Дело № 2-92/2018
14 февраля 2018 года город Вельск
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вельский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего Пестерева С.А.,
при секретаре Панюковой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Задорина В. П. к Управлению капитального строительства архитектуры и экологии муниципального образования «Вельский муниципальный район», администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о возложении обязанности обеспечить внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Муравьевское» в части изменения границ территориальной зоны,
у с т а н о в и л:
Задорин В.П. обратился в суд с иском к Управлению капитального строительства архитектуры и экологии МО «Вельский муниципальный район» (далее - УКС и экологии МО «Вельский муниципальный район») о возложении обязанности обеспечить внесение изменений в Правила землепользования и застройки МО «Муравьевское» в части изменения границ.
Обосновывает свои требования тем, что он является собственником двух земельных участков с кадастровыми номерами № и № с видом разрешенного использования – для ведения крестьянского хозяйства, расположенных на территории МО «Муравьевское» и поставленных на кадастровый учет 05 августа 2008 года. Согласно Правил землепользования и застройки МО «Муравьевское» (далее – ПЗЗ) земельные участки с кадастровыми номерами № и № были отнесены к территориальной зоне Р2 – зона лугов и лесопарков, т.е. к зоне, в которой согласно градостроительным регламентам запрещено использование земельных участков для ведения крестьянского хозяйства, что напрямую нарушает его права и законные интересы, как собственника имущества, снижает уровень его правовых гарантий и возможностей, как правообладателя земельных участков по существующему планируемому использованию, как самих земельных участков, так и находящихся на нем объектов. Территориальная зона Р2 была определена без учета ранее выделенных истцу земельных участков. До настоящего времени изменения в ПЗЗ не внесены.
Затем Задорин В.П. исковые требования уточнил, просит возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» и УКС и экологии МО «Вельский муниципальный район» обеспечить внесение изменений в Генеральный план и ПЗЗ МО «Муравьевское» в части изменения границ территориальной зоны Р2 и отнесения земельных участков с кадастровыми номерами №, № к территориальной зоне СХ2 в соответствии с разрешенным использованием и правоустанавливающими документами.
Определением суда в качества соответчика по делу привлечена администрация МО «Вельский муниципальный район».
Задорин В.П. в судебном заседании настоял на удовлетворении иска по тем же основаниям, пояснив, что дело находилось на определенном этапе, было принято положительное решение об изменении зоны, вопрос рассмотрен на комиссии и главе МО «Муравьевское» рекомендовано внести изменения в генеральный план и ПЗЗ, был разработан проект внесения изменений, направлен УКС и экологии МО «Вельский муниципальный район», но он получил отказ.
Представитель истца Черняев А.С. в судебном заседании поддержал доводы, указанные в иске, пояснив, что действиями администрации были нарушены права истца на использование земельных участков. При согласовании генерального плана и ПЗЗ администрацией не учтено существующее землепользование земельного участка, проведение таких работ не согласовано с собственником земельных участков.
Представитель администрации УКС и экологии МО «Вельский муниципальный район» Скиба Н.В. в судебное заседании иск не признал, пояснив, что генеральный план МО «Муравьевское» утвержден решением совета депутатов, проведена процедура публичных слушаний, в полном соответствии с законодательством, предложение и возражений со стороны Задорина В.П. в отношении принадлежащих ему земельных участков не предоставлено. Земельный участок с кадастровым номером № не имеет установленных границ, что делает не возможным определение его местоположения на картах.
Представитель администрации МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело без участия их представителя и с исковыми требованиями не согласны.
Представители третьего лица - администрации МО «Муравьевское», КУМИ МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Просят рассмотреть дело без участия их представителей. Относительно заявленных требований мнения не высказали.
Специалист Кострицын В.Л. в судебном заседании пояснил, что при разработке генерального плана и ПЗЗ орган местного самоуправления обязан использовать максимальную информацию, руководствоваться перечнем ранее учтенных земельных участков, архивными данными. Земельные участки с кадастровыми номерами № и № принадлежат истцу, состоят на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ. Отсутствие межевания не влияет на возможность установления местоположения земельного участка.
В соответствии со ст.209 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим имуществом.
Согласно ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации одной из категорий целевого назначения земель, являются земли сельскохозяйственного назначения.
На основании п.1 ст.77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а так же предназначенные для этих целей.
Ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относит резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относят утверждение правил землепользования и застройки.
В силу ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится, утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки.
В судебном заседании установлено, что Задорин В.П. является собственником земельного участка, общей площадью № кв.м. кадастровым номером №, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства, расположенного по адресу: Архангельская область, <адрес> и земельного участка, общей площадью № кв.м. кадастровым номером №, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства, расположенного по адресу: Архангельская область, <адрес> что подтверждается государственным актом на право собственности на землю №№ ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровыми выписками о земельных участках. (л.д.8-11, 57-61).
Согласно выписке из ПЗЗ от 29 ноября 2016 года, земельные участки с кадастровыми номерами № и №, находятся в территориальной зоне Р2 – рекреационная зона, зона лесопарков и лугопарков.(л.д.14,15).
С целью изменения вида разрешенного использования и внесения изменений в Генеральный план и ПЗЗ истец обратился с заявлением в администрацию МО «Муравьевское».(л.д.16-19).
Администрацией МО «Муравьевское» в отношении земельных с кадастровыми номерами № и № проведена предварительная процедура внесения изменений в Генеральный план и ПЗЗ и разработан проект.
Указанные полномочия перешли в ведение администрации района с 01 января 2017 года. УКС и экологии МО «Вельский муниципальный район» выполняет данные полномочия на основании Положения об управлении, как структурное подразделение.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что исковые требования к администрации МО «Вельский муниципальный район» основаны на законе и подлежат удовлетворению, в иске к УКС и экологии МО «Вельский муниципальный район» надлежит отказать.
К данному выводу суд пришел на основании следующего.
Так истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью № кв.м. кадастровым номером №, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства, расположенного по адресу: Архангельская область, <адрес>, севернее <адрес> и земельный участок, общей площадью № кв.м. кадастровым номером №, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства, расположенного по адресу: Архангельская область, <адрес>, севернее <адрес>.
11 октября 2014 года решением Совета депутатов третьего созыва МО «Муравьевское» №126 утвержден Генеральный план МО «Муравьевское».
26 марта 2015 года решением Совета депутатов третьего созыва МО «Муравьевское» №154 утверждены Правила землепользования и застройки.
На основании утвержденных правил, спорные земельные участки отнесены к территориальной зоне Р2 – зона лугопарков и лесопарков, в зоне которой в соответствии с градостроительным регламентом запрещено использование земельных участков для ведения крестьянского хозяйства. Территориальная зона Р2 определена без учета ранее выделенных Задорину В.П. земельных участков, что напрямую нарушает его права как собственника имущества, ограничивает его право по целевому использованию земельных участков.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
В частности, статья 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает создание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, после чего глава местной администрации обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения о подготовке проекта.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент.
Полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки статья 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет представительные органы местного самоуправления.
Поскольку полномочия по разработке и утверждению генеральных планов поселения, планов землепользования и застройки, утверждение подготовленных подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории отнесены к полномочиям администрации МО «Вельский муниципальный район», то обязанность по внесению изменений в Генеральный план и ПЗЗ надлежит возложить на это муниципальное образование, а в иске к УКС и экологии МО «Вельский муниципальный район» отказать.
Доводы представителя УКС и экологии МО «Вельский муниципальный район» о том, что процедура согласования внесения изменений в Генеральный план и ПЗЗ проведена в соответствии с действующим законодательством, земельный участок с кадастровым номером № не имеет установленных границ, и это делает не возможным определение его местоположения, суд считает не состоятельным. Поскольку при разработке плана не были приняты во внимание сведения о всех собственниках, арендаторах, землепользователях на данной территории, о том что на данной территории есть земельные участки, которые состоят на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кадастровыми выписками на земельные участки и государственным актом на право собственности на землю.
В соответствии со ст.ст.98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика администрации МО «Вельский муниципальный район» надлежит взыскать в пользу истца 300 рублей в счет возврата государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления в суд.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск Задорина В. П. о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» обеспечить внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Муравьевское» в части изменения границ территориальной зоны - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» обеспечить внесение изменений в Генеральный план и Правила застройки и землепользования муниципального образования «Муравьевское» в части изменения границ территориальной зоны Р2 и отнесения земельных участков с кадастровыми номерами №, № к территориальной зоне СХ2 в соответствии с разрешенным использованием и правоустанавливающими документами.
В иске Задорина В. П. к Управлению капитального строительства архитектуры и экологии муниципального образования «Вельский муниципальный район» - отказать.
Взыскать с администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» в пользу Задорина В. П. 300 рублей в счет возврата уплаченной государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Архангельском областном суде, путем подачи апелляционной жалобы, через Вельский районный суд.
Председательствующий С.А. Пестерев