского округа г. Фролово имеется несколько уровней автоматизированной системы центрального оповещения населения: на региональном уровне - региональная система оповещения находящаяся в ведении Комитета безопасности и жизнедеятельности администрации Волгоградской области, которая на территории г. Фролово представляет собой пять устройств АВУД-4И, а также пять громкоговорителей ГРД-10. Включение данной системы оповещения осуществляется ПАО «Ростелеком в г. Волгограде; на местном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования) оповещение осуществляется казённым упреждением «Единая дежурная диспетчерская служба г. Фролово и Фроловского района»; на объективном уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта), находящаяся в введение ООО «Донской электрометаллургический завод», которая представляет собой динамики громкоговорящей связи.

Так, система оповещения не обеспечивает техническое и программное сопряжение (взаимодействие) с системами оповещения других уровней, поскольку оператор не имеет возможности запустить процесс оповещения системами всех уровней.

Так же схема маршрутов оповещения населения утвержденная распоряжением администрации городского округа город Фролово Волгоградской области №88 от 26.03.2020 года «Об утверждении маршрутов оповещения наседания на территории городского округа город Фролово посредством транспортных средств, с громкоговорителями» не обеспечивает доведение сигналов оповещения до проживающего на территории муниципального образования населения в полном объеме, поскольку привлечение транспортных средств для оповещения, значительно увеличивают время оповещения населения и реагирования на возникшую опасность.

Довод апелляционной жалобы о допущеном со стороны административного ответчика произвольного толкования определения системы оповещения, данном в п. 3 Приказа МЧС России №422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» судебная коллегия считает не состоятельным, поскольку из оспариваемого предписания требований об обеспечении на муниципальном уровне автоматизированной системы централизованного оповещения не следует.

Также судебная коллегия считает не состоятельным довод том, что Приказ МЧС России №422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» на котором основано предписание утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Приказа МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», поскольку предъявленные требования сохраняют своё действие и не противоречат нормам вновь вынесенного нормативного акта.

При этом заявитель обладает правом обратиться к должностному лицу, выдавшему предписание, за разъяснениями о порядке его исполнения в связи с изменением нормативного регулирования данного вопроса.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства, вследствие чего оснований к удовлетворению доводов апелляционной жалобы и отмене оспариваемого решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 08 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца администрации городского округа города Фролово - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи:


<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

33а-818/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Администрация городского округа город Фролово
Ответчики
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Михайловка, г.Фролово и Фроловскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области
Куликову Александру Александровичу
Сердюков Алексей Александрович
ГУ МЧС России по Волгоградской области
Кайрулинов Рустам Закарьянович
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Сергеев Сергей Сергеевич
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
22.12.2020Передача дела судье
13.01.2021Судебное заседание
26.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2021Передано в экспедицию
13.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее