Дело №2-359/2019
Решение
Именем Российской Федерации
04 июля 2019 года п.Батецкий
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Малышевой М.А.,
с участием представителя заявителя администрации Батецкого муниципального района Новгородской области Литвиновой Г.С.,
при секретаре Прокофьевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Батецкого муниципального района Новгородской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
установил:
Администрация Батецкого муниципального района Новгородской области обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: сооружение коммунального хозяйства - колодец с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указала, что права на данное недвижимое имущество до настоящего времени никем не заявлены. Администрацией Батецкого муниципального района в досудебном порядке были соблюдены правила и процедуры признания вещи бесхозяйной. Указанное сооружение коммунального хозяйства 16 марта 2018 года было поставлено на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области как бесхозяйный объект недвижимого имущества. По сведениям Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях, Министерства инвестиционной политики Новгородской области, администрации Батецкого муниципального района Новгородской области указанное сооружение на учете в реестрах федерального, областного и районного имущества не состоит, в реестре муниципальной собственности поселения не числится. Просила признать право муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.
В судебном заседании представитель заявителя администрации Батецкого муниципального района Новгородской области Литвинова Г.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив, что с момента постановки указанного объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до настоящего времени каких-либо притязаний на него со стороны организаций, физических лиц не заявлялось. Полномочия по обеспечению водоснабжения населения на территории Батецкого муниципального района, в том числе, на территории Батецкого сельского поселения, возложены на Администрацию района в соответствии с действующим законодательством, а потому право муниципальной собственности на указанный объект водоснабжения должно быть признано за ней.
Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на заявление указывает, что объект недвижимого имущества - сооружение коммунального хозяйства - колодец, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре федерального имущества отсутствует, в связи с чем права и интересы Российской Федерации не затронуты. Обоснованность заявленных требований оставляет на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Министерства инвестиционной политики Новгородской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на заявление указывает, что объект недвижимого имущества - сооружение коммунального хозяйства - колодец, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре областной собственности не числится. Обоснованность заявленных требований оставляет на усмотрение суда.
Суд, изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу ч.2 ст.293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности.
Таким образом, для признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь необходима совокупность следующих условий: вещь является недвижимой, собственник вещи отсутствует или неизвестен, либо отказался от нее, вещь поставлена на учет в качестве бесхозяйной, после постановки вещи на учет прошло более одного года, отсутствует спор о праве.
Согласно ч.2 ст.290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 14 указанного Федерального закона предусматривается, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселения, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ст.50 указанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для водоснабжения населения.
Согласно п.3 ч.1 ст.5, п.1 ч.1 ст.5.1 Устава Батецкого муниципального района Новгородской области к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Батецкого муниципального района; организация в границах поселения водоснабжения населения.
Из материалов дела усматривается, что на территории Батецкого муниципального района Новгородской области по адресу: <адрес> расположен объект недвижимого имущества - сооружение коммунального хозяйства - колодец, с кадастровым номером №. Документы, подтверждающие право собственности, отсутствуют.
В реестрах муниципальной собственности Батецкого муниципального района Новгородской области, Батецкого сельского поселения, реестрах объектов недвижимого имущества государственной собственности Новгородской области, федерального, областного имущества, объект не значится.
В соответствии с техническим планом сооружение коммунального хозяйства - колодец расположен по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11 июня 2019 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества: сооружения коммунального хозяйства - колодца с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Дата присвоения кадастрового номера 16 марта 2018 года.
По информации ГОБУ «Центр кадастровой оценки и недвижимости» от 17 июня 2019 года техническая документация на объект недвижимого имущества - сооружение коммунального хозяйства, колодец с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в архиве отсутствует.
Согласно сообщению Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области от 13 июня 2019 года сведения об обращении за проведением государственной регистрации прав и о притязании третьих лиц на спорный объект недвижимости в судебном порядке отсутствуют.
В судебном заседании из пояснений представителя заявителя, письменных материалов установлено, что в течение года с момента постановки на учет сооружения коммунального хозяйства - колодца с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, как бесхозяйного, его правообладатель не установлен, ограничения (обременения) права, правопритязания, заявленные в судебном порядке права требования отсутствуют.
Таким образом, поскольку рассматриваемый объект недвижимости - сооружение коммунального хозяйства (колодец) расположен в границах муниципального образования - Батецкого муниципального района Новгородской области, собственник указанного объекта неизвестен, установленный ч.3 ст.225 ГК РФ срок со дня постановки сооружения на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию, истек, а Администрация Батецкого муниципального района Новгородской области является органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, суд приходит к мнению, что требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно п.9 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ, суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 293 ГПК РФ,
решил:
Заявление администрации Батецкого муниципального района Новгородской области удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Батецкого муниципального района Новгородской области на объект недвижимого имущества: сооружение коммунального хозяйства - колодец с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для регистрации права собственности в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, начиная с 05 июля 2019 года.
Председательствующий М.А.Малышева
Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2019 года.
Председательствующий М.А.Малышева