судья ФИО3
дело №
УИД-05RS0№-05
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 апреля 2023 года, №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО8,
судей Алиевой Э.З. и Магомедовой Х.М.
при секретаре судебного заседания ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГУ – ОПФР по РД, УОПФР по РД в <адрес> об обязании произвести выплату социального пособия о потере кормильца,
по апелляционной жалобе ответчика ГУ - ОПФР по РД на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата>,
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО8, доводы представителя ответчика ФИО7, просившего удовлетворить апелляционную жалобу, пояснения истца ФИО2, полагавшей, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ – ОПФР по РД, УОПФР по РД в <адрес> об обязании произвести выплату социального пособия по потере кормильца за период с <дата> по <дата>, в обосновании которого указано, что с рождения является инвалидом детства и находилась на иждивении отца ФИО1, вплоть до его смерти <дата> На момент смерти истица достигла совершеннолетия, однако обучалась в старших классах.
В связи с данными обстоятельствами ФИО2 обратилась в УОПФР по РД в <адрес> о назначении социальной пенсии по потере кормильца <дата>
Однако, <дата> УОПФР по РД в <адрес> вынесено решение об отказе в назначении социальной пенсии по потере кормильца в связи с тем, что не установлен факт нахождения ее на иждивении умершего кормильца на момент смерти.
<дата> истица обратилась в Кировский районный суд г. Махачкалы об установлении факта нахождения ее на иждивении кормильца - отца ФИО1 на момент смерти.
<дата> Кировский районный суд г. Махачкала своим решением установил факт нахождения ФИО2 на иждивении ФИО1, умершего <дата>, с <дата> по <дата>
На основании вышеуказанного решения суда УОПФР по РД в <адрес> назначил социальную пенсию по потере кормильца ФИО2, однако выплату социальной пенсии производит с момента назначения, а не с момента обращения.
С решением УОПФР по РД в <адрес> она не согласна, считает его незаконным.
РешениемЛенинского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:
«Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Обязать ГУ ОПФР по РД произвести выплату ФИО2 пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению за период с <дата> по <дата>
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».
На данное решение ответчиком ГУ - ОПФР по РД подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
Рассмотрев материалы пенсионного дела и на основании представленных документов право не пенсии не усматривалось.
Согласно действующему законодательству пенсионер предоставляет все необходимые документы для назначения пенсии, обязанность за предоставление которых возложена на заявителя.
Истец действительно представил заявление о назначении пенсии <дата>, но не представил документы, подтверждающие нахождение ее на иждивении своего отца на момент смерти, после установления данного факта судом, пенсия была назначена и выплачивается на основании решения суда с <дата>.
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст.39 КонституцииРФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на социальные пенсии установлены Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от <дата> N 166-ФЗ (далее - Федеральный закон от <дата> N 166-ФЗ), вступившим в силу с <дата>
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции установил юридически значимые по делу обстоятельства, дал оценку представленным сторонами доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что на момент обращения к ответчику за назначением пенсии истец, достигший возраста 18 лет на момент смерти кормильца, не работающий и представивший сведения о прохождении обучения по очной форме по образовательным программам, имеет право на назначение ему пенсии по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном Федеральным законом от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на период обучения по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных на основании представленных сторонами доказательствах, и при правильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дело и установлено судом, ФИО2 является дочерью ФИО1, ставшего инвалидом, перенеся лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и впоследствии умершего <дата>.
ФИО2, родившаяся <дата>, является инвалидом с детства и с рождения находилась на иждивении своего отца ФИО1
На момент смерти ФИО1 истица обучалась Муниципальном учреждении «Юрковская средняя общеобразовательная школа МО «<адрес>» РД.
Обращение в Пенсионный орган за назначением ей социальной пенсии по случаю потери кормильца было осуществлено истцом <дата>, поскольку ранее в связи с состоянием здоровья надлежащим образом это сделать не могла.
УОПФР по РД в <адрес> вынес решение об отказе в назначении социальной пенсии по потере кормильца <дата> в связи с тем, что не установлен факт ее нахождения на иждивении умершего кормильца (отца) на момент его смерти.
<дата> решением Кировского районного суда г. Махачкалы удовлетворено заявление ФИО2 (поданное в суд <дата>) об установлении факта ее нахождения на иждивении ФИО1, умершего <дата>, с <дата> по <дата>
УОПФР по РД в <адрес> назначил социальную пенсию по потере кормильца ФИО2 и установил производство выплаты социальной пенсии с момента назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи5Федерального закона №- ФЗ социальная пенсия является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
В силу подп. 3 п. 1 ст.11Федерального закона от <дата> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют постоянно проживающие в РФ дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Таким образом, социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам (детям в возрасте до 18 лет) и является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Данная пенсия представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, которая предоставляется им в целях обеспечения их средствами к существованию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от <дата> N 166-ФЗ, членам семей граждан, указанных вподпунктах 1,2и3пункта 1 статьи 10 указанного закона, назначается пенсия по случаю потери кормильца независимо от продолжительности трудового стажа умершего кормильца.
В соответствии со ст.10Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в п. 2 ч. 2 данной статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории РФ, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
На основании ст.13Федерального закона от <дата> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 и 5 ст.22Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
В связи с тем, что истец в пенсионный орган за назначением пенсии обратился по истечение 12 месяцев (13 лет) со дня смерти ее отца, принимая во внимание дату обращения истца с полным пакетом документов и то, что рассмотрению подлежат доводы только апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия полагает необходимым согласиться с выводами суда первой инстанции о производстве выплаты пенсии по случаю потери кормильца с <дата> по <дата>, отказав в удовлетворении остальной части иска.
Вместе с тем, суд первой инстанции верно опроверг доводы ответчика о том, что на момент подачи заявления ФИО2 не представлены документы, подтверждающие ее нахождение на иждивении отца, посчитав их необоснованными, поскольку доказательств, подтверждающих принудительное содержание истца покойным отцом материалы дела не содержат и суду не представлены, а имеющееся в деле решение Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата>, вступившего в законную силу <дата>, подтверждает факт нахождения истца на иждивении своего отца на момент его смерти.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ГУ - ОПФР по РД – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.
Председательствующий
Судьи: