Дело № г. Дзержинск
№
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 сентября 2021 года ДзержинскийгородскойсудНижегородской области в составе председательствующего судьи Юровой О.Н.,
при секретаре Аникеевой А.А.,
с участием административного истца Усмановой Е.М., представителя административного ответчика по доверенности ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Усмановой ЕМ к Межрайонной ИФНС России № по Нижегородской области, Межрайонной ИФНС России № по Нижегородской области о взыскании социального налогового вычета, взыскании излишне уплаченного налога и пеней,
У С Т А Н О В И Л:
Усманова Е.М. обратилась в суд с иском к МИФНС России № по Нижегородской области, Межрайонной ИФНС России № по Нижегородской области, мотивируя тем, что 06.07.2020 она обратилась в Межрайонную ИФНС России № по Нижегородской области с заявлением о предоставлении социального налогового вычета, исходя из положений ст. 219 НК РФ, размер вычета составляет 4015,70 руб. До настоящего времени налоговый вычет ей не перечислен. 14.04.2021 Усманова Е.М. обратилась в инспекцию с заявлением о перечислении вычета, но ответа не последовало. 13.05.2021 она обратилась с этим вопросом в ФНС России через сайт "Госуслуги", на что ей был дан ответ, что ее обращение направлено в Межрайонную ИФНС России № 18 по Нижегородской области для дачи ответа по существу.
Усманова Е.М. просит суд взыскать с МИФНС России № 2 по Нижегородской области, Межрайонной ИФНС России № 18 по Нижегородской области социальный налоговый вычет в сумме 4015,70 руб., неустойку в размере 170 руб., взыскать с МИФНС России № 2 по Нижегородской области сумму излишне уплаченного налога на имущество физических лиц в размере 643,68 руб. за 2017, пени -63,54 руб., судебные расходы - 618,60 руб. (л.д. 33).
Административный истец –Усманова Е.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 2 по Нижегородской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что истцом не соблюден обязательный досудебный порядок разрешения спора – оспариваемое бездействие налоговых органов, в том числе, по невозврату социального налогового вычета и излишне уплаченного налога истцом в вышестоящий налоговый орган не обжаловалось.
Административный ответчик Межрайонная ИФНС России № 18 по Нижегородской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Межрайонная ИФНС России № 18 по Нижегородской области в своем письменном отзыве по делу указала, что в декларации Усмановой Е.М. на возврат налогового вычета не указана общая сумма стандартных и социальных налоговых вычетов, заявляемая по декларации, эти значения имеют нулевые показатели. 13.05.2021 истец обратилась в налоговый орган с вопросом о возврате ей 4015 руб. на основании ранее представленного заявления на возврат. В ее адрес был направлен ответ от 17.05.2021 с предложением представить уточненную налоговую декларацию. В части информации об излишне уплаченном налоге на имущество физических лиц инспекция указала, что денежные средства в размере 422 руб. по платежному документу № от 08.12.2017 по назначению платежа «Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов» и денежные средства в размере 1,04 руб. по платежному документу № от 19.12.2017 по назначению платежа «Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (пени)» поступили в бюджет и отражены в карточке «Расчеты с бюджетом» (далее -КРСБ) Усмановой Е.М. Данные платежи поступили в счет уплаты налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2016 год по налоговому уведомлению от 21.09.2017 № со сроком уплаты 01.12.2017 и в счет пени, образовавшихся в связи с неуплатой налога в установленные законом сроки. По данным КРСБ Усмановой Е.М. за налогоплательщиком числится задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 77 руб. и пени в размере 7,10 руб. Денежные средства в размере 184,20 руб. по платежному документу № от 09.02.2017 по назначению платежа «Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений» и денежные средства в размере 36,44 руб. по платежному документу № от 19.12.2017 по назначению платежа «Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений (пени)» поступили в бюджет. По данным КРСБ Усмановой Е.М. за налогоплательщиком не имеется задолженности и переплаты по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений. Истцом не соблюден обязательный досудебный порядок рассмотрения настоящего спора, поскольку в силу п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия и бездействия их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган. Представитель инспекции по доверенности ФИО1 просит рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Нормы Налогового кодекса РФ предусматривают обязательный судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации налоговыми органами своих административных властных требований к физическим лицам и организациям в сфере налоговых правоотношений, предусматривая обязательный досудебный порядок разрешения таких споров.
При этом, согласно пункту 2 статьи 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу пунктом 1 статьи 139 Налогового кодекса РФ установлено, что жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Частью 3 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
Поскольку приведенными правовыми нормами установлен обязательный досудебный порядок разрешения административного спора, возникшего между гражданином и налоговым органом.
Усманова Е.М. вправе обратиться в суд с настоящим административным иском об оспаривании бездействия налогового органа и о взыскании в связи с данным допущенным бездействием налогового органа денежных средств только после выполнения требований пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса РФ, то есть только после обжалования указанного бездействия налоговой инспекции по невозврату денежных средств в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.
Информация о соблюдении такого досудебного порядка разрешения спора должна была быть указана в административном исковом заявлении (пункт 9 части 2 статьи 220, пункт 6 части 2 статьи 125 КАС РФ).
Данные о том, что до обращения в суд административный истец обжаловал бездействие налоговых инспекций по невыплате ей социального налогового вычета и невозвращении излишне уплаченного налога в вышестоящий налоговый орган, отсутствуют.
Следовательно, административным истцом при обращении в суд не был соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования административного спора, который установлен пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
В силу пп.2 п. 1 ст. 333.40 НК РФ истцу подлежит возврату уплаченная 18.06.2021 при подаче иска госпошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 125-126, 196-199, 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 18 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░. (<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ 18.06.2021, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 436418, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: ░/░ ░.░. ░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░