Дело № 2-1545/2021
УИД 47RS0014-01-2021-000724-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Приозерск 20 декабря 2021 г.
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Левичевой Н.С.
при секретаре ФИО2
с участием представителя ответчика ФИО1 ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПАО «Россети Ленэнерго» к ФИО1 о расторжении договора и взыскании неустойки,
установил:
ПАО «Россети Ленэнерго» обратилось в суд с иском к ФИО1, в котором просит расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 14 августа 2019 г. № №, заключенный между ПАО «Россети Ленэнерго» и ФИО1; взыскать с ФИО1 в пользу ПАО «Россети Ленэнерго» неустойку за нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению в размере 34097 руб. 21 коп. за период с 15 декабря 2019 г. по 1 марта 2021 г.; взыскать с ФИО1 в пользу ПАО «Россети Ленэнерго» расходы по уплате государственной пошлины.
Требования мотивированы тем, что 14 августа 2019 г. между ПАО «Россети Ленэнерго» и ФИО1 заключен договор № № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства ответчика, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый №. В соответствии с п. 5, 8 договора ответчик обязан в срок 4 месяца со дня заключения договора выполнить мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, а также оплатить расходы на технологическое присоединение. Однако ответчиком обязательства по выполнению мероприятий, указанных в технических условиях к договору до настоящего времени не исполнены. Просрочка ответчика по исполнению мероприятий составляет более 12 месяцев. Нарушение заявителем установленного договором срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению на 12 и более месяцев при условии, что сетевой организацией в полном объеме выполнены мероприятия по технологическому присоединению, срок осуществления которых по договору наступает ранее указанного нарушенного заявителем срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, может служить основанием для расторжения договора по требованию сетевой организации по решению суда. Также правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств и пунктом 17 договора предусмотрена обязанности одной из сторон договора при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, уплатить другой стороне неустойку, равную 0,25 процентам от указанного общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки. При этом совокупный размер такой неустойки не может превышать размер неустойки, определенной в предусмотренном порядке за год просрочки (предельный размер неустойки 34097 руб. 21 коп.). В связи с неисполнением обязательств по договору в целях соблюдения претензионного порядка урегулирования спора в адрес ответчика была направлена досудебная претензия от ДД.ММ.ГГГГ № №, ответ на которую не поступил. (том 1 л.д. 10-13)
Заочным решением Приозерского городского суда от 20 июля 2021 г. удовлетворен иск публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» к ФИО1 о расторжении договора и взыскании неустойки.
Определением от 18 октября 2021 г. заочное решение Приозерского городского суда отменено, рассмотрение дела по существу возобновлено.
Истец ПАО «Россети Ленэнерго», извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направило.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, направила своего представителя ФИО3, который просил в иске отказать, поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению.
Из материалов дела видно, что 14 августа 2019 г. между ПАО «Россети Ленэнерго» и ФИО1 заключен договор № № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства ответчика, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый №. (том 1 л.д. 22-25)
В соответствии с п.п. 5, 8 договора ответчик обязан в срок 4 месяца со дня заключения договора выполнить мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, а также оплатить расходы на технологическое присоединение.
Сетевой организацией мероприятия по технологическому присоединению объекта ответчика были выполнены, о чем ему было направлено уведомление от 14 августа 2019 г. № №. (том 1 л.д. 29)
Истцом в связи с неисполнением обязательств по договору ответчику направлена претензия № № от 24 марта 2020 г. с предложением о расторжении договора и требованием об уплате начисленной неустойки за просрочку исполнения обязательств по технологическому присоединению и по оплате услуг за технологическое присоединение. (том 1 л.д. 30-35)
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных данным кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 16(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее также – Правила № 861), нарушение заявителем установленного договором срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению на 12 и более месяцев при условии, что сетевой организацией в полном объеме выполнены мероприятия по технологическому присоединению, срок осуществления которых по договору наступает ранее указанного нарушенного заявителем срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, может служить основанием для расторжения договора по требованию сетевой организации по решению суда.
Пунктом 7 Правил № 861 установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 Правил;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 данных Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности;
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению №, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) Правил).
Ответчик в обоснование возражений на иск указывает, что технологические условия, предусмотренные договором, были выполнены ответчиком в полном объеме, до обращения истца в суд, о чем было сообщено заявками № от 17 июля 2020 г. и № от 13 апреля 2021 г.
Согласно информации, представленной истцом, результатом рассмотрения заявок № от 17 июля 2020 г. и № от 13 апреля 2021 г. являются подготовленные и подписанные истцом акты допуска (ввода) в эксплуатацию прибора учета электрической энергии № № от 23 июля 2020 г. (прибор учета не допущен, не выполнен п. 10 технических условий, приложение № к договору), № № (прибор учета допущен).
Кроме того, истец указывает, что акт допуска (ввода) в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, акт о выполнении технических условий и акт технологического присоединения направляются и выдаются заявителю, когда все обязательства выполнены в полном объеме с обеих сторон, в данном случае ответчик не выполнил п. 11.1 технических условий, а именно не получил акт допуска Ростехнадзора, что не позволило завершить мероприятия по технологическому присоединению и подписать акт о выполнении технических условий и акт технологического присоединения.
Из материалов дела следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 14 декабря 2019 г. в соответствии с п. 5 договора.
Таким образом, поскольку ответчиком обязательства по выполнению мероприятий, указанных в технических условиях к договору не исполнены, просрочка ответчика по исполнению мероприятий составляет более 12 месяцев, суд находит требования ПАО «Россети Ленэнерго» о расторжении договора с ответчиком обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Истец просит взыскать с ответчика неустойку за нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению за период со 15 декабря 2019 г. по 1 марта 2021 г. в размере 34097 руб. 21 коп.
Подпунктом «в» п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, и п. 17 договора предусмотрена обязанность одной из сторон договора уплаты неустойки при нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Расчет неустойки истца требованиям законодательства не противоречит.
В соответствии с ч. 1 ст. 333 Гражданского кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Поскольку неустойка носит компенсационный характер, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства закон предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом, также учитывая характер, длительность и последствия нарушения обязательства, отсутствие доказательств наступления для истца значительных последствий, связанных с несвоевременным выполнением ответчиком обязательств по договору, с учетом положений ст. 333 Гражданского кодекса РФ суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка в размере 5 000 рублей.
Взыскание неустойки в большем размере будет противоречить правовым принципам обеспечения восстановления нарушенного права и соразмерности ответственности правонарушителя, и придаст правовой природе неустойки не компенсационный, а карательный характер. Большее же уменьшение неустойки фактически приведет к освобождению ответчика от ответственности за нарушение срока исполнения обязательства.
На основании ст. 98, 101 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд взыскивает с ответчика в пользу истца возмещение расходов по уплате государственной пошлины в размере 6400 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить частично иск ПАО «Россети Ленэнерго» к ФИО1 о расторжении договора и взыскании неустойки.
Расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 14 августа 2019 г. № № заключенный между ПАО «Россети Ленэнерго» и ФИО1.
Взыскать с ФИО1 в пользу ПАО «Россети Ленэнерго» неустойку за нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению в размере 5 000 руб. за период с 15 декабря 2019 г. по 1 марта 2021 г.
Взыскать с ФИО1 в пользу ПАО «Россети Ленэнерго» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 400 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований ПАО «Россети Ленэнерго» отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Приозерский городской суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.С. Левичева
Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2021 г.