66RS0001-01-2018-008580-42
Мотивированное решение изготовлено
18 января 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2019 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Евграфовой Н.Ю.,
при секретаре Поляковой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Деминой Т.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Свердловская областная больница № 2» о возложении обязанности принять на медицинское обслуживание, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Демина Т.В. обратилась с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Свердловская областная больница № 2» о возложении обязанности принять на медицинское обслуживание, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований истец указала, что истец Демина Т.В. фактически проживает по адресу: г<адрес> Реализуя свое право на выбор медицинской организации, она обратилась в ГБУЗ СО «СОБ № 2» с заявлением о прикреплении ее к поликлинике ГБУЗ «СОБ № 2» для получения первичной медико-санитарной помощи. В связи с тем, что устно был дан отказ, она обратилась с заявлением о прикреплении к поликлинике по месту проживания ДД.ММ.ГГГГ, на что получила письменный ответ, которым требования оставлены без удовлетворения. Повторно истец обратилась с претензией ДД.ММ.ГГГГ. Ответа на повторное обращение до настоящего момента так и не поступило.
Руководствуясь Порядком выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждённым Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2012 № 406н, Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», истец полагает, что ответчик обязан прикрепить ее к поликлинике ГБУЗ СО «СОБ №2» для получения первичной медико-санитарной помощи.
Истец также указывает, что она постоянно находилась и находится в напряженном состоянии, ее состояние здоровья ухудшилось и она была госпитализирована в больницу, чем действиями ответчика причинен моральный вред.
Указав вышеперечисленные факты и приведя правовые основания, истец просила возложить на ответчика обязанность принять истца, фактически проживающую по адресу: <адрес> на медицинское обслуживание, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, компенсацию расходов по оплате юридических услуг в размере 23 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в размере 600 рублей.
Истец и ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске. Указали, что поликлиника ГБУЗ СО «СОБ №2» принимает граждан в поликлинике. Более того, данное учреждение состоит в реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2018 год, под номером 285 с оказанием первичной медико-санитарной помощи.
Представители ответчика исковые требования не признали, поддержали позицию, изложенную в отзыве и дополнительном отзыве на исковое заявление (л.д. 24-25, 57-58). Указали, что Приказом ТФОМС Свердловской области № 374 от 20.10.2015 ответчик исключён перечня медицинских организаций-фондодержателей, оплата амбулаторной медицинской помощи в которых осуществляется по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц. С 01.10.2015 финансирование ответчика за указанных лиц со стороны ТФОМС Свердловской области прекращено.
Третье лицо ТФОМС Свердловской области в судебное заседание своего представителя не направил, был извещен надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представлен отзыв на исковое заявление, в котором подтверждается, что ответчик исключен из перечня медицинских организаций, оплата которых осуществляется по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц (л.д. 45)
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом в соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав пояснения сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
Согласно ч. 2 ст. 21 вышеназванного Федерального закона для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина) В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
Согласно п.п. 4, п. 1, ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» все застрахованные по ОМС граждане могут выбирать медицинскую организацию из перечня медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, в которой они будут получать первичную медико-санитарную помощь. Первичная медико-санитарная помощь гражданам ведется по территориально-участковому принципу. В целях обеспечения прав граждан на получение помощи, а также ряда профилактических мероприятий, необходимо иметь прикрепление к поликлинике.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2012 № 406н утвержден Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно пунктам 3-5указанного Порядка выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия, путем обращения в медицинскую организацию лично или через своего представителя с письменным заявлением о выборе медицинской организации. При подаче заявления предъявляются оригиналы следующих документов для граждан Российской Федерации в возрасте четырнадцати лет и старше: паспорт гражданина Российской Федерации и полис обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н, первичная доврачебная и первичная врачебная медико-санитарная помощь организуются по территориально-участковому принципу.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о прикреплении её к поликлинике ответчика для получения первичной медико-санитарной помощи по месту проживания, местом проживания в заявлении указан адрес: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ за подписью главного врача, истцу выдан отказано в прикреплении к поликлинике. В ответе указано, что с 2015 года ГБУЗ СО «СОБ № 2» исключена из списка медицинских организаций-фондодержателей и не имеет прикрепленного медико-санитарную помощь. ГБУЗ СО «СОБ№ 2» оказывает специализированную (консультативную) медицинскую помощь лицам радиационного риска, государственным служащим. Также разъяснено, что ответчик может принять на медицинское обслуживание в рамках программ ДМС, хозрасчетной деятельности по договору с организацией, или на платной основе (л.д. 12).
Приказом ТФОМС Свердловской области № 374 от 20.10.2015 ответчик исключён перечня медицинских организаций-фондодержателей, оплата амбулаторной медицинской помощи в которых осуществляется по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц; все ранее прикреплённые к ГБУЗ СО «СОБ№2» застрахованные лица с 30.09.2015 откреплены от него по причине закрытия медицинской организации/участка/пункта (код - 52) и с 01.10.2015 прикреплены к медицинским организациям-фондодержателям для обслуживания по территориально-участковому принципу. С 01.10.2015 финансирование ответчика за указанных лиц со стороны ТФОМС Свердловской области прекращено (л.д. 29).
В силу п. 1 ст. 80 Федерального закона № 323-Ф3, в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются:
1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;
2) специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи.
Согласно ч. 4 ст. 80 Федерального закона № 323-Ф3, программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации. В рамках этой программы устанавливается, в числе прочего, и подушевой норматив финансирования.
Кроме того, существует Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в рамках которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в числе прочего, «объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования» (ст. 81 ч. 2 п.8 ФЗ № 323ФЗ).
Согласно п.2 ст. 13 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации создаются Территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, которые осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ осязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями... Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом.
Тарифное соглашение по обязательному медицинскому страхованию на территории Свердловской области на 2018 год от 20.12.2017 (далее - ТС) сформировано на основе федеральных законов, указанных в данном соглашении (л.д. 61-65). В разделе 3 ТС «Основные понятия и термины» дается понятие медицинских организаций, не имеющих прикреплённого населения - это медицинские организации, участвующие в реализации Программы ОМС, но организационная структура которых не предусматривает наличие территориально-участкового принципа обслуживания населения (фельдшерских, терапевтических (в том числе цеховых), врача общей практики, комплексных, приписных участков.
Приложение №2 в тарифному соглашению содержит Перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь (не имеющих прикреплённого населения). Под № 17 указано ГБУЗ СО «СОБ №2», как не имеющее прикрепленного населения. При этом ответчик оказывает специализированную первичную медико-санитарную помощь, как и указано в реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2018 год, под номером 285 (с оказанием первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи) (л.д 54-55). Истец не является специальным субъектом, которому предоставляется специализированная медицинская помощь, доказательств иного суду не представлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности на ответчика по прикреплению Деминой Т.В. к поликлинике ГБУЗ СО «СОБ № 2» не усматривает.
Поскольку нарушение прав истца ответчиком судом не установлено, то суд отказывает в удовлетворении требований истца о компенсации морального вреда.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований не подлежат возмещению с ответчика и судебные расходы истца.
Дело рассмотрено в пределах заявленных требований, иных требований, равно как и доводов, на рассмотрение суда не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 55, 56, 57, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Деминой Т.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Свердловская областная больница № 2» о возложении обязанности принять на медицинское обслуживание, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Свердловский областной суд через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: подпись