Дело № 3а-90/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 01 апреля 2019 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г.,
при секретаре Епифанцевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Родионова Евгения Борисовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Родионов Е.Б. обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № по адресу<адрес> в размере равном его рыночной стоимости – <данные изъяты> руб. указав, что является собственником объектов недвижимости, расположенных на вышеуказанном земельном участке и имеет права на приобретение земельного участка в собственность. Выкупная стоимость земельного участка рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб., что существенно превышает его рыночную стоимость и нарушает права административного истца на приобретение земельного участка в собственность (л.д.13).
В письменном отзыве административного ответчика Правительства Ленинградской области обращено внимание на то, что величина корректировки на местоположение рассчитана оценщиком путем соотношения величин утвержденных значений удельных показателей кадастровой стоимости для мест расположения объектов-аналогов. Однако, в удельном показателе кадастровой стоимости учтен на только фактор зависимости стоимости земельных участков от их удаленности от КАД, но и иные ценообразующие факторы. Рассчитанный оценщиком удельный показатель стоимости оцениваемого земельного участка не укладывается в определенный оценщиком диапазон цен предложений для земель производственного назначения и диапазон цен сделок. Разрешение требования об установлении кадастровой стоимости равной рыночной оставляется на усмотрение суда (л.д.222).
В судебное заседание представители административных ответчиков Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», МТУ Росимущества в г.Санкт-Петербуре и Ленинградской области, заинтересованного лица ФГУП «Завод им.Морозова», будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Присутствующий в судебном заседании представитель административного истца Игнатьев Е.В. поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере равном его рыночной стоимости.
Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Вилаева М.А. в судебном заседании сообщила, что разрешение требований административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Исходя из положений ст.39.4 ЗК РФ, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Как указано в ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
В ст.24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указано, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности).
Согласно ст.24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Как указано в ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено, что 20.12.2016 за Родионовым Е.Б. зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости по адресу: <адрес> - ангар № 1 (кадастровый №), ангар № 2 (кадастровый №), здание хозяйственного двора) (л.д.21-23).
28.09.2018 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок (правообладатель – ФГУП «Завод имени Морозова») с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения. Вид разрешенного использования: производственная деятельность (л.д.25).
18.12.2018 Родионов Е.Б. обратился в МТУ Росимущества по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность за плату.
Из выписки из ЕГРН от 29.10.2018 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 24.10.2018 составляет <данные изъяты> руб. Дата определения кадастровой стоимости – 28.09.2018 (л.д.24).
Из представленного административным истцом в суд отчета об оценке от 07.12.2018 № 491/18 следует, что по состоянию на 28.09.2018 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> руб. (л.д.144).
В соответствии со ст.247 Кодекса административного судопроизводства РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В силу ст.248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в п.19 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность по доказыванию величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Исходя из вышеизложенного, по настоящему делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию недостоверности заявленной административным истцом рыночной стоимости земельного участка лежит на административных ответчиках – Правительстве Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» и Управление Росреестра по Ленинградской области.
Суд, исследовав отчет об оценке от 15.06.2018 № Н4271 и сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу о том, что отчет отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности и соответствует законодательству об оценочной деятельности, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования,
Из отчета об оценке от 07.12.2018 № 491/18 следует, что для определения рыночной стоимости земельного участка оценщик применил сравнительный подход.
В рамках сравнительного подхода оценщиком использован метод сравнения продаж. Оценщиком проанализирован рынок земельных участков, аналогичных оцениваемому, и выбрано 10 объектов, наиболее схожих по характеристикам с оцениваемым, для использования в качестве объектов-аналогов.
К отобранным объектам-аналогам сделаны корректировки на торг, площадь, местоположение (наличию ограничений на въезд) и инженерно-техническое обеспечение. Размеры корректировок в отчете обоснованы, приведены ссылки на соответствующие источники информации.
Допрошенная в качестве свидетеля оценщик К пояснила методику отбору объектов-аналогов, необходимость проведения корректировок. Дала пояснения относительно размера произведенных корректировок. Сообщила, что определила размер корректировки на торг исходя из размера УПКС, так как отсутствует достоверная аналитическая информация о зависимости стоимости объектов недвижимости относительно удаленности от Санкт-Петербурга. Указала, что в диапазон сделок оцениваемый участок действительно не укладывается, но с точки зрения цен предложений соответствует установленному диапазону.
Поскольку документальных данных, опровергающих изложенные в отчете об оценке выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, административными ответчиками не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости объекта недвижимости ими не заявлено, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости согласно отчету об оценке от 07.12.2018 № 491/18.
Руководствуясь ст.ст. 175-177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Родионова Евгения Борисовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № по адресу<адрес> в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> рублей по состоянию на 28 сентября 2018 года, на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления Родионова Евгения Борисовича о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № считать 27 февраля 2019 года.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Ленинградского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Г. Ночевник
Решение в окончательной форме изготовлено 05 апреля 2019 г.