АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 декабря 2022 года                                                  г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Ивановой И.Е.,

судей: Данилова А.В., Солониной Е.А.,

при секретаре Бессарабове Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Пыть-Яха, действующего в интересах социально незащищённой (ФИО)2, к муниципальному казённому учреждению «Администрация г. Пыть-Яха» исполнительно-распорядительному органу муниципального образования (МКУ «Администрация г. Пыть-Яха») о защите жилищных прав,

по апелляционным жалобам МКУ «Администрация г. Пыть-Яха», Отдела опеки и попечительства МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» на решение Пыть-Яхского городского суда от 01 августа 2022 года, которым постановлено:

«Удовлетворить исковое заявление заместителя прокурора г. Пыть-Яха ХМАО – Югры, действующего в интересах социально незащищённой (ФИО)2 к МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» о защите жилищных прав, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, начальник отдела опеки и попечительства МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» (ФИО)1.

Признать незаконным бездействие МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» по не рассмотрению заявления (ФИО)2 от (дата) о включении её в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в установленном постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 года № 397 порядке.

Признать право (ФИО)2 на включение её в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в установленном постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 года № 397 порядке.

Возложить обязанность на МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» включить (ФИО)2 в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями».

Заслушав доклад судьи Данилова А.В., объяснения представителя Администрация г. Пыть-Яха (ФИО)1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения (ФИО)2, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, объяснения прокурора (ФИО)4 о том, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия

установила:

Настоящее дело возбуждено по административному исковому заявлению заместителя прокурора г. Пыть-Яха ХМАО – Югры.

25.04.2022 года суд перешёл к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Заявленные требования прокурор мотивировал следующим образом.

18.11.2021 года (ФИО)2 (до регистрации брака - (ФИО)5) обратилась в отдел опеки и попечительства МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения.

Письмом начальника отдела опеки и попечительства МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» (ФИО)1 от 06.12.2021 года в удовлетворении данного обращения (ФИО)16 было отказано, поскольку ей более 18 лет и на момент совершеннолетия она была обеспечена жилым помещением.

Не согласившись с данным решением суда, (ФИО)2 обратилась в прокуратуру с жалобой о нарушении её жилищных прав.

По результатам прокурорской проверки установлено, что на основании распоряжения администрации г. Пыть-Яха от 25.01.2013 года № 122-ра в отношении (ФИО)5 была установлена опека, так как она остался без попечения родителей. Отец (ФИО)5 - (ФИО)6 02.10.2012 года был лишён родительских прав, а мать - (ФИО)7 объявлена в розыск и впоследствии 27.05.2013 года также лишена родительских прав.

Таким образом, с 25.01.2013 года (ФИО)2 (Дробина) К.К. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

11.02.2015 года (ФИО)5 была включена в договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес).

04.06.2021 года на основании решения Новокуйбышевского городского суда по гражданскому делу по иску Мархель JI.H. к (ФИО)2, последняя, признана утратившей право пользования указанным жилым помещением и исключена из договора социального найма, поскольку там никогда не проживала.

На момент подачи заявления 18.11.2021 года в отдел опеки и попечительства МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» (ФИО)2 в собственности или в пользовании жилых помещений не имела, в связи с чем, не было оснований для отказа ей в постановке на учёт.

Кроме того, решение о включении либо об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, должно быть вынесено в виде постановления администрации города, а не письмом начальника отдела опеки и попечительства.

С учётом заявлений об изменении предмета иска от 05.05.2022 года и 15.06.2022 года прокурор просит суд: 1) признать незаконным бездействие МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» по не рассмотрению заявления (ФИО)2 от 18.11.2021 года о включении её в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в установленном постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 года № 397 порядке; 2) признать право (ФИО)2 на включение её в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в установленном постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 года № 397 порядке; 3) возложить обязанность на МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» включить (ФИО)2 в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, начальник отдела опеки и попечительства МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» (ФИО)1 надлежащим образом извещён о дате, времени и месте судебного разбирательства, в процесс не прибыл, указав, что находится в отпуске, в связи с чем, ходатайствует об отложении судебного разбирательства на сентябрь 2022 г.

Учитывая то, что согласно ч. 1 ст. 154 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) срок рассмотрения дела ограничен двумя месяцами, а нахождение третьего лица в отпуске не предусмотрено ст. ст. 215, 216 ГПК РФ, в качестве основания, для приостановления дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отложения либо приостановления разбирательства по делу.

С учётом мнения участников судебного заседания о возможности рассмотрения дела в отсутствие третьего лица, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, в целях соблюдения процессуального срока и исключения затягивания процесса, суд нашёл возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

В судебном заседании участвующий прокурор (ФИО)8 настаивала на удовлетворении заявленных требований, согласно доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, указала об аморальности поведения матери (ФИО)2(ФИО)9

Материальный истец (ФИО)2 указанные выше прокурором обстоятельства подтвердила, просила удовлетворить заявленные исковые требования.

Представитель ответчика (ФИО)10 иск не признала, сославшись на письменные возражения на иск. Согласно данным возражениям требования прокурора необоснованные, поскольку на момент обращения (ФИО)2 с заявлением в отдел опеки и попечительства для получения жилья ей исполнилось более 18 лет, а на момент совершеннолетия за (ФИО)2 было закреплено жилое помещение в г. Новокуйбышевске Самарской области.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе ответчик МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Обращает внимание, что на момент достижения совершеннолетия (ФИО)2 (Дробина) К.К. не имела права на обращение с заявлением о включении в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Судом принято решение, которое относится к полномочиям органа опеки и попечительства в соответствии с Законом ХМАО-Югры от 09.06.2009 года № 86-оз. Указывает, что суд не вправе подменять органы государственной исполнительной власти, организаций, которым поручено исполнение публичных функций, при решении вопросов, отнесенных к их исключительной компетенции.

В возражениях на апелляционную жалобу МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» прокурор г. Пыть-Яха просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

В апелляционной жалобе третье лицо Отдел опеки и попечительства МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает, что судом нарушены нормы процессуального права, неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Обращает внимание, что представитель был лишен возможности участвовать в подготовке в качестве представителя ответчика администрации города, так как определением суда привлечен в качестве заинтересованного лица. О предварительном судебном заседании не был уведомлен, ходатайство об отложении судебного заседания оставлено без удовлетворения. Прокурором неоднократно подавались уточнения исковых требований, в результате которых изменились не только основания и предмет иска, но и сами исковые требования. Заявления об уточнении исковых требований заинтересованному лицу (третьему лицу) не направлялись. Полагает, что суд вышел за пределы заявленных требований, возложив на ответчика обязанность разрешить обращение, суд сам его разрешил, удовлетворив требования. Обращает внимание, что признавая право (ФИО)2 на меры социальной поддержки, суд исследовал ее нуждаемость на момент рассмотрения дела, а не на момент достижения ею возраста 18 лет. (ФИО)2 с 11.02.2015 года по 13.09.2021 года являлась членом семьи нанимателя жилого помещения, то есть была обеспечена жильем. Полагает, решение вопроса об установлении факта возможности совместного проживания должно было стать предметом отдельного судебного разбирательства. Обращает внимание, что распоряжением главы администрации г. Пыть-Яха от 22.07.2014 года №1783-ра (ФИО)11 было отказано в установлении факта невозможности проживания (ФИО)5 в жилом помещении.

Возражения на апелляционную жалобу третьего лица Отдела опеки и попечительства МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» не поступили.

Представители третьего лица Отдела опеки и попечительства МКУ «Администрация г. Пыть-Яха», участвующего в деле, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения прокурора (ФИО)4, (ФИО)2, представителя Администрации г. Пыть-Яха (ФИО)1, изучив материалы дела, проверив законность решения суда в соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.01.2013 года распоряжением главы администрации г. Пыть-Яха № 122-ра в отношении Дробиной (после регистрации брака 11.04.2019 года – (ФИО)2) К.К., (дата) г.р., уроженки г. Пыть-Яха, была установлена опека в лице бабушки – (ФИО)11, в связи с тем, что малолетняя (ФИО)5 осталась без попечения родителей.

02.10.2012 года решением Пыть-Яхского городского суда ХМАО – Юры отец (ФИО)5 - (ФИО)6 был лишён родительских прав в отношении малолетней (ФИО)5, а (дата) (ФИО)6 умер.

Мать (ФИО)5 - (ФИО)7 была объявлена в розыск, а (дата) лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней (ФИО)5, на основании решения Новокуйбышевского городского суда Самарской области. Данным судебным актом установлено, что малолетняя (ФИО)5 с рождения проживает с бабушкой и дедушкой по линии отца – Дробиными, по адресу: (адрес).

19.03.2014 года распоряжением главы администрации г. Пыть-Яха № 615-ра жилое помещение, расположенного по адресу: (адрес), членом семьи нанимателя которого являлась (ФИО)5, включено в реестр жилых помещений нанимателями или членами семьи нанимателей по договору социального найма, либо собственниками которых являются дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей.

11.02.2015 года (ФИО)5 включена в договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), но 13.09.2021 года была исключена, что подтверждается копиями данного договора от 11.02.2015 года и дополнительного соглашения от 13.09.2021 года.

23.03.2017 года распоряжением главы администрации г. Пыть-Яха № 550-ра указанное жилое помещение, исключено из соответствующего реестра, в связи с достижением (ФИО)5 совершеннолетия.

04.06.2021 года решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области по гражданскому делу по иску Мархель (ранее до смены фамилии – Дробиной) JI.H. к (ФИО)2, последняя признана утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: (адрес), поскольку там никогда не проживала, обучалась и проживала в г. Пыть-Яхе. Судебным актом также установлено, что в связи с формальной регистрацией (ФИО)2 (Дробиной) К.К., по адресу: (адрес), данное жилое помещение было включено в реестр жилых помещений нанимателями или членами семьи нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей.

18.11.2021 года (ФИО)2 (до регистрации брака - (ФИО)5) обратилась в отдел опеки и попечительства МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления ей жилого помещения.

Письмом начальника отдела опеки и попечительства МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» (ФИО)1 от 06.12.2021 года в удовлетворении обращения (ФИО)2 было отказано со ссылкой на то, что на момент подачи заявления ей исполнилось более 18 лет и на момент совершеннолетия она была обеспечена жилым помещением.

Согласно сведениям Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.07.2022 года (ФИО)2 (Дробина) К.К. на момент обращения в муниципалитет с указанным выше заявлением 18.11.2021 года и в настоящее время не имеет в собственности недвижимое имущество.

(ФИО)2 с 25.01.2013 года относится с категории детей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

18.11.2021 года, то есть до достижения возраста 23 лет, (ФИО)2 обратилась в орган муниципальной власти г. Пыть-Яха с заявлением о включении её в соответствующий список, для реализации гарантии на обеспечение жилым помещением.

(ФИО)2 с рождения и до совершеннолетия проживала с бабушкой по линии отца, попечителем - (ФИО)11, по адресу: (адрес).

Таким образом, (ФИО)2 членом семьи (ФИО)12, являющейся нанимателем жилого помещения, по адресу: (адрес), не являлась. (ФИО)2 (Дробина) К.К. ранее там не проживала и формально была зарегистрирована по данному адресу, в связи с чем, также формально указанное жилое помещение было закреплено за (ФИО)2 после установления опеки.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции исходил из того, что (ФИО)2 не являлась и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений.

Принимая во внимание, что проживание совместно с матерью, которая ранее была лишена родительских прав, уклонялась от уплаты алиментов из-за неприязненных отношений, что противоречило интересам истца, следовательно, их совместное проживание являлось невозможным, суд нашел исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции истец относится с категории детей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с рождения и до совершеннолетия проживала с бабушкой по линии отца (попечителем), является нуждающимся в улучшении жилищных условий, не являлась и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений..

Федеральный законодатель, устанавливая в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определил, что наряду с другими названными в этой норме категориями детей лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, имеют право на получение однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет (абзацы второй и третий пункта 1).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном названной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).

Абзацем вторым подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Закона N 159-ФЗ предусмотрено, что проживание лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с наличием такого обстоятельства как проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как установлено судом, истец относится с категории детей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с рождения и до совершеннолетия проживала с бабушкой по линии отца (попечителем), является нуждающимся в улучшении жилищных условий, не являлась и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений, ее мать лишена родительских прав в отношении истца.

Материалами дела подтверждается, что (ФИО)2 членом семьи (ФИО)12, являющейся нанимателем жилого помещения, по адресу: (адрес), не являлась.

(ФИО)2 ранее там не проживала и формально была зарегистрирована по данному адресу, в связи с чем, также формально указанное жилое помещение было закреплено за (ФИО)2 после установления опеки.

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, проживание (ФИО)2, как до совершеннолетия, так и после в квартире по адресу: (адрес), совместно с матерью – Мархель JI.H., которая ранее была лишена родительских прав, уклонялась от уплаты алиментов и из-за неприязненных отношений, что противоречило интересам (ФИО)2

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что совместное проживание истца с матерью в жилом помещении, являлось невозможным, противоречило интересам истца, в связи с чем, суд правильно признал истца нуждающейся в улучшении жилищных условий, наличии у (ФИО)2 права на включение её в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в установленном постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 года (номер) порядке.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).

В соответствии с п. 13 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 года № 397 (далее - Правила), не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений: 1) о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список; 2) об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.

Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) (далее - акт о включении в список, акт об отказе во включении в список), выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение её получения. При направлении копии акта об отказе во включении в список заявителю (представителю заявителя) разъясняется порядок обжалования соответствующего решения.

Исходя из п. 14 Правил акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.

Как следует из материалов дела, 04.06.2021 года решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области по гражданскому делу (ФИО)2 признана утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: (адрес), поскольку там никогда не проживала, обучалась и проживала в г. Пыть-Яхе. Судебным актом также установлено, что данное жилое помещение было включено в реестр жилых помещений нанимателями или членами семьи нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей в связи с формальной регистрацией (ФИО)2 (Дробиной) К.К. по указанному адресу.

18.11.2021 года, то есть до достижения возраста 23 лет, (ФИО)2, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, обратилась в орган муниципальной власти г. Пыть-Яха с заявлением о включении её в соответствующий список, для реализации гарантии на обеспечение жилым помещением.

Однако, до настоящего времени заявление (ФИО)2 в установленном порядке не рассмотрено.

Направленное в адрес истца письмо начальника отдела опеки и попечительства МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» (ФИО)1 от 06.12.2021 года об отказе в удовлетворении обращения (ФИО)2 в связи с тем, что на момент подачи заявления ей исполнилось более 18 лет и на момент совершеннолетия она была обеспечена жилым помещением, не является распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления).

Согласно ч. 2 ст. 25 Устава г. Пыть-Яха, утверждённого решением Думы города от 25.06.2005 года № 516, глава города издаёт постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами ХМАО - Югры.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что к полномочиям начальника отдела опеки и попечительства не отнесено право издавать приказы о включении или отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение о включении либо об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, должно быть вынесено в виде постановления администрации города, что соответствует п. 3.2 Закона ХМАО – Югры «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приёмных родителей в ХМАО - Югре».

При таких обстоятельствах, поскольку заявление (ФИО)2 от 18.11.2021 года о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления ей жилого помещения, до настоящего времени надлежащим образом не рассмотрено, суд первой инстанции правомерно признал подлежащим удовлетворению требование прокурора, признал незаконным бездействие МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» по не рассмотрению заявления (ФИО)2 от 18.11.2021 года о включении её в список детей-сирот.

Доказательств, опровергающих выводы суда, материалы дела не содержат, в суд апелляционной инстанции не представлены.

Выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на оценке представленных сторонами доказательствах по правилам ст. 67 ГПК РФ, не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется.

Доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Иные доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения.

Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Пыть-Яхского городского суда от 01 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы МКУ «Администрация г. Пыть-Яха», Отдела опеки и попечительства МКУ «Администрация г. Пыть-Яха» – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 декабря 2022 года.

Председательствующий                                                   Иванова И.Е.

Судьи:                                                                 Данилов А.В.

                                            Солонина Е.А.

33-7585/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Пыть-Яха
Шайхутдинова (Дробина) Ксения Константиновна
Ответчики
МКУ администрация г. Пыть-Яха
Другие
Отдел опеки и попечительства МКУ Администрация г. Пыть-Яха
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Данилов Алексей Викторович
Дело на сайте суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
28.10.2022Передача дела судье
06.12.2022Судебное заседание
16.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2022Передано в экспедицию
06.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее