Решение по делу № 33-17879/2023 от 03.10.2023

Судья Исаян Э.А. УИД: 61RS0033-01-2023-000758-95

№ 33-17879/2023

№ 2-899/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 октября 2023 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Кушнаренко Н.В.

судей Боровой Е.А., Корецкого А.Д.

при секретаре Сухомлиновой П.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зерноградского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Россошинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области, третьим лицам: Управление государственной регистрации кадастра и картографии по РО об обязании оформить право муниципальной собственности на объект газоснабжения, по апелляционной жалобе Администрации Россошинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 30 июня 2023 года. Заслушав доклад судьи Кушнаренко Н.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Зерноградского района Ростовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Россошинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области об обязании оформить право собственности на объект газоснабжения. В обосновании указано, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории Россошинского сельского поселения имеются газопроводы, не имеющие собственника. Мер по регистрации права муниципальной собственности Администрацией не предпринимаются. Прокуратурой района 25.01.2023 года в адрес главы Администрации внесено представление, которое оставлено без удовлетворения.

На основании изложенного, прокурор просил суд обязать Администрацию Россошинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области в течении 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу оформить право муниципальной собственности за муниципальным образованием «Россошинское сельское поселение» на следующие объекты газоснабжения: газопровод среднего (высокого) давления к жилым домам по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, протяженностью 0,152 км; подземный газопровод среднего (высокого) давления от места врезки существующего газопровода до АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, протяженностью 0,950 км; газопровод высокого давления по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, протяженностью 0,217км; газопровод высокого давления от ГРПШ до АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, протяженностью 0,152 км; газопровод среднего давления от ГРПШ до АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН протяженностью 0,218 км; надземный газопровод среднего давления от ГРПШ на северо – запад в котельной 22 в х. 1-й Россошинский, протяженностью 0,145 км.

Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 30 июня 2023 года суд обязал Администрацию Россошинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области в течении 12 месяцев с даты вступления решения в законную силу оформить право муниципальной собственности за муниципальным образованием «Россошинское сельское поселение» на выше указанные объекты газоснабжения.

В апелляционной жалобе Администрация Россошинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование приводит доводы о том, что требования прокурора об обязании оформить право муниципальной собственности на бесхозяйный газопровод основаны на неверном толковании норм материального права.

Апеллянт указывает на то, что обязанность по принятию бесхозяйственных электросетей не возникает в силу ст. 225 ГК РФ, она устанавливает лишь возможность муниципального образования принять на учет бесхозяйное недвижимое имущество, а затем обратится в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности.

Также, ответчик указывает на то, что в соответствии с положениями ч.5 ст. 225 ГК РФ с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов вправе обратиться ПАО «Газпром». В ходе рассмотрения дела ими заявлено ходатайство о привлечении ПАО «Газпром» к участию в деле в качестве третьего лица, однако, в удовлетворении данного ходатайства судом было необоснованно отказано.

Апеллянт настаивает на том, что на них преждевременно и необоснованно возложена обязанность по регистрации муниципальной собственности на участок сети газоснабжения, технологически связанный с иными объектами газоснабжения, эксплуатируемыми ПАО «Газпром».

Прокуратурой Зерноградского района Ростовской области поданы возражения на апелляционную жалобу Администрация Россошинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах, установленных ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены судебного постановления.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлено, что в Россошинском сельском поселении имеются объекты безхозяйных газопроводов и сооружений, не оформленных в муниципальную собственность.

22.09.2022 года ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» предоставило в Администрацию Зерноградского района пообъектный перечень бесхозяйных газопроводов и сооружений для согласования и проведения работ по оформлению их в муниципальную собственность (л.д. 10-12).

20.10.2022 года Администрация Зерноградского района предоставила перечень безхозяйных объектов газоснабжения и сооружений (л.д.7-9).

Согласно представленным техническим планам сооружений, в Россошинском сельском поселении расположены следующие объекты: газопровод среднего (высокого) давления к жилым домам по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, протяженностью 0,152 км; подземный газопровод среднего (высокого) давления от места врезки существующего газопровода до АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, протяженностью 0,950 км; газопровод высокого давления по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, протяженностью 0,217км; газопровод высокого давления от ГРПШ до АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, протяженностью 0,152 км; газопровод среднего давления от ГРПШ до АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, протяженностью 0,218 км; надземный газопровод среднего давления от ГРПШ на северо – запад в котельной 22 в х. 1-й Россошинский, протяженностью 0,152 км.

Из сообщения ТУ Росимущества НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29.11.2018 года следует, что сведения об объекте – сооружения, газопровод высокого давления, протяженностью 54 м, расположенные в ъ. Россошинский от ГРПШ до АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, не могут быть представлены в связи с отсутствием сведений в реестре федерального имущества (л.д.131).

Согласно ответу Минимущество РО НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в реестре государственного имущества Ростовской области не числится вышеуказанное имущество, а также не числится в реестре муниципального имущества (л.д.132,133).

25.01.2023 года прокурором внесено представление об устранений нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.14-16).

Представление прокурора рассмотрено Администрацией Россошинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области, и 14.02.2023 года направлен ответ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, согласно которому Администрация организовала работу по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество (л.д.17-19).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

При вынесении решения суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 225 ГК РФ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 33 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст.ст. 2, 4 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", принял во внимание разъяснения, изложенные в постановлении Правительства РФ от 25.12.2013 N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)", которым утверждены Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий)", исходил из того, что в Россошинском сельском поселении имеются объекты безхозяйных газопроводов и сооружений, не оформленных в муниципальную собственность, и пришел к выводу о необходимости возложения обязанности на администрацию Россошинского сельского поселения принять меры к постановке газопроводов, указанных в просительной части иска, на учет в качестве бесхозяйных, поскольку для надлежащей эксплуатации опасного производственного объекта, а также безопасного обеспечения населения газом указанные объекты должны быть приняты на учет и зарегистрированы в установленном законом порядке, согласно требованиям приказа Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права.Согласно пунктов 1 и 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, а также организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547, установлено, что основной абонент, это юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином законном основании объектом сети газораспределения и (или) газопотребления.

В силу ч. 6 ст. 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по: выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Газопровод является опасным производственным объектом.

Согласно ст. 2 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" линейные объекты топливно-энергетического комплекса - система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.

В силу положений ст. 4 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" основными принципами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются, в том числе, взаимная ответственность личности, общества и государства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; непрерывность; обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

В части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" указано, что Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2013 N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)", которым утверждены Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий)" утверждены Общие требования по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов.

Указанными подзаконными актами установлен ряд требований для эксплуатации объектов подобной категории, реализация которых возможна только при наличии собственника.

Согласно положениям ст. 33 Федерального закона РФ от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий: создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет иные мероприятия.

Ненадлежащее использование газовых сетей, отсутствие должного контроля за их техническим состоянием создает угрозу аварийной ситуации в пределах территорий муниципального образования, где они проложены.

Бездействие уполномоченного органа местного самоуправления не отвечает таким принципам противодействия терроризму, установленным п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", как приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, поскольку не проведение всех необходимых мероприятий по обслуживанию газопровода и обеспечению его соответствия предъявляемым законодательством требованиям может способствовать совершению террористических актов, облегчать совершение противоправных действий, что существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования.

Согласно требованиям ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", уличные газопровода отнесены к опасным производственным объектам. Следовательно, они не могут эксплуатироваться без принадлежности к какому-либо собственнику. Для надлежащей эксплуатации опасного производственного объекта, а также безопасного обеспечения населения газом в должны быть приняты на учет и зарегистрированы в установленном законом порядке, согласно требованиям приказа Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 N 931"Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исковые требования прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Россошинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области о возложении обязанности оформить право муниципальной собственности на объект газоснабжения следует удовлетворить.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении спора правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, вышеуказанные доводы апелляционной жалобы ответчика о преждевременно и необоснованно возложенной на него обязанности по регистрации муниципальной собственности на участок сети газоснабжения, не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, и сводятся к выражению несогласия с приведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.

Доводы жалобы о принятии судом решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, несостоятельны, поскольку обжалуемое решение не затрагивает права ПАО «Газпром», так как судом был разрешен только вопрос об оформлении права муниципальной собственности за муниципальным образованием «Россошинское сельское поселение» на выше указанные объекты газоснабжения.

Факт нахождения на территории Россошинского сельского поселения газопроводов, не имеющих собственника, стороной ответчика не отрицается.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права. Указанные доводы не могут служить основанием для отмены решения суда.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.

Предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований к отмене решения суда первой инстанции не установлено.

руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 30 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Россошинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 23.10.2023 г.

33-17879/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Зерноградского района Ростовской области
Ответчики
Администрация Россошинского сельского поселения
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ростовской области
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
18.10.2023Судебное заседание
25.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2023Передано в экспедицию
18.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее