Решение по делу № 2а-2808/2018 от 07.06.2018

Дело № 2а-2808/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     02 августа 2018 года                       город Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

    председательствующего судьи Москвитиной Н.И.,

    при секретаре Висанбиевой Е.А.,

    с участием представителя административного истца Свешникова Д.Н.,

    представителя административного ответчика Кулешовой Е.Н.,

    представителя заинтересованного лица Денежко А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ануфриенко М. В. к государственному регистратору прав, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, о признании незаконным решения о приостановлении действий по государственному учету и государственной регистрации прав в отношении земельного участка от <……………..>, обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на земельный участок,

установил:

<……………..> года Ануфриенко М.В. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области с заявлением для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельный участок площадью 121500 кв. м., расположенного по адресу: Белгородская область, Белгородский район, в границах ЗАО «Знамя», образованный в результате выдела в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером <……………..>.

<……………..> года решением государственного регистратора прав государственный кадастровый учет и регистрация прав в отношении земельного участка были приостановлены ввиду отсутствия согласия арендатора ООО «Белгородские гранулированные корма» на выдел земельного участка, о чем Ануфриенко М.В. было сообщено в Уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Полагая, что предоставление согласия арендатора ООО «Белгородские гранулированные корма» на выдел земельного участка не требуется, административный истец обратился в Свердловский районный суд г. Белгорода, с иском к административному ответчику о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области №<……………..>, №<……………..> от <……………..> года о приостановлении действий по государственному учету и государственной регистрации прав в отношении земельного участка площадью 121500 кв. м., образованного в результате выдела в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером <……………..>, расположенного по адресу: Белгородская область, Белгородский район, в границах ЗАО «Знамя», обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на земельный участок площадью 121500 кв. м., образованного в результате выдела в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером <……………..>, расположенного по адресу: Белгородская область, Белгородский район, в границах ЗАО «Знамя».

Представитель административного истца требования поддержал по доводам указанным в административном иске.

Административный ответчик государственный регистратор прав Золотарева В.А., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области возражал против удовлетворения административного искового заявления.

Представитель заинтересованного лица ООО «Белгородские гранулированные корма» возражал против удовлетворения административного искового заявления.

Выслушав явившиеся стороны в судебном заседании, исследовав представленные доказательства, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Пунктом 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

В судебном заседании установлено, что <……………..> года Ануфриенко М.В., от имени и в интересах которой на основании доверенности действовала Сыромятникова Е.В., обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области с заявлением для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельный участок площадью 121500 кв. м., расположенный по адресу: Белгородская область, Белгородский район, в границах ЗАО «Знамя», образованный в результате выдела в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером <……………..>.

По итогам рассмотрения указанного заявления государственным регистратором прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области Золотаревой В.А. принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и регистрация прав в отношении земельного участка до <……………..>года.

Согласно уведомлению о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав №<……………..>, №<……………..> от <……………..> года основанием приостановления явилось не предоставление документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, а именно, отсутствие согласия арендатора ООО «Белгородские гранулированные корма» на выдел земельного участка.

Из содержания уведомления следует, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером <……………..> находится в аренде на основании договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности №<……………..> от <……………..>, о чем в ЕГРН имеется запись №<……………..> от <……………..>.

Договор был заключен между собственниками земельных долей, выступающими на стороне арендодателя и Обществом с ограниченной ответственностью «Белгородские гранулированные корма» - арендатор.

Одним из сособственников, передавших свою долю в праве собственности на земельный участок, с кадастровым номером <……………..> в аренду ООО «Белгородские гранулированные корма» является Ануфриенко М.В.

В соответствии с ч.11 ст.41 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются, в том числе, на основании письменного согласия третьих лиц на образование объекта недвижимости, если такое согласие на образование объекта является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия земелепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, за исключением случаев, указанных в данном пункте (п.4 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 ст.14 Федерального закона №101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 данного Федерального закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению.

В данном случае, для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, необходимо представить согласие ООО «Белгородские гранулированные корма» на выдел земельного участка площадью 121500 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером <……………..>.

Установив, что согласие арендатора не представлено, регистратор приостановил государственную регистрацию в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.

Доводы административного истца о незаконности решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав №<……………..>, №<……………..> от <……………..>года по основаниям отсутствия согласия арендатора основаны на ошибочном толковании норм ст.14 Федерального закона №101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст.11.8 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (ч. 6 ст. 1 Закона о регистрации).

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о регистрации, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Вместе с тем ст. 21 Закона о регистрации установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.

На основании статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

Общие правила и условия образования земельных участков определены статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случаях образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образования земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 5 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что особенности процедуры выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предусматриваются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте сельскохозяйственных земель).

В силу положений пункта 1 статьи 12 Закона об обороте сельскохозяйственных земель в случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных этой статьей, а также статьями 13 и 14 данного Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 13 Закона об обороте сельскохозяйственных земель предусмотрено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и названным Федеральным законом.

Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 13 (пункт 2).

Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется (пункт 3).

Если указанное в пункте 3 данной статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (пункт 4).

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется (пункт 5).

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 Закона об обороте сельскохозяйственных земель (пункт 6).

Пунктом 5 статьи 14 Закона об обороте сельскохозяйственных земель установлено, что участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 данного Федерального закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению.

Таким образом, по смыслу указанной нормы, право на выдел земельного участка без согласия арендатора предоставлено лишь тому участнику долевой собственности, который на общем собрании участников долевой собственности голосовал против предоставления земельного участка в аренду. Во всех остальных случаях выдел земельного участка из арендованного земельного участка не может осуществляться без согласия арендатора. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается. В целях изменения условий договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности, в связи с выделом земельного участка в счет земельной доли или земельных долей проведение общего собрания участников долевой собственности не требуется. От имени участников долевой собственности дополнительное соглашение к данному договору аренды заключает уполномоченное общим собранием лицо, срок осуществления полномочий которого не истек.

В соответствии с ч. 11 ст. 41 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются, в том числе: на основании письменного согласия третьих лиц на образование объекта недвижимости, если такое согласие на образование объекта является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, по смыслу указанной нормы, право на выдел земельного участка без согласия арендатора предоставлено лишь тому участнику долевой собственности, который на общем собрании участников долевой собственности голосовал против предоставления земельного участка в аренду. Во всех остальных случаях выдел земельного участка из арендованного земельного участка не может осуществляться без согласия арендатора.

Ануфриенко М.В. при заключении договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности №<……………..> от <……………..> выразила свое согласие на предоставление земельного участка в аренду ООО «Белгородские гранулированные корма».

Согласно письму ООО «Белгородские гранулированные корма» от <……………..>, в согласии на выдел земельного участка площадью 12,15 га в счет доли Ануфриенко М.В. в праве общей долевой собственности на земельный участок отказано. Аналогичная позиция изложена представителем заинтересованного лица в судебном заседании.

Доводы представителя административного истца о необходимости применения положений ч.4 ст.11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, со ссылками на судебную практику так же основаны на неверном толковании норм права, поскольку ее нормы распространяются в отношении образованных земельных участков.

Таким образом, поскольку при проведении правовой экспертизы документов в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" административным истцом не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав; в частности, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении земельного участка.

В связи с изложенным, решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области по приостановлению осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении земельного участка является законным, а оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельного участка не имеется.

Действий, нарушающих права административного истца со стороны административных ответчиков, судом не установлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Ануфриенко М. В. к государственному регистратору прав, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, о признании незаконным решения о приостановлении действий по государственному учету и государственной регистрации прав в отношении земельного участка от <……………..> года, обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на земельный участок отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд города Белгорода.

Решение суда в окончательной форме принято 07.08.2018.

Судья                                                                         Н.И. Москвитина

2а-2808/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ануфриенко М. В.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области
Золотарева В. А.
Другие
ООО "Белгородские гранулированные корма"
Суд
Свердловский районный суд г. Белгород
Судья
Москвитина Наталия Ивановна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.blg.sudrf.ru
07.06.2018Регистрация административного искового заявления
07.06.2018Передача материалов судье
08.06.2018Решение вопроса о принятии к производству
02.07.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2018Подготовка дела (собеседование)
26.07.2018Подготовка дела (собеседование)
26.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2018Судебное заседание
02.08.2018Судебное заседание
12.07.2018Рассмотрение дела начато с начала
26.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее