Дело №2а-199/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Солнцево Курской области 21 июня 2017 года
Солнцевский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Озеровой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Коростелевой Н.Г.,
с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Солнцевского района Курской области Михеевой Е.Н.,
представителя административного ответчика – Администрации Субботинского сельсовета Солнцевского района Курской области Вялых А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Солнцевского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Субботинского сельсовета Солнцевского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Солнцевского района Курской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Субботинский сельсовет» Солнцевского района Курской области выразившееся в непринятии мер по постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводных сетей протяженностью 33,3 км, расположенных на территории муниципального образования «Субботинский сельсовет» и возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводных сетей протяженностью 33,3 км, расположенных на территории муниципального образования «Субботинский сельсовет».
В судебном заседании представитель административного истца - заместитель прокурора Солнцевского района Курской области Михеева Е.Н. поддержала административное исковое заявление по вышеизложенным основаниям и просила суд его удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Администрации Субботинского сельсовета Солнцевского района Курской области Вялых А.В.
административные исковые требования прокурора Солнцевского района Курской области признала в полном объёме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По делу установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Солнцевского района Курской области проверки соблюдения законодательства о собственности в 2016 году установлено, что на территории муниципального образования «Субботинский сельсовет» Солнцевского района имеются водопроводные сети протяженностью 33,3 километра, обслуживающие жителей сельского поселения, которые не имеют собственника, в реестре муниципального имущества не числятся.
Требование представления, внесенного 10.11.2016 прокурором Солнцевского района на имя главы Субботинского сельсовета о необходимости постановки на учет 33,3 км водопроводных сетей как бесхозяйных, не исполнено.
Таким образом, водопроводные сети протяженностью 33,3 км, расположенные на территории поселения в чьей-либо собственности или на ином вещном праве не находятся. Поскольку отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанные объекты недвижимого имущества, то они являются бесхозяйным недвижимым имуществом.
Отсутствие собственника таких объектов влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению технического и санитарно-эпидемиологического состояния водных ресурсов, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, а также не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению, органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть включает в себя комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
По смыслу указанных правовых норм, орган местного самоуправления, уполномоченный управлять недвижимым имуществом, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать. Данная обязанность вытекает из обозначенных положений части 3 статьи 225 ГК РФ и Приказа Минэкономразвития России «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей». Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Проведенная в настоящее время прокуратурой проверка исполнения законодательства о собственности в администрации Субботинского сельсовета Солнцевского района показала, что по состоянию на 1 июня 2017 года на территории поселенка имеются водопроводные сети протяженностью 33,3 километра, обслуживающие жителей сельского поселения, которые не имеют собственника, в реестре муниципального имущества не числятся.
При этом документы, устанавливающие право собственности какого-либо лица на 33,3 км водопроводных сетей, отсутствуют. В реестре муниципального имущества эти объекты не числятся. Процедуру учета в реестре государственного имущества Курской области указанные объекты не проходили.
Согласно информации администрации Субботинского сельсовета, на данные объекты собираются документы для постановки их на учет как бесхозяйные, с последующим оформлением в муниципальную собственность.
Бездействие администрации муниципального образования Субботинского сельсовета не соответствует требованиям действующего законодательства, в результате чего существует реальная угроза окружающей среде, нарушаются права неопределенного круга лиц на получение качественных и безопасных услуг водоснабжения, на охрану жизни, здоровья и принадлежащего им имущества.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора Солнцевского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации Субботинского сельсовета Солнцевского района Курской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 33,3 ░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 33,3 ░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░